Исследовательская работа "Образ Ю.Панова в произведениях писателей -сибиряков"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Министерство образования  Иркутской области

 

Центр детско-юношеского туризма и краеведения

 

Областная краеведческая  НПК школьников

 

« Байкальское кольцо -2009»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Образ Ю.Панова

 

в произведениях

 

сибирских писателей.

 

( Литературное краеведение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

 

Геда Анна  Юрьевна

 

ученица  9  класса   МОУ ИРМО

 

« Большереченская СОШ»,

 

664518         Иркутская область,

 

 Иркутский район,

 

 р.п. Большая речка, ул. Ленина 8  

 

Руководитель: учитель русского языка и литературы                                      

 

Ваганова Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

 

Введение                                                                                            стр. 3

 

Глава 1 Личность и судьба Ю.А. Панова                                   стр. 4

 

      1.1. Художник, путешественник и творец Ю.Панов.                        стр. 4

 

      1.2. «Сибирские страницы» жизни Юрия Панова.                            стр.5

 

 

 

Глава 2.  Образ Ю.А. Панова  в произведениях сибирских   авторов                                                                                          стр. 6

 

2.1.  Ю.А. Панов в публицистике и кинематографии                           стр. 6

 

2. 2. Ю.А.Панов в произведениях В.Е. Нефедьева                                 стр. 7

 

2. 3. Ю.А. Панов в стихотворении Е.А. Евтушенко                              стр. 8

 

Заключение                                                                                       стр. 9

 

Приложения                                                                                             стр. 10 - 14

 

Список литературы и других источников информации                       стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Человеку, который интересуется литературным краеведением, нередко приходится обнаруживать  любопытную информацию о  наших земляках, ставшими прототипами произведений  сибирских авторов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в нашем крае живёт много интересных людей, достойных стать литературными героями, пробуждающих вдохновение людей творческих профессий.

 

Поиск материала по теме,  определённой для работы секции литературного краеведения, в первую очередь привёл нас к произведениям Валерия Ефимовича Нефедьева, который живёт в нашем посёлке и часто откликается на приглашения посетить школу.  Жители нашего посёлка, читающие его произведения,  узнают своих односельчан,  потому что  это  нетрудно сделать по метким характеристикам, портретным зарисовкам, типичным ситуациям. Встретившись с писателем, мы поинтересовались, кто же  из наших односельчан чаще всего упоминается в его произведениях. Валерий Ефимович признался, что  в нескольких произведениях он говорит о своей супруге Александре Карповне Нефедьевой     (повесть                « Посольская сторона»,  циклы очерков «Жаворонки» и « Ледогон» и другие произведения),  о друге Михаиле Трофимове, а также о своём «старом соседе» Юрии Андреевиче Панове                 ( повести « Ухожу в море» и  « Косовский дневник»). Самым известным из всех имён для нас оказалось  имя Юрия Андреевича Панова.

 

Имя Ю.А. Панова широко известно не только в нашем посёлке, но и далеко за его пределами.  В связи с этим можно предположить, что об  этом интересном человеке рассказывается не только на страницах произведений В.Е. Нефедьева.   Поэтому было решено провести исследование по теме « Юрий Панов   в  произведениях сибирских авторов».

 

Целью данного исследования является изучение и аналитическое чтение  произведений сибирских авторов, в которых  говорится о нашем земляке  Ю.А. Панове.  Хотелось  не только больше узнать об этом человеке, но и открыть неизвестные стороны его многогранной личности, сравнить литературные портреты Ю. Панова разных лет.

 

Исследование осуществлялось через такие формы работы, как  чтение произведений, работа с архивными материалами, беседы с автором и близкими людьми нашего героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность и судьба  нашего земляка Ю.Панова.

 

 

 

           1.1. Художник, путешественник и творец Ю.Панов.

