Методическое сообщение на тему: «Представление новых технологий фортепианной школы».

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

      КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова»

                    Методическое сообщение на тему:

«Представление новых технологий фортепианной школы».

                           Ход сообщения:

 

 

 

1. Вступление. Введение в тему.

 

2. «В музыку с радостью».

Геталова Ольга Александровна и Визная Ирина Владимировна.

Санкт – Петербург,2002 год.

 

3. «За роялем без слёз, или я – детский педагог».

Юдовина – Гальперина Татьяна Борисовна.

 

4. «Школа игры на фортепиано».

Исенко Алексей Иванович.

Москва, 2008 год.

 

5. «Волшебный мир фортепиано» (в двух тетрадях).

Глушенко Марина Александровна.

Санкт – Петербург, 2005 год.

 

6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 «В  музыку с радостью».

В первую очередь, я предлагаю обратить внимание на книгу Геталовой и Визной «В музыку с радостью». Книга эта, помимо хорошо подобранного музыкального материала, отличается от других пособий возможностью систематизировать процесс овладения основными навыками игры на фортепиано. Она составлена в традиционной манере: первый раздел – непосредственно учебник, второй – хрестоматия репертуара и третий раздел – ансамбли. Но необычным является то, как выстраивается учебный материал в первом разделе книги – собственно учебнике. Помимо привычного принципа построения учебника от простого – к сложному, схема эта здесь в значительной степени детализирована. Поэтому первый раздел поделён на 8 частей.

1 часть – «Знакомство с инструментом. Первые звуки. Штрих nonlegato».

Ребёнок разучивает пьески «с рук» педагога, еще не зная ни нотной грамоты, ни клавиатуры, он уже имеет возможность музицировать вместе с педагогом, слышать на уроке не только одноголосную, но полнозвучную музыку и самому в создании этой музыки участвовать. Это очень важный момент, который позволяет вовлечь ребёнка в творчество уже с первых уроков, пробудить в нём живой интерес к музыке.  Основной приём игры – nonlegato третьим пальцем каждой руки поочерёдно и двумя руками вместе. Поскольку правильный приём игры nonlegato является основой для овладения всеми другими штрихами, достаточное количество пьес для игры именно nonlegato третьим пальцем позволяет ребёнку хорошо освоить этот приём и при этом не утомить его однообразием репертуара. В примечаниях к каждому разделу помещены методические пояснения для педагога – на что нужно обратить внимание, чтобы добиться хорошего звучания инструмента и правильного выполнения приёма.

2 часть – «Знакомство с нотами. Игра по нотам третьим пальцем».

Игра по нотам представляет для ребёнка особые трудности. При этом игра одним пальцем позволяет свести круг проблем до минимума и сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука. Здесь надо разучить, как может больше однотипных пьес без детальной их проработки. Для этой цели во второй части авторы специально упростили известные пьесы, чтобы ребёнок играл их, глядя в ноты, а не наизусть. Одновременно будет развиваться и навык чтения с листа, что тоже очень важно.

3 часть – «Штрих nonlegato 2 – м,  3 – м и 4 – м пальцами».

Использование 2 – го и 4 – го пальцев обычно не вызывает дополнительных трудностей у детей. Здесь важно вовремя обращать внимание на смену пальцев.

4 часть – «Игра всеми пальцами. Двойные ноты».

Одновременное нажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребёнка. Правильное положение 1 – го и 5 – го пальцев в двойных нотах помогает укрепить слабый 5 – палец и обеспечить правильную постановку 1 – го, что крайне важно для дальнейшего развития технического аппарата ученика.

5 часть – «Игра nonlegato всеми пальцами».

Эта часть составлена из пьес, в которых используются все пальцы. Разнообразный материал позволяет закрепить все ранее полученные навыки.

6 часть – «Штрихи legato и staccato. 1. Две ноты под лигой (опора на первый звук). 2. Штрих staccato. 3. Сочетание штрихов. 4. Две ноты под лигой (опора на второй звук. Затактовая интонация)».

1. Две ноты под лигой (опора на первый звук).

Авторы предлагают освоение штриха legato «из руки в руку», что для ребёнка привычно и удобно. К тому же, это позволяет развить слуховое представление о связной игре, не отвлекаясь на дополнительные технические трудности.

2. Штрих staccato.

Освоение штриха staccato целесообразно начинать при исполнении мотива из двух звуков под лигой с опорой на первый из них.

3. Сочетание штрихов.

В этом разделе используются все основные штрихи: nonlegato, staccato, legato. Несложные пьесы позволяют выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки.

4. Две ноты под лигой (опора на второй звук). Затактовая интонация.

Часто встречающаяся в фортепианной литературе затактовая интонация требует особого внимания, считают авторы. Начинать знакомство с ней лучше с самого простого – со связной игры мотива из двух звуков при опоре на второй из них.

7 часть – «Штрих legato. 1. Три ноты под лигой (опора на первый звук). 2. Три ноты под лигой (опора на третий звук). 3. Три ноты под лигой (опора на второй звук).

8 часть – «4 – 5 нот под лигой».

При связной игре 4 – х и 5 – ти звуков используются те же приёмы, что и в предыдущей части. Музыкальный материал, подобранный здесь, позволяет закрепить приобретённые навыки.

Второй раздел книги представляет собой хрестоматию для учащихся 1 – го класса ДМШ, составленную из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Отсюда педагог может черпать материал для работы в течение первого года обучения. Третий раздел составлен из ансамблей, большинство из которых публикуются впервые.

