Индивидуальная методическая работа учителя.

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор:

Индивидуальная методическая работа учителя.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

                                                                           Л. Н. Толстой

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • становление личности младшего школьника,
  • раскрытие его индивидуальных возможностей.

Благоприятным  периодом  развития ин­теллекта  является дошкольный и особенно младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, фор­мы мышления. Значит, нужно предусмотреть такое построение учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Для развития ребенка не­обходимо теоретическое содержание изучаемых предметов, строящихся как система научных понятий. Работа с теоретическим материалом требует от школьников выполнения определенных учебных действий, соответствую­щих закономерностям теоретического мышления. К ним относятся:

  • постановка учебной задачи;
  • анализ условия задачи с целью обнаружения  связей и отношений в объекте;
  • моделирование  выделенного  отношения
  • изучение на модели свойств этого отношения;
  • построение системы частных задач, которые решаются общим способом;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Овладение этими действиями позволяет учащимся впо­следствии самостоятельно осуществлять учебную деятельность, позволяющей школьникам впоследствии самостоятельно овладевать любыми зна­ниями.

 

Я считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования. 


Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. 

 

Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:

  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; 
  • стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; 
  • всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. 

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 


Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. 


Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному. 

 

Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле:

 

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ, 

 

которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе. 


Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. 


При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. 


Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. 


«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. 


Кому нужны творческие способности? 


Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. 


Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Значение периода детства для развития творческих способностей.Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. 


 Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно- образовательной работе с детьми. 


Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. 


Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
Я учитываю многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. 


Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. 


Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

1.     Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 

2.     Функция формирования творческих способностей; 

3.     Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. 

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. 


Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1.     Наличие у педагога определенных знаний и умений. 

2.     Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 

3.     Необходимость включение педагога в игру. 

4.     Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 

5.     Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 

6.     Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. 

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. 


Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии? 


Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. 


Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. 


Часто использую на уроках дидактические игры. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Вот несколько игр, используемых мною: «Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. 


Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се – рё - жа, Ма–ри – на, На – та – ша и др.
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий. 


У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др. 


Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов. 


Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например : урок КВН, урок – путешествие, урок - праздник, урок – игра, урок - исследование. 


Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды, сочиняют четверостишия, пишут сочинения. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды» 


Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном. Так, знакомясь с содержанием отрывка из сказки С. Маршака "Двенадцать месяцев”, дети первый раз и не заметили, какой из братьев – месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на её поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети нашли в тексте слова, характеризующие каждого героя, а затем сделали вывод. А когда инсценировали эту сказку, дети старались голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Дети очень любят минутки поэзии. Звучат на уроке стихи Пушкина, Есенина и других мастеров слова. Дети читают и стихи собственного сочинения. 


На уроке чтения традиционным стало задание "Я начну, а ты продолжи…”.

Игра называется: «Я начну, а ты продолжи» 


Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что … (пожелтели листья на осинке)

Осень – вкусненькое слово, варится варенье,
Потому что… (фруктов много, много угощенья)

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются,
Потому что … ( снова в школу, вот как получается) 


"Круглый стол” - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например: 


Больше всего в себе мне нравится…
Я такой же, как все, потому что…
Я хотел быть…
Моя любимая игра…
Мне кажется, что мое имя означает…
Я бы хотел узнать о…
Мне грустно, когда…
Я хотел бы быть более…
Когда-нибудь, я надеюсь…

"Загадай желание" - так же сидят кругом и загадывают желания…

Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
Если бы я стал птицей, я бы …
Если бы я был деревом, я бы…
Если бы я был машиной, я бы…
Если бы я был нашей страной, я бы…
Если я бы был иностранным государством, я бы…
Если бы я был игрой, я бы…
Если бы я был фильмом, я бы…
Если бы я был бы цветом, я бы… 


Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность. 


С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет. 


Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. Каждому ребёнку я давала этюд о зимней природе. Звучит музыка, дети рассматривают этюд и передают в сочинении своё настроение, придумывают названия. Вот одна миниатюра: "Наступила красавица – зима. Ели надели свои мохнатые шапки. Везде большие сугробы. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми узорами, покрывает их тонким серебром”. 


На уроках русского языка использую составление предложений по открыткам осенним, зимним или весенним пейзажами. Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, ставить отметки, вступать в беседу в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой – либо области знаний. Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям и подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи "Сказки о рыбке и рыбке” Пушкина. Творческие способности детей продолжаю развивать и ан уроках природоведения, во время прогулок и экскурсий в лес или парк, на луг. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.

 

Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадку: 


Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром. (зима) 


Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи. 


На поля и на луга
До весны мели снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год! ( декабрь) 


Вырос лес – белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не выехать. (узор на окне)

Выросло, по выросло. 

Из бороды повылезло.
Солнышко встало – ничего не стало. (сосулька) 


Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. При подведении итогов экскурсии похвалила детей от имени зимушки – зимы за их активность т наблюдательность. На следующем уроке природоведения дети получили письмо от Почемучки. Там где живёт Почемучка, нет зимы. И он просил рассказать ему о зиме, ответить на его вопросы: что такое зима? Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает; Январь – году начало, зиме середина; Вьюги да метели под февраль налетели. По приготовленной заранее картинке дети рассказали о медведе, лисе и белке. 


Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Методы развития творческих способностей у детей 


Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. 


Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1.     Каждая игра представляет собой набор задач. 

2.     Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 

3.     Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 

4.     Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение м

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 40.33 Kb
Количество скачиваний: 21
Просмотров: 144

Похожие материалы