Методическая разработка «Освоение различных приемов исполнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано на примере альбома Ю. Литовко «Я буду пианистом»

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Данный материал будет полезен преподавателям фортепиано детских школ искусств. Пьесы, представленные в данном сборнике, предназначены для учащихся 1-2 класса музыкальных школ, а также представляют интерес для учащихся общего фортепиано.

Обучение фортепианной игре - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие чащихся.

Музыкально - эстетическому воспитанию юных пианистов уделяется большое внимание. Публикуется большое количество разнопрофильных работ, раскрывающие общие принципы, конкретные формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения игре на инструменте.

Первые четыре класса музыкальной школы формируют базу для дальнейшего развития врожденных музыкальных данных. Но уже в двух начальных классах четко прослеживается динамика их развития и преобразования в комплекс музыкально - исполнительских способностей.

Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддающиеся внушению.

Их музыкально - слуховые проявления (особенно семи - восьмилетних детей) отличаются исключительной конкретностью восприятия музыкальных образов, чуткостью реакций на вокальное звучание мелодий, активностью восприятия ритмики подвижных жанров, сосредоточием слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре и ритмоинтонациям музыкальных произведений.

Активно - двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем прививать или специальные игровые навыки на основе развитых в дошкольном возрасте двигательных функций. Гибкость мускулатуры, присущая возрасту, благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы.

Задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в достигнутой и художественно - увлекательной для этого возраста форме.

Каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха,  и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения.

С развитием совершенствуется качество его восприятия и гибкость координированного решения художественно - слуховых и исполнительских задач.

Очень важен при этом метод показа и связанных с ним словесных пояснений.

Их гибкое сочетание дает наиболее эффективные результаты в развитии исполнительских навыков ученика и устранении недочетов.

Словами можно дополнить представление ребенка о художественно -образном содержании произведения, ранее показанного ему в живом исполнении.

 

Чем менее эмоционален ребенок, тем в большей степени пробуждение исполнительской инициативы и интереса его к изучаемому стимулируется образным рассказом педагога с привлечением близких его возрасту сравнений и сопоставлений.

Альбом Ю.Литовко «Я буду пианистом».

Успехи в обучении младших школьников определяются не только своевременным распознаванием врожденных задатков и исполнительских способностей ученика, но и умелым выбором репертуара, отвечающего требованиям развития данной индивидуальности. Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад в воспитание юных пианистов, создав большую художественно - педагогическую фортепианную литературу для детей.

В этой литературе, адресованной преимущественно детям, младшего школьного возраста. С тонко педагогической интуицией воплощены задачи музыкально - творческого и пианистического развития детей. В известных циклах миниатюр - детских альбомах - предельно ясно выступают общие для всех композиторов музыкально - эстетические и педагогические принципы.

Это, прежде всего выпуклая, почти зримо ощущаемая образность музыкальной ткани, лаконичность и четкость музыкальной формы, конкретность выразительных средств музыкального языка, доступность пианистического изложения, соответствующего возрастным свойствам детской моторики.

Современные композиторы также отдают дань детскому репертуару: Слонимский, Ходош, Леденев...

Сборник московского композитора Юрия Литовко «Я буду пианистом», изданным в 2001 году продолжает эту традицию.

Юрий Литовко автор детских пьес, музыки к детским музыкальным спектаклям, поэтому ему близка сфера впечатлений ребенка.

Альбом привлекает не только возможностью расширить репертуар, и разбудить фантазию ребенка, что и составляет одну из основных задач педагога.

 

14 пьес достаточно легкие, доступные, программные, написаны современным языком.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 2.23 Mb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 90

Похожие материалы