Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему: "Древние образы в народном искусстве".

Предмет: Другое
Категория материала: Тесты
Автор:

Древние образы в народном искусстве

     Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно-при­кладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

     Материалы: иллюстрации предметов народного быта: посуда, полотенца, прялки; таблица знаков-символов; гуашь или аква­рель, кисти, бумага.

 

Ход урока

I.       Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II.      Беседа учителя

Ребята, сегодня мы будем изучать декоративно-прикладное искусство. На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства.

 

     Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это укра­шение предметов быта художниками и народными умельцами.

     Декоративно-прикладное искусство появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме на­родных художественных промыслов. Предметы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству(посуда, полотенца, прялки, пряничные доски, сундуки), будто запечатлели жизнь древних людей, их нравы и обычаи, их мировоззрение. Начало декоративно-прикладному искусству положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

         Материалами декоративно-прикладного искусства стали раз­личные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и многое другое.

     В древности люди наполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода - в форме горизонтальных и вер­тикальных линий. Солнце изображали в виде кружка, разделенного крестом на четыре части, так как в году четыре времени года. Его также мог символизировать квадрат с косым крестом.

     Цвет тоже имел свое значение: черный символизировал зем­лю; желтый — солнце; красный — жизнь.

     Древний человек жил землей, он связывал ее с образом мате­ри. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и пло­дородия, мать сыра земля, Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древ­них людей о земле, ведь женщина - это, прежде всего, продол­жательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия - деревьями, птицами, различными животными. Ее изображение довольно условно — тело будто прорастает в вет­ви, а на месте головы появляется ромб.

         Также в произведениях народного искусства мы можем встре­тить разветвленное дерево — причудливый узор, который называ­ли древом жизни. В народных представлениях он символизировал силу растительной жизни, силу земной природы.

         Вы, скорее всего, знаете, что конь является одним из древней­ших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни.

         Среди символов древнего искусства присутствует птица. Пти­цу, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. Ее образ чем-то напоминает жар-птицу, парящую в небесах. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое пе­ченье «жаворонки». Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

IV.    Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Давайте повторим, чему мы научились на этом уроке.

-     Что такое декоративно-прикладное искусство?

-     Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

-     Что относится к материалам декоративно-прикладного ис­кусства?

-     Как в образах народного искусства отражаются представ­ления древнего человека о жизни и быте?

     Декоративно-прикладное искусство дает людям представле­ние о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся от­крывать для себя многообразие родной культуры!

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

         Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

         Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

         Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени .Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 322.96 Kb
Количество скачиваний: 27
Просмотров: 119

Похожие материалы