Формирование у младших школьников основ нравственной культуры в процессе внеклассной работы по физической культуре
Предмет: | Физкультура |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Новикова Светлана Викторовна
|
Содержание
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются культурно-философские основы нравственного воспитания. Современному обществу нужны широко образованные, высоко нравственные люди, которые будут обладать не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человечек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Приобретать нравственные знания важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и создают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Объект исследования: формирование основ нравственной культуры младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы внеклассной работы по физической культуре, направленные на формирование основ нравственной культуры младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования основ нравственной культуры личности, разработать программу формирования основ нравственной культуры младших школьников в процессе внеклассной работы по физической культуре и апробировать её.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию «нравственная культура младших школьников».
2. Обосновать содержание внеклассной работы по физической культуре
3. Разработать программу для формирования нравственной культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: Если во внеклассной работе с младшими школьниками учитель будет активно использовать формы и методы нравственного воспитания, то это будет способствовать развитию личности школьников и формированию у них нравственной культуры. Процесс нравственного воспитания младших школьников во внеклассной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
· Проанализированы теоретические подходы к пониманию «нравственная культура младших школьников»
· Обосновано содержание внеклассной работы по физической культуре
· Разработана программа для формирования нравственной культуры младших школьников
Теоретическая и практическая значимость исследования: на основе анализа методик по формированию нравственной культуры младших школьников составлена и апробирована программа, которая была использована во внеклассной работе с учащихся младшего возраста по физической культуре.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников.
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования основ нравственной культуры у младших школьников.
§1. Сущность понятия «нравственная культура» и её формирование в младшем школьном возрасте.
Определение нравственность происходит от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1,155]
Человек живет, ведет себя в обществе, и в связи с этим он получает определенные понятия в виде моральных требований, норм, нрав.
Как и любое другое определение, понятие мораль имеет свою конкретику, и она может преобразовываться с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. С развитием общества, становлением государства менялись представления о нравственности, достойных нормах и нравах поведения в общественной среде.
В литературных источниках понятие «нравственность» трактуется неоднозначно.
Так, например, доктор психологических наук и профессор Л.А. Григорович предоставил следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5, 104]
И.С. Марьенко же отметил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11, 7]
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.»[5, 104]
Воспитание – это не что иное, как процесс целенаправленного формирования личности. Это есть взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое специально организованно, управляемо и контролируемо, и результатом своим имеет становление личности, которая необходима обществу.
Точное понятие воспитания дает М.Г. Яновская, которая утверждает, что воспитание является двусторонним процессом, прежде всего построенным на взаимодействии учителя и учеников, а если речь идет о взаимосвязи, то школьник является не только объектом воспитания, а он уже персонально взаимодействует с воспитательными влияниями педагога, он их принимает. А еще конкретней, то ученик вовсе не замечает воздействий со стороны педагога; он просто считает, что он сам так решил, захотел, стремился именно к этому, порой даже и сделал, потому что для него это и важно, и интересно. В этой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это является важнейшей педагогической закономерностью, следование которой строго обязательно»[25, 25].
Понятие нравственное воспитание универсально, и много что объединяет. В первую очередь оно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Формирование нравственных чувств личности является центральным звеном нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.[12, 163]
Для младших школьников нравственное воспитание будет становиться более привлекательным, значимым и эффективным, если оно основано на диалоге, общении, сотрудничестве, и на выполнении педагогом следующих условий:
- «Опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
- Обеспечение эмоциональной насыщенность общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников.
- Создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
- Утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности.
- Рассматривание положительного воздействия общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
- Забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»[25, 29]
Нравственное воспитание может эффективно реализовываться благодаря целостному процессу педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В итоге результатом целостного процесса становится сформированная нравственная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает в себя, прежде всего формирование у младших школьников понятия взаимодействие с социальными институтами, зависимости от общества, необходимости согласовывать свое поведение с интересами организаций; ознакомление с нравственными образцами, требованиями общества, доказательство их мотивированности и понятности; перерабатывание нравственных знаний в нравственные уговоры, создание системы этих убеждений; развитие устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; становление нравственных привычек.
