Исследовательская работа "Живопись в творчестве Н.В. Гоголя"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………..с.2-3

 

1.      Гоголь и живопись…………………………………………………………………с.4-8

1.1  Увлечение Гоголя живописью……………………………………………………...с.4

1.2  Иллюстрации Гоголя к своим произведениям.…………………………………....с.4-5

1.3  Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»…………………..с.5                                                   

1.4  Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь…………………………………………………...…..с.5-6              

1.5  Живописное слово Гоголя………………………………………………………….с.6                

1.5.1        Знаменитое описание сада Плюшкина И. В………………………………......с.6

1.5.2        Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»…………………….….с.7       

1.5.3        «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»…………………………………………………………..с.7-8            

 

2.      Заключение……………………………………………………………………...…с.9-10

3.      Литература………………………………………………………………………….с.11

4.      Приложения.       


 

 

Введение

    Мир прекрасного для Николая Васильевича Гоголя немыслим без живописи, скульптуры, театра. Истинный писатель, наделенный богатым воображением, обладающий тонким художественным вкусом, способный одухотворять окружающий мир, он не мог не любить искусство.

    Многие произведения Гоголя полны впечатлений от полотен выдающихся художников. Великое слово писателя откликается на картины, созданные кистью талантливых живописцев.

    Я занимаюсь в художественной школе и. конечно, многое уже узнала из области искусства. Согласна, картины великих художников рождают в нас новые ощущения, поднимают над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого из нас что-то неизгладимое, о чем мы иногда можем и не догадываться.

    Я люблю творчество Н.В. Гоголя. Читая его произведения, приходишь к мысли, что он словно черпал в произведениях живописи новые ощущения, будто чувство, выраженное в красках, рождало в его воображении новое, более острое понимание слова.

    Цель моей работы: изучить мастерство Гоголя-художника, связанное с искусством словесной живописи.
    Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи:
1) выявить значимую роль живописи и ее проявления на этапах творческого пути Н.В. Гоголя
2) установить, что дружба с художниками,-это возможность «пользоваться средствами и выгодами для многих недоступными»
3) доказать, что пристальное вглядывание и вслушивание в природу, изображенную  Гоголем, способствует развитию мышления и речи, обогащению словарного запаса, ощущению внутренней гармонии, пробуждению в нас любви к прекрасному, к красоте, добру и справедливости.

    Предмет исследования: живопись в творчестве Гоголя.

    Объект исследования: природа живописи и литературы, тайна творческого вдохновения писателя, предназначение художника-творца.

    Метод исследования: работа с текстом, наблюдение, исследование, сравнение, анализ языкового мастерства.

   Творчество Н.В. Гоголя представляется нам достаточно изученным. «Литература о Гоголе велика и многообразна. На протяжение многих лет его творчество изучали такие исследователи как В.В. Виноградов, В.В. Ермилов, Г.А. Гуковский, Е.С. Добин и многие другие. В своих работах они подробно раскрывают особенности творчества Н.В. Гоголя, его язык, проблематику произведений».

    Я достаточно много прочитала литературы о Н.В. Гоголе. Особенно привлекла мое внимание интересная и познавательная книга «Рисунки русских писателей». Автор-составитель Р.В. Друганов. И книга И. Долгополова «Рассказы о русских художниках».
    Я открыла для себя нового Гоголя. Он для меня романтик, художник, поэт в прозе. Недаром он когда-то сказал: «Поэзия и живопись-родные сестры».

    Тема «Живопись в творчестве Гоголя» и сегодня актуальна прежде всего тем, что Н.В. Гоголь внес огромный вклад в развитие русской литературы, поднимая в своих произведениях такие вопросы, которые до сих пор не перестают волновать общество. А данная исследовательская работа позволяет мне по-новому взглянуть на содержание текстов Гоголя и художественной литературы в целом, расширяет мое понимание роли живописи не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Те результаты, к которым я пришла в ходе исследования, для меня очень значимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Гоголь и живопись

1.1 Увлечение Гоголя живописью

    «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль», -писал В.Г. Белинский.

    Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечен живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя, как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств.

    У него мало рисунков в творческих черновиках и почти нет автоиллюстраций, кроме эскизов обложек. Его основная тема-архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и сталинские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали-арки, колонны, купола, башенки, балконы, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. До нас дошла лишь небольшая часть его графики и, по-видимому, не самая лучшая часть, и многое неизвестно из его живопись.

1.2 Иллюстрации Гоголя к своим произведениям

   На рисунки Н.В. Гоголя следует обратить внимание вовсе не по тому, что он не без основания называл себя с Жуковским «наполовину художниками».

   Удивляет женский портрет, сделанный карандашом около 1820 года, когда Гоголь был еще гимназистом. Удивляет не только силой уместно найденного тона и богатством его оттенков, но прежде всего каким-то мистическим восприятием формы. Некоторое искажение пропорций лица (вытянутый нос и подбородок, заниженный лоб) напоминают некоторых персонажей из его же произведений.

   Готовя «Мертвые души» к изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги.

   Остается только пожалеть, что, поскромничав, Гоголь больше не решился делать иллюстрации. Тогда, наряду с хорошими гравюрами П.М. Боклевского и А.А. Агина, мы имели бы удовольствие видеть живые и весьма характерные рисунки самого писателя.

1.3 Дружба с художником Ивановым. «Явление Христа народу»                                                                         

   Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях Гоголь чувствует огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Для художников Гоголь был образцом писателя, из произведений которого они черпали огромные силы, силы правды или лжи, добра или зла. Русского художника П.А. Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В картинах Федотов по-гоголевски «обличал, любовался, смеялся» («следствие кончины Федельки» 1844г.).

    Я уже упоминала о художнике Александре Иванове. С ним Гоголя связывает многолетняя дружба. На знаменитой картине А. Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») -в облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании картины в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии; он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

1.4 Картина Брюллова «Последний день Помпеи» и очерк Гоголя «Помпеи последний день»: их неразрывная связь

   Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью «Помпеи последний день (картина Брюллова).» Она написана горячо, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. Прекрасное полотно вдохновило Гоголя на создание очерка «Помпеи последний день.»

    24 августа 29 года нашей эры был страшным днем для жителей древней Помпеи: началось извержение Везувия.

    Статья Гоголя о картине Брюллова известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает творчество Н.В. Гоголя. Она была создана Гоголем на одном дыхании, написана стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои картины Брюллова поражают и восхищают зрителя. «Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Они заглушают его своею красотой.» В этом Гоголь видел главную идею картины. Он умеет живо описать словом то, что изображено на картине. В своей статье Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений 19го века».

1.5 Живописное слово Гоголя

    Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира. Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.

1.5.1 Знаменитое описание сада Плюшкина И. В.

    Вспомним знаменитое описание сада Плюшкина в 6 главе «Мертвых душ», где он дал пейзаж, какого тщетно искал в современной живописи.
    «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось один освежал эту обширную деревню {…}. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, {…}подымался, как мраморная сверкающая колонна. Хмель, гнувший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешник обвивал до половины сломленную берез{…} Узкая дорожка, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дряхлый ствол ивы, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые листы. В стороне, у края сада несколько осин подпирали огромные вороньи гнезда».

   Опираясь на описание сада Плюшкина Гоголем, я попыталась представить сад этого помещика с моей точки зрения (сравнить, что было бы похоже, а что нет).