 

    Есть в посёлке Большая Речка жилой дом, ставший домом-музеем. Этот дом принадлежит  Юрию Андреевичу Панову и его жене, а теперь вдове, Надежде Лукиничне Дорошенко, провинциальным интеллигентам, людям  творческого склада.

 

  Их дом интересен книгами,  картинами, деревянными  скульптурами, рукоделием хозяев, необычным дизайном  интерьера и коллекциями разного рода.   У дома необычная история: построенный  иркутским купцом в 19 веке, он более 100 лет простоял в городе и подлежал сносу. Новые хозяева купили его за 200 рублей и стали разбирать.  Юрий Андреевич занимался этим больше двух месяцев, ведь «строили его на века». От старых хозяев в доме хранится резной стул, маленькая чайная ложечка и пятак, который был положен в оклад на счастье.  По задумке хозяина, хотелось придать дому неповторимый облик, и это удалось в полной мере.  

 

    Камин обложен байкальскими камнями необыкновенной красоты, они привезены из путешествий по озеру, а печь и лежанка – слюдянским мрамором.  Каминная полка хранит следы древней истории.  А случилось это так:  известный археолог профессор Окладников перед затоплением обследовал нижнеилимские пещеры с древними писаницами древнего человека и снял с них кальки. Используя одну из них,  Юрий Андреевич восстановил на плите песчаника фрагмент охоты древних людей.  Композицию дополняют куски песчаника со следами окаменевших растений: за ними и ездить никуда не нужно было, так как их находили неподалёку от дома в береговых осыпях Ангары.

 

   В доме бережно хранятся картины, написанные в разные годы. Среди них есть такие, которые написаны Юрием Андреевичем в школьные годы, в  Мариинском лагере для политзаключённых, и, конечно, в разные годы жизни на  Большой Речке.  У каждой картины своя история, которая длится десятки лет и отражает, как в зеркале, непростую жизнь их творца.

 

  Есть в  доме и  коллекции старинных вещей: утюгов и  самоваров. Но самой значительной и оригинальной стала коллекция кукол из разных стран мира.

 

  Любой житель нашего посёлка укажет дом Панова-Дорошенко по одному признаку: рядом с ним находится мемориально-скульптурная композиция, которая выполнена из дерева и стала символическим обобщением взгляда Ю. А. Панова на русскую историю.

 

Все увлечения, интересы, знания и таланты хозяев сделали их дом  выдающимся явлением нашего посёлка.  Сюда приходят не только односельчане,  школьники, но и заезжают туристы, чтобы посмотреть на этот рукотворный уголок творчества и духовной культуры.

 

 

 

1.2. «Сибирские страницы» жизни Юрия Панова.

 

 

 

    Наш односельчанин Ю.А. Панов родился в1922 году на Украине, но почти вся его жизнь связана с Сибирью.

 

Счастливое детство с кружками, книгами, картинами не предвещало тех испытаний, которые выпадут на долю этого человека. А испытания, как и многих его сверстников, начались со слов « сын врага народа», когда его отца, журналиста, писателя, поэта, друга А. Довженко арестовали и в 1934 году расстреляли.

 

   « Мне в жизни повезло, » -  любил утверждать Юрий Андреевич.

 

 Ему повезло, хотя служба в армии сменилась 10 годами лагерей в Красноярском крае: в мальчишески озорных карикатурах и письмах, отправленных друзьям, кому-то почудилась угроза государственному строю (Приложение 1).

 

  Ему повезло, потому что в лагере спас талант художника: пришлось работать оформителем.  Юрий Андреевич говорил об этом: « Кисточку держать куда легче, чем кайлу и лом. Мои товарищи строили железную дорогу. Я видел их изнурительный труд, болезни, смерть и знаю, какова цена дороги, где погибших было не меньше, чем шпал, на которые они укладывали рельсы».

 

     Ему повезло, потому что по закону политзаключённых не брали на фронт, где, скорее всего, его ждала смерть, как многих ребят, с которыми он служил в одной части.

