Литературная гостиная «Мысль семейная» на страницах русской классики для 10-11 кл.
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Алова Марина Николаевна
|
Литературная гостиная
«Мысль семейная» на страницах русской классики
(для учащихся 10-11 классов)
МОУ «Лицей № 13»
Главный библиотекарь
Алова М.Н.
Литературная гостиная
«Мысль семейная» на страницах русской классики.
(для учащихся 10-11 классов)
· Слайд 1
Ведущий 1 (Музыкальное сопровождение Ференц Лист «Грезы любви»)
« У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот». Хотя этот блестящий афоризм, принадлежащий перу А.П.Чехова, имеет более широкое значение, но именно он в полной мере выражает перерождение, которое происходит со многими литературными героями, которые не обрели себя в семье.
«Мысль семейная» - это тема, которая объединяет всех русских классиков, она является своеобразным стержнем многих известнейших русских произведений. Именно через семейные отношения мы постигаем душу того или иного литературного героя, оцениваем его способность любить, ненавидеть, жертвовать своими интересами ради другого.
Семья – важнейший инструмент индивидуального становления личности. А.Г.Спиркин
Наблюдается определенная закономерность в судьбе абсолютно разных литературных героев: тот из героев, кто находит себя в семье - обретает свое место в обществе, духовно развивается, и, наоборот, обделенный семьею, - теряет жизненные ориентиры, деградирует или заканчивает свою жизнь трагически.
· Слайд 2
Ведущий 1
Теперь обратимся к судьбам известных литературных героев русской литературы.
Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Что он думает о семье и о любви? Как относится к женщинам?
· Слайд 3
Ученик 1. Печорин:
«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне sonceeur etsafortune (руку и сердце);но над мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст
только почувствовать, что я должен на ней жениться,— прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей
не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери;
она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере, буду стараться, чтоб оно сбылось
как можно позже». ( глава «Мери», 14-го июня)
Ведущий 1
Главный герой живет только своими чувствами, своими желаниями, он не способен на самопожертвование, зацикленность на своем внутреннем «я» приводит его к духовному кризису, к потере интереса к жизни:
Ученик 1. Печорин:
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадывал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни. И с той поры, сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…»
Ведущий 1
Страдая от ощущения пустоты жизни, безрассудно рискуя жизнью, скитаясь по свету, Печорин безвестно умирает, возвращаясь из Персии.
:Ученик 1. Печорин
«Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!»
(глава «Мери», 16-го июня)
Слайд 4
Ведущий 2 Н.В.Гоголь – автор гениальной поэмы «Мертвые души» подарил русскому читателю поистине незабываемого литературного героя, непревзойденного скрягу Плюшкина.
( Фрагмент из фильма «Мертвые души» - встреча Чичикова с Плюшкиным)
Ученик 2. (или аудиокнига)
«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегая - хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость. В доме были открыты все окна, антресоли были заняты квартирою учителя-француза, который славно брился и был большой стрелок: приносил всегда к обеду тетерок или уток, а иногда и одни воробьиные яйца, из которых заказывал себе яичницу, потому что больше в целом доме никто ее не ел. На антресолях жила также его компатриотка, наставница двух девиц. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты. Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее.
На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому, что Александра Степановна скоро убежала е штабс-ротмистром, бог весть. какого кавалерийского полка, и обвенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки. Отец послал ей на дорогу проклятие, а преследовать, не заботился. В доме стало еще пустее. Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться; учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришла пора на службу; мадам была прогнана, потому что оказалась не безгрешною в похищении Александры Степановны; сын, будучи отправлен в губернский город, с тем чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш. Наконец последняя дочь, остававшаяся с ним в доме, умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине»
(«Мертвые души», глава 6)
Ведущий 1
Может быть, Плюшкин остался прежним человеком, если в его жизни продолжала существовать семья: заботы о детях и жене не позволили бы оскудеть душе этого человека.
Слайды 5, 6
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - утверждал Л.Н.Толстой. Именно счастья семейного лишена главная героиня драмы А.Н.Островского «Гроза», Катерина Кабанова: ее выдали замуж за Тихона, человека слабого и безвольного. Ее свекровь, своенравная и жестокая купчиха, тиранит и унижает бедную женщину. Катерина пытается найти защиту в лице своего мужа, но не находит.
д.2 явл.4 – Катерина просит мужа взять ее с собой в поездку - инсценировка
Кабанов и Катя (стоит, как будто в оцепенении).
Кабановнов. Катя!
Молчание.
Катя, ты на меня не сердишься?
Катер и н а (после непродолжительного молчания, покачав головой) Нет!
К аба н о в. Да что ты такая? Ну, прости меня!
Кате р и н а (все в том же состоянии, слегка
покачав головой). Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.)
Обидела она меня! '
Каб а н о в. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай! Ну, прощай, Катя!
Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я
тебя!
Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!
Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.
Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя? Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной. Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня
Кабанов. Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?
Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?
Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься, Ведь ты не одна, ты с маменькой останешься.
Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!
Ведущий 1
Тихон отталкивает Катерину, думая только о себе, о том, как ему будет вольготно без присмотра маменьки, он весь в предвкушении двухнедельного пребывания «на свободе».