   Я знаю, что это был за помещик: его привычки, быт, описание комнаты, его увлечения, характер и многое другое. Исходя из этого, я могу представить и попытаться изобразить то, каким был сад Плюшкина. А затем сравнить его с представлением Гоголя. Приложение №1

 

 

 

1.5.2 Красота украинской степи в повести «Тарас Бульба»

    Очень красиво и поэтично Гоголь описывает украинскую степь в повести «Тарас Бульба». Она показана и днём и веером. В каждое время суток она выглядит по-разному. Днем она похожа на зелено-золотой океан, по которому раскиданы прекрасные степные цветы. Воздух наполнен птичьими голосами. Вся степь точно живая. Она дышит, радуется новому дню. Вечером степь совершенно переменилась. Очень красив закат солнца. Степь наполнилась совсем другими звуками. Свистели суслики, громко трещали кузнечики, слышался крик лебедя.

    Описание запорожской степи невероятно красиво. Чувствуется любовь Гоголя к родной природе. Важно, что герои этой повести находятся среди такой прекрасной природы и всем сердцем чувствуют ее красоту. Описание степи занимает очень важное место в повети. Чувствуется, что в эту картину автор вложил всю свою душу, любовь. Весь свой талант.

1.5.3 «Майская ночь или Утопленница и картина А. И. Куинджи: союз волшебных звуков, чувств и дум»

    Как многообразна и естественна природа в гоголевский произведениях. Вся красота, ширь, могучее спокойствие родины, чистота и глубина души ее выражена в эпическом образе Днепра. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не шелохнет, не прогремит…»

    Чтобы показать всю величественность Днепра Гоголь использует разные средства выразительности.

Гиперболы

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Высказывания

Без меры в ширину

Страшен Днепр

Будто весь вылит из стекла

Днепр ходит

Пышный

Без конца в длину

Он же пышный

Будто голубая зеркальная дорога

Нежась и прижимаясь ближе к берегу

Зеленокудрые

Пойдут горами по небу синие тучи

Синий

Будто полоса дамасской сабли

 

Нет реки ему равной в мире!

 

    Свое отношение к Днепру Гоголь передает и в глаголах-сказуемых: «не шелохнет», «сыплются», «озирает». Днепр показан ранним утром в ясный осенний день, в темную ночь, и во время бури. Да, есть и страшный Днепр. Как он грозен, шатающий леса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами. Вот так неисчерпаемо богат Днепр в изображении Н.В. Гоголя.

    Картина А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» обрела поистине народную славу. Она является и моей любимой картиной этого художника. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Лунная рябь на реке и сияние самой луны передает гениальность А.И. Куинджи и кажется, что зритель попадает под власть вечного и Божественного, точно так же, как мы попадаем под власть вечного и Божественного, когда читаем «Майскую ночь, или Утопленницу» Н.В. Гоголя. Это союз волшебных звуков, чувств и дум…

   «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее… Земля вся в серебряном свете…Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя.  Тихи и покойны пруды; холод и мрак этих вод угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. Божественная ночь. Очаровательная ночь.

    Как похожа лунная украинская ночь на картине художника Куинджи на описание украинской ночи Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». И на картине и в рассказе доминирует серебряный цвет, то есть серо-белый, с блеском. Это лунный цвет. Его можно увидеть, если посмотреть на ночное звездное небо или во время дождя; в каждой капле, присмотревшись, замечаешь этот цвет. По настроению он загадочный, таинственный, сказочный. Присутствуют в основном тихие звуки: «ночной покой земли»-в картине, «тихи и покойны пруды»-в повести. Там и там чувствуются запахи чудной ночи, родной земли, все дивно и торжественно.

    Я нарисовала иллюстрацию, на которой постаралась изобразить то, какой я представляю ночь на Днепре. Мне было очень трудно добиться плавного перехода речной глади в горизонт и воссоздать тот лунный свет, который смог изобразить Куинджи. Я старалась приблизить свою иллюстрацию к рассказу Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Мне хотелось нарисовать и деревья, полные мрака, и сады, от которых исходит аромат, и луну, отражающую серебряный свет.. Приложение №2

    Знаю, что пейзаж-это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но еще и средство выражения настроения автора, его состояния души. Складывается такое ощущение, что человек и природа-нечто целое, неразрывное, связанное. И, конечно, же, прав Белинский, сказав, что «Гоголь не пишет, а рисует. Его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их»

2.Заключение

   Изучив литературу о творчестве Н.В. Гоголя, я пришла к выводу, что советское и русское литературоведение многое сделало для изучения наследия Гоголя, возможно, даже больше, чем в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что оно уже в полной мере изучено? Едва ли у нас появятся основания для утвердительного ответа на этот вопрос. На каждом новом витке истории возникает необходимость заново прочитать и по-новому обдумать творчество великого Гоголя.