 

     Ему повезло, потому что юношей он оказался в кругу политических заключённых, общение с которыми обогатило его знаниями, культурой,  сформировало характер, убеждения, жизненные привычки.

 

          Эта страшная  страница  его жизни закончилась в 1953 году, хотя справку о реабилитации он получит  только в 1989 году (Приложение 2). Дальше жизнь в Сибири пошла своим чередом: освобождение, семья, рождение дочери, работа и творчество. Но, кажется, даже в те годы, когда большинство соотечественников ходили на демонстрации и выполняли пятилетки, Панова отличал оригинальный взгляд на общество. Он всегда знал то, что стало шоковым открытием для его ровесников в 80-е годы ХХ века. И это помогло остаться Ю. Панову интересным человеком и самобытным художником.

 

 

 

 

 

Глава 2. Юрий Панов в произведениях сибирских авторов.

 

 

 

2.1. Образ Ю. Панова в публицистике и кинематографии.

 

Известность нашего земляка – явление,  не проходящее  в течение многих лет. Прежде всего,  он известен как уникальный мастер и художник – пейзажист, хозяин дома – музея, около которого его руками создан мемориальный музей, и человек непростой судьбы. Имя  Юрия Андреевича Панова стало своеобразной визитной карточкой нашего посёлка, даже в путеводителе « Иркутск – Листвянка», предназначенном для иностранных туристов, ему посвящается целая страница.

 

 Жизнь Ю.А. Панова  оборвалась в 2008 году, но не иссякает поток людей, знакомых и незнакомых, желающих побывать в его доме,  увидеть его творения, услышать рассказ о его судьбе. Всех гостей принимает вдова Надежда Лукинична  Панова – Дорошенко.  Именно она любезно встретила и нас, разрешив познакомиться с семейным архивом. Старый кожаный портфель показался  краеведам настоящим сокровищем, потому что в нём собраны  газетные публикации, фотографии и различные документы, связанные с жизнью этого человека.

 

Знакомясь с семейным архивом Пановых, мы обнаружили около двадцати газетных публикаций разных лет, которые были написаны известными в Иркутске, да и всей стране журналистами. К сожалению, не все вырезки из газет и журналов

 

В небольших заметках и обширных статьях  авторы рассказывают  о жизни и творчестве Ю. Панова, знакомят читателей  с его необычным талантом и разнообразным миром увлечений.  Некоторые  из них представляют во всех подробностях историю  девятнадцатилетнего политического заключённого, оказавшегося «врагом народа»  за безобидные  рисунки, своеобразное бытописание  службы в армии.  Другие рассказывают о Ю.А. Панове как о заядлом и отважном путешественнике, предпочитающем заморским странам байкальские просторы: за его плечами семнадцать путешествий на паруснике по уникальному озеру – морю. Третьи увидели в Юрии Андреевиче, прежде всего,  мастера леса,  под  руками которого оживают коренья, наросты превращаются в  символические фигуры, выражающие жизненную философию их автора. Газетные  и журнальные публикации, как и  документальные фильмы об этом человеке, вероятно,  могли бы стать предметом отдельного исследования.  Это связано не только с множественностью публикаций, но и с  их  ролью в жизни  героя.

 

 Начало всему положил фильм « Искупление». Он был  снят режиссёром студии детских и юношеских фильмов им. Горького К. Лаврентьевым и поставил в один ряд судьбы молодого художника и солдата  Юрия  Панова и  известного учёного Николая Ивановича  Вавилова, которые стали жертвами одного политического режима. 

 

Надежда Лукинична Панова - Дорошенко рассказывает: « С этого фильма началась официальная реабилитация Юры и  его известность, которая принесла не только приятные минуты.  Дело в том, что в 80 – е годы рассказы о жертвах политических репрессий вызывали неоднозначную реакцию:  вслед за фильмом и первыми публикациями на наш адрес хлынули ругательные письма, обвинявшие Ю. Панова в фашизме, предательстве и других  грехах. На страницах газет разгорелась настоящая дискуссия. Моему мужу, который поначалу очень огорчался от таких посланий и выпадов, немалого труда и мужества стоило решение принимать всё это философски спокойно».

