Методическая разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "работа над музыкальным образом в произведении П.И.Чайковского Баба яга
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Сафронова Анна Сергеевна
|
Методическая разработка открытого урока по фортепиано
Тема: «Работа над музыкальным образом ».
Вид урока: традиционный.
Цель урока:
Формирование представления о музыкальном образе, через средства музыкальной выразительности .
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать ритмические, динамические и звуковые качества произведения.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к исполняемым произведениям.
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы:
Словесный
Наглядный
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационно-компьютерная
Здоровье сберегающая
Оборудование:
Фортепиано
Стул
Иллюстрации и рисунки
Ноутбук
Таблица
Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Заключение:
- оценивание, домашнее задание.
Организационный момент:
-Здравствуй, Диана. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
-Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств в музыки.
Теоретическая часть:
Педагог: Диана давай сделаем разминку и сыграем наше упражнение №1 Ш.Ганона.
Ученица:( играет в медленном темпе, активными пальцами .)
Педагог: А можешь сыграть это упражнение быстрее. Давай проиграем наше упражнение разными способами.
Дальше ученица играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, ученик играет упражнение в быстром темпе .
Педагог: Теперь давай перейдем к гамме Ре мажор и арпеджио.
(Ученица работает над темпом и аппликатурой)
Педагог: Диана, а ты любишь сказки?
Ученица: Да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: Мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что Петр Ильич Чайковский– известный русский композитор, дирижер, и педагог. Родился в городе Воткинске. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений. Какие произведения тебе известны?
Ученица: Он написал музыку к балетам "Щелкунчик", Лебединое озеро", "Спящая красавица". Фортепианный цикл "Времена года" и "Детский альбом".
Педагог: А ты знаешь когда был написан "Детский альбом"?
Ученица: Он сочинён Чайковским в мае 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Например М.П. Мусоргский написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.
Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.
Ученица: У меня получилось так.
Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, диминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Чайковский написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Практическая часть:
Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга»
Ученица: Исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушка.
Педагог: Опиши, какие у неё волосы?
Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.
Педагог: А тембр голоса можно угадать?
Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.
Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?
Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.
Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. В какой форме написана пьеса? Что ты можешь о ней сказать?
Ученица: Пьеса, написана в трёхчастной форме, контраст середины здесь почти незаметен из-за непрерывного движения.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. «Баба-Яга» - картинка сказочного полёта. Острый штрих staccato, резко звучащие интервалы. В произведении изображён ее стремительный «полет» в темпе Presto. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь.
Ученица: Играет отрывок.
Педагог: Как ты думаешь где в пьесе находится кульминация?.
Ученица: Кульминацией пьесы становится начало репризы, звучащее на октаву выше по сравнению с первой частью.
Педагог: Молодец! Ты правильно это заметила. Здесь резче звучат «выкрики» Бабы-Яги. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела... Давай мы попробуем это изобразить.
Ученица: играет кульминацию произведения.
Педагог: Диана у тебя очень хорошо получилось , но нужно еще доработать темп, сделать четче штрихи и оттенки.
Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе полет Бабы-Яги.
Педагог: Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?
Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!
Заключение
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги.
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?
Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Лядов, Мусоргский. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность.
Оценивание:
Педагог: Диана, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!
Домашнее задание:
Педагог: Послушаешь симфоническую сказку А. Лядова, познакомишься с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Поработаешь над точным исполнительским приёмом стаккато;
Добивайся в нужных местах синхронной игры стаккато двумя руками.
До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа!
Методическая разработка открытого урока по фортепиано
Тема: «Работа над музыкальным образом ».
Вид урока: традиционный.
Цель урока:
Формирование представления о музыкальном образе, через средства музыкальной выразительности .
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать ритмические, динамические и звуковые качества произведения.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к исполняемым произведениям.
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы:
Словесный
Наглядный
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационно-компьютерная
Здоровье сберегающая
Оборудование:
Фортепиано
Стул
Иллюстрации и рисунки
Ноутбук
Таблица
Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Заключение:
- оценивание, домашнее задание.
