Исследовательская работа "Обучение младших школьников каллиграфическим навыкам"

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

 

Исследовательская работанатему

« Обучениемладшихшкольниковкаллиграфическим навыкам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Автор :  Учитель нач. классов                 

 

                                                                      Тугушева А.А.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Содержание

 

Введение

3

1. Обучение младших школьников письму

5

 

1.1.     Исторический     аспект.   Общие   положения    методики

обучения письму…………………………………………………………..

 

5

 

1.2. Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма…………………………………………….

 

10

 

1.3. Этапы и методы обучения письму……………………………

14

2. Методика формирования каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………………………………….

 

19

 

2.1 Система работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников…………………………………………..

 

20

 

2.2. Виды графических ошибок……………………………………

25

 

2.3. Исследование графических ошибок младших школьников

29

Заключение………………………………………………………………

32

Список использованной литературы…………………………………..

35

Приложение  …………………………………………………………..

36

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. С первых дней поступления ребенка в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Ребенок должен научиться писать и читать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками - одна из норм, характеризующих современного здорового человека.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма.

Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Именно графический навык является объектом данного исследования.

Предметом данного исследования является процесс формирования каллиграфического навыка.

Цель данного исследования – выделить эффективные приемы, которые способствуют формированию графических умений.

 

Исходя из обозначенной цели, в процессе работы необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть обучение младших школьников письму в историческом ракурсе;

- изучить психофизиологические особенности формирования навыка письма;

- проанализировать значимость формирования графического навыка на начальном этапе обучения, как необходимого условия для успешного обучения на последующих этапах;

- провести экспериментальное исследование по анализу уровня сформированности каллиграфического навыка и сформулировать рекомендации по оптимизации данного процесса.

Базой данного исследования послужила МОУ СОШ с. Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Участниками экспериментальной части исследования выступили ученики 2 класса выше обозначенного учебного заведения.

В работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы,  а так же наблюдение и эксперимент.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ

 

1.1.  Исторический аспект.Общие

                                положения методики обучения письму

 

Поднимая вопрос о графических навыках, необходимо первоначально дать определение этого понятия, а так же разъяснить различия между понятиями «графический» и «каллиграфический» навык, поскольку  они зачастую используются как синонимы.

Понятие «графический» (навык), согласно Н.Г. Агарковой (Агаркова Н.Г., 1994), «вбирает» в себя все содержание графики как раздела лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». Таким образом, графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Каллиграфия – лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо». Красота написания, каллиграфия, между тем, обязательная составляющая успешного овладения графическим навыком. Ввиду этого, рассматривать их необходимо в неотрывном единстве.

История письма - это, фактически, история человечества, есть даже специальная наука - грамматология, изучающая историю письма. Это интересно нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо носило изобразительный характер - это были рисунки, передающие информацию. Очень давно люди, желая передать информацию, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называетсяидеографическим. Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага. Новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок при обучении письму. «Письмо» трёх- черырёхлетнего ребёнка - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы идеографического письма.

Многие педагоги используют идеографическое письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, которые сковывают развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли.

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков - графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме - это слова, в слоговом - последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема).

История отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.

Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Историки этого письма - в классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до н.э., включающим 17 согласных, и 7 гласных букв, из которых в свою очередь развилось славяно-кирилловское письмо - русское, болгарское, сербское и другие.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скоро­сти достичь было трудно. Со временем обучения письму ввели в курс на­чальной школе как учебный предмет. Чистописание      входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.

В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного шрифта.

Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.

Письмо, которому учат в сегодняшней российской школе - это русское курсивное письмо (Безруких , 2002).

Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения.

Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с от­рывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно     ис­пользовать письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности (Безруких,1987).

С развитием истории человечества развивалась и методика чистописания, а значит и методы обучения письму.

 

1.2. Психофизиологические особенности

                   Формирования графических навыков письма

 

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно, учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности» (Лурия, 1950).

Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.

 

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.

Почерк - это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.

Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И.П. Павлову).

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р.Е. Левиной, Ж.И. Шиф, С.М. Блинкова, А.Р. Лурия и другие), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.

Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма - именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма.

Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. ( Желтовская 1987)

То есть процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.

К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры.

Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов - шарика, кубика - формируется у ребен

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 217.5 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 74

Похожие материалы