 

Позднее был фильм иркутского документалиста Теофиля  Коржановского « Юрий Панов и его Надежда» и сюжет в фильме « Легенды о Байкале» немецкого режиссёра  Клауса Берхарда. Последний фильм помог Юрию Андреевичу обрести популярность и в Германии, найти  друзей детства и  товарищей по лагерю для политзаключённых в городе Мариинске Красноярского края.

 

Упоминает о Ю.А. Панове в своём очерке « Моя Сибирь», опубликованном в немецком журнале,  и В.Г. Распутин.

 

Пришлось Юрию Андреевичу и самому выступить в роли автора, потому что после трансляции в Германии фильма « Легенды о Байкале», он получил предложение написать свои воспоминания. Воспоминания были написаны, переведены на немецкий язык и опубликованы в  41 номере  литературно – художественном журнала                                               « Creschatik  -  Перекрёсток».

 

 Таким образом, знакомство с газетными публикациями и документальными фильмами позволяет сделать вывод о том, что личность и судьба Ю.А. Панова привлекала своей неординарностью журналистов и режиссёров на протяжении нескольких десятилетий.

 

             

 

2.2. Ю.А.Панов в произведениях В.Е. Нефедьева

 

Валерий Ефимович Нефедьев  был знаком с Ю.А. Пановым с 1969 года, то есть с того самого времени, как начинающий писатель поселился в нашем посёлке. Поселился на самом берегу Ангары (улица Ангарская 9), через дом  от добротного и необычного жилища Ю.А. Панова, ставшего со временем домом – музеем.

 

Естественно, что их объединяли не только добрососедские отношения, но и сближал круг интересов: живопись, путешествия по Байкалу, чтение и любовь к природе.

 

«В первые годы нашего знакомства Юрий Андреевич был для меня непререкаемым авторитетом: он мог дать дельный совет по судостроению, поделиться собственным опытом путешествий  вдоль побережья Байкала, был интересным собеседником и подталкивал меня  к поиску, развитию», - рассказывает В. Е. Нефедьев.

 

Именно таким и предстает Ю.Панов перед нами в повести В. Нефедьева « Ухожу в море», написанной в 1972 году. Он не является главным героем произведения, но его  по –домашнему просторечное отчество  « мой старый друг Андреич», обращения « дружище», « старик» и описательные обороты « приземистая фигура с седой непокрытой головой», « старый морской волк» и другие указывают на дружеские отношения, объединяющие двух  «мареманов»,  художников, творческих людей. «Старый друг Андреич» провожает, словно благословляя,  В. Нефедьева в первое путешествие по Байкалу, дает ему суровые наставления, вспоминается в трудную минуту и словно подсказывает выход.

 

Несколько другую тональность приобретает образ Ю.А. Панова в повести  В. Нефедьева « Косовский дневник», написанной в конце 90 – ых  годов,  в  дни тревожных событий в Югославии, бесчеловечного противостояния сербов и албанцев. Годы, политические разногласия и  смущение прямолинейностью  и нетерпением Ю. Панова сделали отношения  прохладными. Теперь  Панов упоминается  как « мой старый сосед», « бывший друг», записи об их встречах очень кратки и  наполнены чувством сожаления об утраченной дружбе.

 

Теплота и терпимость друг к другу вернулись в их отношения только в последние годы жизни Ю.А. Панова.  А в настоящее время  В.Е. Нефедьев в память об их отношениях  хочет  включить в свои творческие планы работу над  собственными путевыми дневниками и дневниками своего « старого друга и соседа» Ю.А. Панова.

 

 

 

2. 3.  Ю.А. Панов в стихотворениях А. Ершова и  Е. Евтушенко.