Мы знаем, что нравственное воспитание школьников это очень сложный и многофункциональный процесс, который включает в себя педагогические и социальные принципы. В частности ход нравственного воспитания в общепризнанном масштабе независим, в частности на его специфику, по мнению А.С. Макаренко влияют основные задачи нравственного воспитания, которые заключаются в следующем:
1. Формирование нравственного сознания;
2. Воспитание и развитие нравственных чувств;
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.[12, 163]
«Нравственное сознание – инициативный процесс отображения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Нравственное мышление является основной перемещающейся мощью продолжения нравственного сознания, в результате которого рассматривается процесс непрерывного накопления и улавливания нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, введение нравственных решений, установление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, которые в свою очередь отражаются в сознании, и их осмыслении, оценке, нравственном мышлении. Нравственность личности вырабатывается из конкретно отработанных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.»[9, 266]
В проявлении нравственной воли основой и мотивом являются нравственные чувства, сознание и мышление. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Одной из основных базовых категорий нравственного воспитания является «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»[9, 265]
Благодаря чувственному освоению ребенком, нормы морали преобразовываются в субъективную нравственность, которая становится для него, прежде всего живым чувством, реальным состоянием и переживанием глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфортом, страданием, физическим отвращением, самоосуждением и горьким раскаянием. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря нему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки получают нравственный смысл. Нравственное воспитание, пренебрегающее темпераментную сферу, художественное отношение к реальности является бессильным, неспособным вырабатывать скрытые внутри стимулы и мотивы цивилизованных поступков детей, управлять их поведением.
При помощи моральной привычки нормы коллективного понимания и социальной морали превращаются в духовное усваивание личности. Без внутренней привычки неприемлемо самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Результат нравственного чувства как основообразующего начала не означает игнорирования нравственным сознанием. Прогрессивное нравственное сознание подразумевает представление о моральных принципах, нормах и единовременно, неизменное осознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
Существуют определенные компоненты, в свою очередь, имеющие последовательность нравственного поведения личности: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизни материализуются в целостности все перечисленные компоненты.[9, 265]
Из всех существующих средств нравственного воспитания главным является оперирование организованных в культуре на разных исторических этапах развития нравственных идеалов, т.е. моделей нравственного поведения, к которому тяготеет человек. Как принято, нравственные модели организуются на фоне гуманистического мировоззрения как суммированной системы взглядов и убеждений, в которой человек показывает свое расположение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. Отношение человека включает не только оценку мира как объективной действительности, но и оценку своего места в окружающей жизни, связей с другими людьми.
Мы рассматриваем суть нравственного воспитания посредством понятия гуманность.
Гуманность – это единая оценка субъекта, охватывающая совокупность всех существующих ее свойств, показывающих подход человека к человеку. Иными словами, гуманность выражает собой множество нравственно-психологических свойств личности, определяющих понятное и разумное отношение к человеку как к высшему сокровищу. Гуманность образовывается в процессе контактирования с другими людьми, как качество личности. К таким качествам относятся: внимательность и доброжелательность; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.[5, 104]
Особой педагогической убедительностью характеризуется модель уважительного отношения учителя к ученикам. Важным средством вырабатывания гуманности является морально-этическое приобщение (исследование историй жизни знаменитых людей, их деятельности в искусстве, жизненных принципов, нравственных поступков). Значимым условием воспитания гуманности является создание коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непринужденно начинаться в процессе совместной деятельности, а могут быть сознательно приготовлены педагогом. Помимо гуманности в сущность понятия нравственного воспитания вступает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности устанавливает ее поведение в непохожих сферах жизни и деятельности и обнаруживается в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Дисциплина является составной частью нравственности и подготавливает младшего школьника к общественной деятельности, которая построена на собственной ответственности и сознательности. Индивидуальное положение совести за свои поступки становится способность человека выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах [5, 105-106].
Дисциплинированность обретает свое выражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:
§ «культуру речи (способность вести обсуждения, понимать юмор, применять выразительные языковые средства в разных условиях общения, обладать нормами устного и письменного литературного языка);
§ культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 3.51 Mb |
Количество скачиваний: | 4 |