Катерина была выдана замуж по сговору, без любви, детей у нее нет – она страдает: некому отогреть ее душу и сердце. И вдруг в ее жизнь врывается любовь: она полюбила Бориса. Эта грешная любовь не принесла ей счастья, любимый человек не спас ее, не увез из «темного царства». Катерина мечтала летать как птица, но она не может вырваться из своего привычного окружения, она не может смириться с этим и - «освобождает себя от жизни». Жизнь с нелюбимым мужем и жестокой свекровью, отсутствие настоящей семьи, настоящего семейного счастья привели ее к самоубийству, но для нее - это освобождения от невыносимой душевной боли, которую она терпеть уже не в силах.
Д.5 явл.4 (инсценировка)
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!...что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо!..(….) Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Прощай! (Уходит.)
Слайд 7
Ведущий 2
Но некоторые литературные герои сами отказываются от семьи, от шанса обрести счастье в жизни. Таков Дмитрий Старцев – главный герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч».
С ним произошла «обыкновенная история». Сначала это энергичный, молодой, интересующийся всеми новинками медицины, врач. Он в расцвете духовных и физических сил, живет полноценной жизнью. В это время Дмитрий Старцев активно посещает самую интеллигентную и образованную семью в губернском городе С., семью Туркиных. Там он влюбляется в Екатерину Ивановну, девушку, которая страстно увлекается музыкой. Она наивна и неопытна, ее мечта – поступить в консерваторию и стать великой пианисткой. Главный герой делает ей предложение, но она думает только о своей музыкальной карьере и отказывает ему. Проходит четыре года…. Екатерина Ивановна возвращается домой, понимая, что особых музыкальных талантов у нее нет.
Она снова встречает Старцева и смотрит на него с надеждой и замиранием сердца, но это уже не тот человек, который был влюблен в нее.
Ученик 3.
«Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.
— Вы лучший из людей, которых я знала в своей
жизни, — продолжала она. — Мы будем видеться, говорить,
не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой
счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть,
ни говорить о музыке.
Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытывающие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
Ведущий 2
Дмитрий Старцев превратился в Ионыча, жадного, обрюзгшего обывателя. Ему не нужна любовь женщины, семья, он ничем не интересуется, не ходит в театр, ни с кем не общается: одна всепоглощающая страсть – страсть к деньгам вытеснила все его духовные запросы. Самое любимое занятие Ионыча – считать деньги после всех сделанных за день визитов к больным.
Ученик 3.
«От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато ввинт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое втянулся незаметно, мало-помалу, это по вечерам ветшать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью,— было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита в клал там на текущий счет.
Прошло еще несколько лет. Старцев еше больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Пррра-ва держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:
— Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
Ведущий 2
Налицо духовная деградация, человек потерял все самое лучшее, что было в его натуре, это как раз тот случай, о котором упоминал А.П.Чехов, когда «из бабочки получается гусеница».
Возможно, любовь и семья спасли бы его от этого страшного перерождения.
Слайд 8
Ведущий 1
«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь», - это утверждение является основой «семейной философии» Л.Н.Толстого. Те литературные героини и герои, которые умеют забыть о себе, которые умеют раствориться в другом человеке, всегда обретают свое семейное счастье. Таковы семейные пары Наташи Ростовой и Пьера Безухова, Николая Ростова и Марии Болконской в романе «Война и мир». Все они прошли через испытания, через неудачные отношения и все-таки были вознаграждены настоящим счастьем, потому что забыли о своем эгоизме и себялюбии, они живут сердцем, искренно отдаются своим чувствам, в их отношениях нет расчета, какой-то выгоды. Для них любовь – самоцель, и она им подарена свыше.
( Фрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир», 4 серия, эпизод: Пьер делает предложение руки и сердца Наташе Ростовой)
Как выглядит счастливая семья, по мнению Л.Н.Толстого? Его видение семьи представлено в описании образа жизни Наташи Ростовой и Пьера Безухова после свадьбы:
Ученик 3.
«Она (Наташа) чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.(…)
Предмет, в который погрузилась вполне Наташа,— была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому,—и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать. И чем больше она вникала, не умом, а всей душой, всем существом своим в занимавший ее предмет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на одно и то же, и все-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно.
Толки и рассуждения о правах женщин, об отношениях супругов, о свободе и правах их, хотя и не назывались еще, как теперь, вопросами, были тогда точно такие же, как и теперь; но эти вопросы не только не интересовали Наташу, но она решительно не понимала их.
Вопросы эти и тогда, как и теперь, существовали только для тех людей, которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друг..»
Ведущий 1
Столь же счастливы Николай Ростов и Мария Болконская. Они разные люди, но они как будто взаимно дополняют друг друга:
Ученик 4.
«Графиня Марья слушала мужа и понимала все, что он говорил ей. Она знала, что когда он так думал вслух, он иногда спрашивал ее, что он сказал, и сердился, когда замечал, что она думала о другом. Но она делала для этого большие усилия, потому что ее нисколько не интересовало то, что он говорил. Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. Она чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его.
Иногда ей приходила мысль, что происходит от возраста; но она чувствовала виновата перед ним, и в душе своей обещала исправиться и сделать невозможное — то есть в жизни любить и своего мужа, и детей, и: и всех ближних так, как Христос любил человечество. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и когда не могла быть покойн
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 170.5 Kb |
Количество скачиваний: | 3 |