 

 

 

Многие люди восхищенно отзываются о творениях рук Ю. Панова: креслах, вырезанных из цельного куска причудливого дерева,  оригинальных светильниках, выражающих взгляды их создателя на человека и окружающий его мир. Творчество порождает творчество: Юрию Панову посвятили свои стихи такие поэты, как  самобытный поэт Алексей Ершов и Евгений Евтушенко.

 

Самобытный поэт А.Ершов был лично знаком с Ю.А. Пановым, и стихотворение « Гимн мастеру», небольшое по объему, в полной мере выражает восторг и восхищение перед творениями его рук (Приложение 3).

 

Испытания, выпавшие на долю Ю.А. Панова в молодости, он оценивал парадоксальной фразой: « Мне в жизни повезло!». Повезло, что не попал в самом начале войны на фронт, где погибло  большинство его сослуживцев. Повезло, что в лагере для политзаключённых оказался рядом с высокообразованными, по- настоящему интеллигентными  людьми. Именно они сформировали многие качества его характера, сделавшие его « интеллигентом провинции».  Неугасимая любовь к чтению и уникальный  талант  Ю Панова сблизили его со многими сибирскими авторами: нам удалось увидеть фотографии, запечатлевшие нашего односельчанина с известным прозаиком Валентином Распутиным (Приложение 4)  и поэтом  Евгением Евтушенко (Приложение 5).

 

 Узнав о том, что Ю. Панову посвятил стихотворение Е.А. Евтушенко, мы невольно задались вопросом: «Можно ли считать Евгения Александровича Евтушенко сибирским автором?»  Почитав его стихи, содержащие прямое указание на « сибирскую породу», мы решили, что понятие « сибирский автор» по своему смыслу шире графы « место жительства».

 

 Евгений Александрович Евтушенко, приезжая в Сибирь и на Байкал, непременно навещал своего давнего друга Ю.Панова . Он был гостем и участником  1 Международного  фестиваля поэзии на Байкале, который состоялся  летом   1999 года в посёлке Листвянка.

 

Во время этого визита поэт побывал в гостях у Ю.Панова и  посвятил ему стихотворение «Лиственничный двойник» (Приложение 6).

 

В стихотворении « Лиственничный двойник»  мы находим интересный и точный портрет Ю.Панова: « русая борода позолотела от стружек», « голубичные глаза», « шуточки на тормозах», соединение кротости и крутости.    А далее в  стихотворении создаётся несколько непривычный образ Ю. Панова.  Это всё тот же выдумщик и мастер, но в то же время это честный и бескомпромиссный человек, умеющий сказать вслух горькую правду,  желающий на основе своего жизненного опыта предостеречь от ошибок своих современников.  Только предостережение, выраженное Е.Евтушенко в строчках стихотворения,  Ю. Панов выразил в деревянных скульптурах, поставленных им около дома на берегу Ангары, и с небольших миниатюрах, подобных « лиственничному двойнику» Е Евтушенко.

 

 

 

Заключение

 

Проведя исследование по теме « Образ Ю.Панова в произведениях сибирских авторов», мы пришли к следующим выводам.

 

·         Таланты и увлечения многих  сибиряков достойны увековечения в произведениях публицистики и  художественной литературы.

 

·         Личность и судьба Ю.А. Панова привлекала своей неординарностью журналистов и режиссёров на протяжении нескольких десятилетий.

 

·         На страницах произведений сибирских авторов можно найти не только портретные зарисовки нашего земляка, но и точные штрихи психологического портрета Ю. Панова.

 

·         Исследование по теме может быть расширено и продолжено,  ведь  оно имеет значение  как для потомков Ю. Панова, так и для летописи  посёлка Большая Речка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

 

 

 

Рисунок  Ю.А. Панова «Мечты о вольной жизни»(1941 год)

 

 

 

 

Рисунок  Ю.А. Панова « Утренние муки»(1941 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка о реабилитации Ю.А.Панова

 

 

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 5.31 Mb
Количество скачиваний: 2
Просмотров: 135

Похожие материалы