Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. (7 класс)

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. (7 класс)

Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.

Задачи урока:

Образовательные:

·       Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;

·       Продолжение знакомства с творчеством Н. Паганини, Ф. Шуберта;

·       Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;

·       Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.

Воспитательные:

·       Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;

·       Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

·       Формирование музыкального вкуса;

·       Развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока: комбинированный.

Методы:

·       Повторение пройденного методом устного опроса;

·       Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

·       Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

·       Слушание и анализ песни «Баллада о гитаре и трубе» музыка Я. Френкеля, слова Ю. Левитанского.

Оборудование:

·       Компьютер;

·       Звукоусиливающая аппаратура (колонки);

Материалы:

·       Видеофрагмент концерта пианиста Евгения Кисина;

·       Музыкальные фрагменты: М.И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»;

·       Аудиозапись песни «Баллада о гитаре» Я. Френкеля.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся входят в класс. Приветствие.

II. Повторение

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?

Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

 

Учитель: Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

 

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.

·       серенада;

·       каприс;

·       ноктюрн;

·       фуга;

·       баллада

·       прелюдия;

·       этюд;

·       баркарола;

·       романс;

·       соната;

Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

Ученики: А если один и тот же жанр можно отнести и к вокальным, и к инструментальным?

Учитель: Действительно, есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты).  Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.

Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.

Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?

Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.

Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.

 

III. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это романс М.И. Глинки «Жаворонок».

 

Учитель: А что такое романс и каковы его характерные черты.

Ученики: Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.

Учитель: Романс - (испанское romance, от позднелатинского romanice, буквально - по - романски, т. е. по - испански).

      Камерное музыкально - поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В    романсах раскрываются чувства   человека, его отношение    к жизни, к природе.

Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?

Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.

 

Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:

·       Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?

·       Что нового Вы услышали в этой пьесе?

·       В какой форме написана транскрипция?

 

2. Слушание и обсуждение

Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.

 

Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:

 

3. Беседа по теме урока

 «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.

4. Слушание и обсуждение

 

Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?

Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.

Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?

Ученики: Определение не вспомню, а вот исходя из музыки, каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

Учитель:

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 22.67 Kb
Количество скачиваний: 100
Просмотров: 374

Похожие материалы