Методическая работа над интонацией с детьми с ограниченными голосовыми возможностями
Предмет:
|
Музыка
|
Категория материала:
|
Другие методич. материалы
|
Автор:
|
Сафонова Марина Анатольевна
|
Здесь была ссылка на работу Методическая работа над интонацией с детьми с ограниченными голосовыми возможностями автора Сафонова Марина Анатольевна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
1.”Гудошник”- не окончательный диагноз, все можно изменить. Одна из самых болезненных тем, возникающей в процессе преподавания сольфеджио – сложность работы с детьми с ограниченными голосовыми возможностями (так называемыми “гудошниками”). В музыкальную школу приходят дети с различными способностями, желаниями, предпочтениями. Конечно, все дети имеют право на музыкальное развитие, но не все имеют таковые возможности. Обучая детей музыки, с одной стороны мы их развиваем, с другой – представляем для них источники стресса, комплекса. Попав в категорию тех, кому “медведь на ухо наступил”, ребенок либо предпочитает молчать, либо начинает петь громче других , вызывая недовольство окружающих. В последние годы, детей с не координирующими голос со слухом появляется все больше и больше. Уверена, в любой группе по сольфеджио найдется такой “трудный” ребенок. В данной ситуации, и отказывать в обучении нельзя, и закрывать глаза на эту проблему тоже невозможно. Работа с такими учениками весьма специфична и требует особой методики. Известно, что первые ориентиры для слуховых навыков дети получают через собственный голос, через интонирование элементов музыкального языка. Не владея чистой интонацией, не имея возможности повторить, свободно воспроизвести, элементарно, по причине чисто физиологической, такие дети очень “остро” слышат свое несоответствие с другими и тяжело переживают данную ситуацию. В первую очередь к ним относятся дошкольники, дети младшего возраста и подростки в период мутации голоса. Чем внимательнее и бережнее отнесемся к таким ученикам, тем больше доверия получим. Они просто за нами пойдут. Для детей первой группы характерны два момента. Первое – дети физически ослаблены, психологически зажаты с некоторым недостатком певческого опыта. Но в условиях постоянного внимания, целенаправленных занятий, они постепенно крепнут, со временем развивается музыкальная интонация. Другой более сложный момент связан с врожденными недостатками голосовых связок или их повреждения в следствие травм. И тем не менее, дети с такими физиологическими сложностями голосового аппарата могут учиться и развиваться в музыкальной школе. Особую проблему представляют подростки. Причем в ситуацию мутации голоса нередко попадают не только мальчики, но и девочки. И первая задача педагога - после необходимого периода молчания, преодолеть психологические сложности, связанные с изменением звучания, помочь детям овладеть чистой музыкальной интонацией. “Гудошник”- это не окончательный диагноз – все можно исправить систематической ежедневной работой, требующей терпения, времени и особой методики. Но одним из самых важных условий в достижении цели, является тесное, активное сотрудничество педагога по сольфеджио как с родителями, так и с преподавателями других музыкальных дисциплин. Подключение к занятиям педагогов по хору, специальности позволяет детям приобрести вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, арти куляцию), необходимые для чистого интонирования и закрепить, изученные упражнения на уроках сольфеджио. Тем более, подобранная система таких упражнений не занимает много времени. 2.Практические методы работы. Одним из видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания, которые поются в начале урока, выполняют функции настройки, подготовки голосового аппарата к работе. Первое – необходимо рассказать и показать ученикам, как сидеть при пении, как держать корпус. Для формирования осанки подойдет игровое упражнение “Дамы и герои”. Девочки представляют себя в роли дамы, в аристократическом платье с жестким корсетом, мальчики – в роли героя с многочисленными орденами на груди. Такое представление побуждает детей придать своему телу особый тонус. Показывается правильная певческая позиция. Находится примарный звук (тон, данный от природы). Если ученик не может повторить задаваемый звук, можно попросить его назвать свое имя. Имя, естественно, произносится на определенной высоте. Педагог улавливает ее и просит ученика протянуть гласный звук дольше. А это уже – начало пения. Очень полезным и эффективным упражнением является игра “Эхо”, когда дети добиваются такой же протяженности и чистоты звучания, как у учителя. Бывают случаи, когда ребенок, гудящий в грудном регистре, где-то на низких звуках начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий. Такое возможно, если обучение началось с примарной зоны с постепенным расширением диапазона по полутонам вверх и вниз, хотя и в ограничении. Если настроить голос “гудошника” на фальцетное звучание, его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает чисто интонировать, хотя не привычным для него тоненьким голосом. Появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо, конечно, закреплять на последующих уроках, пока не перейдет в навык при любом способе голосообразования.
Тип материала:
|
Документ Microsoft Word (doc)
|
Размер:
|
68.5 Kb
|
Количество скачиваний:
|
13
|
Просмотров: 122
Похожие материалы