Организационный момент:
-Здравствуй, Диана. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
-Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств в музыки.
Теоретическая часть:
Педагог: Диана давай сделаем разминку и сыграем наше упражнение №1 Ш.Ганона.
Ученица:( играет в медленном темпе, активными пальцами .)
Педагог: А можешь сыграть это упражнение быстрее. Давай проиграем наше упражнение разными способами.
Дальше ученица играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, ученик играет упражнение в быстром темпе .
Педагог: Теперь давай перейдем к гамме Ре мажор и арпеджио.
(Ученица работает над темпом и аппликатурой)
Педагог: Диана, а ты любишь сказки?
Ученица: Да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: Мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что Петр Ильич Чайковский– известный русский композитор, дирижер, и педагог. Родился в городе Воткинске. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений. Какие произведения тебе известны?
Ученица: Он написал музыку к балетам "Щелкунчик", Лебединое озеро", "Спящая красавица". Фортепианный цикл "Времена года" и "Детский альбом".
Педагог: А ты знаешь когда был написан "Детский альбом"?
Ученица: Он сочинён Чайковским в мае 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Например М.П. Мусоргский написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.
Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.
Ученица: У меня получилось так.
Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, диминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Чайковский написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Практическая часть:
Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга»
Ученица: Исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушка.
Педагог: Опиши, какие у неё волосы?
Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.
Педагог: А тембр голоса можно угадать?
Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.
Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?
Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.
Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. В какой форме написана пьеса? Что ты можешь о ней сказать?
Ученица: Пьеса, написана в трёхчастной форме, контраст середины здесь почти незаметен из-за непрерывного движения.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. «Баба-Яга» - картинка сказочного полёта. Острый штрих staccato, резко звучащие интервалы. В произведении изображён ее стремительный «полет» в темпе Presto. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь.
Ученица: Играет отрывок.
Педагог: Как ты думаешь где в пьесе находится кульминация?.
Ученица: Кульминацией пьесы становится начало репризы, звучащее на октаву выше по сравнению с первой частью.
Педагог: Молодец! Ты правильно это заметила. Здесь резче звучат «выкрики» Бабы-Яги. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела... Давай мы попробуем это изобразить.
Ученица: играет кульминацию произведения.
Педагог: Диана у тебя очень хорошо получилось , но нужно еще доработать темп, сделать четче штрихи и оттенки.
Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе полет Бабы-Яги.
Педагог: Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?
Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!
Заключение
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги.
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?
Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Лядов, Мусоргский. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность.
Оценивание:
Педагог: Диана, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!
Домашнее задание:
Педагог: Послушаешь симфоническую сказку А. Лядова, познакомишься с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Поработаешь над точным исполнительским приёмом стаккато;
Добивайся в нужных местах синхронной игры стаккато двумя руками.
До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа!
Методическая разработка открытого урока по фортепиано
Тема: «Работа над музыкальным образом ».
Вид урока: традиционный.
Цель урока:
Формирование представления о музыкальном образе, через средства музыкальной выразительности .
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать ритмические, динамические и звуковые качества произведения.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к исполняемым произведениям.
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы:
Словесный
Наглядный
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационно-компьютерная
Здоровье сберегающая
Оборудование:
Фортепиано
Стул
Иллюстрации и рисунки
Ноутбук
Таблица
Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Заключение:
- оценивание, домашнее задание.
Организационный момент:
-Здравствуй, Диана. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
-Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств в музыки.
Теоретическая часть:
Педагог: Диана давай сделаем разминку и сыграем наше упражнение №1 Ш.Ганона.
Ученица:( играет в медленном темпе, активными пальцами .)
Педагог: А можешь сыграть это упражнение быстрее. Давай проиграем наше упражнение разными способами.
Дальше ученица играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, ученик играет упражнение в быстром темпе .
Педагог: Теперь давай перейдем к гамме Ре мажор и арпеджио.
(Ученица работает над темпом и аппликатурой)
Педагог: Диана, а ты любишь сказки?