   Классика неисчерпаема. Каждая эпоха открывает в великом наследии прежде всего незамеченные грани и находит в нем нечто важное для раздумий о делах сегодняшних. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необыкновенно и поучительно.

   В этой работе я постаралась выявить значимую роль живописи и ее проявление на этапах творческого пути Н.В. Гоголя.

    У меня не было намерений в рамках этой работы говорить с равной обстоятельственностью обо всех его произведениях, связанных с рассматриваемой темой. Мне хотелось прежде всего дать ощущение безмерного мастерства Гоголя – художника, связанного с искусством словесной живописи.

   Погружаясь в историю развития живописи 19го века, я поняла, что в изобразительных опытах писателей видна была несомненная одаренность и уверенное мастерство. Поражает пейзажная графика В. Жуковского, рисунки А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, зарисовки Батюшкова и наброски Н.В. Гоголя. Они рисовали в самых разных жанрах и техниках, с разной степенью одаренности и усердия, но всегда небезразлично.

   Живопись в творчестве Гоголя играет огромную роль. В художественном произведении под пером мастера пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Этот союз волшебных звуков, чувств и дум ощущается в повести «Майская ночь, или Утопленница» и в картине А.И. Куинджи «Лунная ночь».

   В 1838г. в Италии судьба свела Гоголя с художником Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Я убеждена, что обоими художниками владела идея духовного возрождения человечества, освобождение его от зла.

    Работа с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» и с очерком Гоголя «Помпеи последний день» помогли мне глубже и полнее воспринять словесные и живописные произведения, глубже осознать роль художественных средств, используемых писателем в произведениях.

    Прозаический отклик Гоголя на картину К. Брюллова-это ни что иное как признание Гоголем яркого дарования художника Брюллова.

    Моя работа может быть использована на уроках и факультативных занятиях, где изучается творчество Н.В. Гоголя; я могла бы поделиться своими размышлениями о роли живописи в творчестве Николая Васильевича.

    Вопрос о назначении художника всегда волновал Гоголя. Социальные аспекты жизни творческого человека рассматриваются писателем в повести «Невский проспект» и «Портрет». Тем более, что встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны. Они помогли Гоголю познакомиться с бытом и технологией художников. Именно в это время Гоголь и начал писать повесть «Портрет». Моя дальнейшая исследовательская работа может быть продолжена в этом направлении, где я попыталась бы выявить роль художника в художественной жизни России 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Литература

1. Алянский Ю. – Рассказы о русском музее. М., 1981г.

2. Гинзбург Л.Г. - Занимательно о литературе-М., 1990г

3. Гоголь Н.В. – Вечера на хуторе близ Диканьки. М., 1924г

4. Гоголь Н.В. – Мертвые души. М., Детская литература, 1969г-414с

5. Гоголь Н.В. – Тарас Бульба. М., 1980г

6. Долгополов И.- Рассказы о художниках. М.. 1982г

7. Корнилова А.Е. – Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976г.

8. Марченко Н.А. – Жизнь и творчество Гоголя: Материал для выставки в школе и детской библиотеке. –М.; 1979г.

9. Рисунки русских писателей.  Автор-составитель Р.В. Дуганов. -Советская Россия, 1986г.-255с

 

10. Ходякова Л.А. - Живопись на уроках русского языка. -М.: Флинта: Наука, 2000г-352с

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 41.33 Kb
Количество скачиваний: 51
Просмотров: 203

Похожие материалы