Ученица: Да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: Мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что Петр Ильич Чайковский– известный русский композитор, дирижер, и педагог. Родился в городе Воткинске. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений. Какие произведения тебе известны?
Ученица: Он написал музыку к балетам "Щелкунчик", Лебединое озеро", "Спящая красавица". Фортепианный цикл "Времена года" и "Детский альбом".
Педагог: А ты знаешь когда был написан "Детский альбом"?
Ученица: Он сочинён Чайковским в мае 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Например М.П. Мусоргский написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.
Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.
Ученица: У меня получилось так.
Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, диминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Чайковский написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Практическая часть:
Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга»
Ученица: Исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушка.
Педагог: Опиши, какие у неё волосы?
Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.
Педагог: А тембр голоса можно угадать?
Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.
Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?
Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.
Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. В какой форме написана пьеса? Что ты можешь о ней сказать?
Ученица: Пьеса, написана в трёхчастной форме, контраст середины здесь почти незаметен из-за непрерывного движения.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. «Баба-Яга» - картинка сказочного полёта. Острый штрих staccato, резко звучащие интервалы. В произведении изображён ее стремительный «полет» в темпе Presto. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь.
Ученица: Играет отрывок.
Педагог: Как ты думаешь где в пьесе находится кульминация?.
Ученица: Кульминацией пьесы становится начало репризы, звучащее на октаву выше по сравнению с первой частью.
Педагог: Молодец! Ты правильно это заметила. Здесь резче звучат «выкрики» Бабы-Яги. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела... Давай мы попробуем это изобразить.
Ученица: играет кульминацию произведения.
Педагог: Диана у тебя очень хорошо получилось , но нужно еще доработать темп, сделать четче штрихи и оттенки.
Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе полет Бабы-Яги.
Педагог: Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?
Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!
Заключение
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги.
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?
Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Лядов, Мусоргский. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность.
Оценивание:
Педагог: Диана, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!
Домашнее задание:
Педагог: Послушаешь симфоническую сказку А. Лядова, познакомишься с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра;
Поработаешь над точным исполнительским приёмом стаккато;
Добивайся в нужных местах синхронной игры стаккато двумя руками.
До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа!
Методическая разработка открытого урока по фортепиано
Тема: «Работа над музыкальным образом ».
Вид урока: традиционный.
Цель урока:
Формирование представления о музыкальном образе, через средства музыкальной выразительности .
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать ритмические, динамические и звуковые качества произведения.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к исполняемым произведениям.
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы:
Словесный
Наглядный
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационно-компьютерная
Здоровье сберегающая
Оборудование:
Фортепиано
Стул
Иллюстрации и рисунки
Ноутбук
Таблица
Портреты композиторов
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Заключение:
- оценивание, домашнее задание.
Организационный момент:
-Здравствуй, Диана. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
-Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств в музыки.
Теоретическая часть:
Педагог: Диана давай сделаем разминку и сыграем наше упражнение №1 Ш.Ганона.
Ученица:( играет в медленном темпе, активными пальцами .)
Педагог: А можешь сыграть это упражнение быстрее. Давай проиграем наше упражнение разными способами.
Дальше ученица играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, ученик играет упражнение в быстром темпе .
Педагог: Теперь давай перейдем к гамме Ре мажор и арпеджио.
(Ученица работает над темпом и аппликатурой)
Педагог: Диана, а ты любишь сказки?
Ученица: Да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: Мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что Петр Ильич Чайковский– известный русский композитор, дирижер, и педагог. Родился в городе Воткинске. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений. Какие произведения тебе известны?
Ученица: Он написал музыку к балетам "Щелкунчик", Лебединое озеро", "Спящая красавица". Фортепианный цикл "Времена года" и "Детский альбом".
Педагог: А ты знаешь когда был написан "Детский альбом"?
Ученица: Он сочинён Чайковским в мае 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Например М.П. Мусоргский написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и пос
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 285.95 Kb |
Количество скачиваний: | 31 |