Подводя итог можно сказать, что данная работа является удачной попыткой не просто осмыслить, систематизировать, но и в строгой последовательности выстроить процесс овладения основными (первоначальными) навыками фортепианной игры. Смысл первого раздела книги, фактически учебника, состоит в обязательном разучивании предлагаемых фортепианных пьес, что позволит в кратчайший срок организовать пианистический аппарат ребёнка, научить его правильным приёмам игры на инструменте, заложить основы технической свободы исполнения и беглости пальцев.

«За роялем без слез, или я – детский педагог».

 

Татьяна Юдовина – Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт – Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила книгу, которая так сказать обобщает её опыт занятий и общения с детьми – малышами. В которой Татьяна Борисовна рассказывает, как на самом деле много преимуществ раннего обучения. Ранние занятия музыкой благотворно влияют на психику детей. Период с двух до пяти лет наиболее подходящий для восприятия сенсорного (музыкального) притока. Тамбовские и Американские учёные пришли к выводу, что раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга, в частности абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития, лечить эпилепсию, болезнь Паркинсона. Педагог музыки становится одновременно и психотерапевтом.

Большое значение, Гальперина уделяет разделу о вступительных экзаменах.

 

Приёмные экзамены очень несовершенны. Существует целый ряд чисто физиологических и психологических моментов, которые мешают ребёнку проявить свои дарования в нервозной обстановке. Начальное музыкальное образование должно быть доступно всем. Не ошибиться в определении одарённости, можно лишь наблюдая длительное время. Нужно не определять задатки, а выявлять и формировать способности.    

Большое внимание уделяет гимнастике.

 

Упражнения для правильной осанки: «Лифтик», «Балерина», «Палочка», «Шейка».

 

Упражнения для крупных мышц: «Мельница», «Цыганочка», «Боксик», «Прощание», «Стирка», «Дирижёр».

 

Хватательные движения: «Платочек танцует», «Кто быстрее», «Летающий платочек».

 

Дыхательные упражнения.

«Оттолкни веточку», «Животик дышит», «Плавание».

 

Мир музыки в образах.

Нотная грамота, даётся в таком порядке:

Ключи, Динамические оттенки, Клавиатура, Октавы, Аппликатура, Визуальный ряд, Длительности, Ритмо – стихотворное воспитание, «Ритмическое эхо», Музыкально – ритмическое воспитание, Размер, тактовая черта, Звукоряд, Штрихи, Интервалы, Трезвучия, 3 функции лада, Септаккорды.

 

Мир музыки в звуках.

 

Малыш за роялем.

Ребёнок может перейти к игре на рояле, когда:

- свободно ориентируется на клавиатуре

- «слышит» нотный текст

- свободно сольфеджирует

- погружён в мир музыки                                                  

- освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений

- главное – ребёнок ХОЧЕТ ИГРАТЬ

 

Знакомство с фортепиано. Педаль.

 

Первое прикосновение к звуку.

Кончики пальцев, туше – это зеркало души пианиста. Можно нарисовать на пальчиках лица человечков, благодаря живым человечкам, дети очень нежно прикасаются к клавишам.

 

Работа над звуком.

Стоит рассказать малышу, что где – то в спине – озеро и вода стекает из этого озера по рукам в наши дома (ладошки) до самых кончиков пальцев. Эта вода даёт стрункам напиться. Нужно преодолеть ударность молоточков, звук должен быть певучим, «благородным».

 

Организация пианистического аппарата.

В раннем возрасте не стоит заниматься проблемами пальцевой артикуляции. Это связано с физическими возможностями рук. Не стоит ориентировать ученика на руку педагога. Чтобы определить индивидуальные особенности руки ученика, попросить сделать несколько щелчков пальцами. Затем сбивать фантики. Нужно убрать опорность первого пальца и придать ему подвижность. На инструменте – упражнения «Стрекозка», «Бабочка».

 

Штрихи.

Начинать обучение сразу с 3 – х штрихов: стаккато, нон легато и портаменто.

Подкладывание 1 – го пальца на элементах хроматической гаммы.

 

Гаммы.

Порядок прохождения гамм:

1. Хроматическая гамма.

2. Расходящаяся в одну октаву.

3. Короткие арпеджио.

4. Аккорды.

Ранее исполнение гамм не продвигает детей технически. Нужно использовать большое количество мини – этюдов.

 

Практическая гармония.                                       

Когда ребёнок умеет вести в ансамбле с педагогом басовую линию 3 – х основных функций; подбирает простейшие мелодии и транспонирует их; знаком с аккомпанементом на простом и блуждающем бурдоне и Т органном пункте; играет гаммы по тетрахордам, можно перейти к игре трезвучий.

Затем разбираем строение аккордов.

 

Чтение с листа.

Этапы обучения:

- Цвет, как символ данной ноты

- Изображение цветной ноты на нотоносце

- Чёрная нота с цветным штилем

- Сольфеджирование чёрных нот на крупном нотоносце

- Эскизное чтение с листа в ансамбле с педагогом

- Складывание из отдельных нот фраз и предложений. Рифмованная подтекстовка.

- Эскизное чтение с листа целых произведений

Очень помогает сольфеджирование, это звуковое наполнение нот – точек. Для зрительного охвата нотного текста применяем «движущееся окошко». Затем игра в «пазлы». Ребёнок сольфеджирует нотный текст под аккомпанемент педагога и из карточек собирает строчку пьесы, сначала ориентируясь на нотный текст, а затем на слух. Угадывать по карточкам исполняемое произведение. На обратной стороне карточки – название произведения, имя и год композитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Школа игры на фортепиано».

 

Алексей Иванович Исенко – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивного и комплексного образования пианистов.  Созданная им Школа адресована как учащимся ДМШ, так и учащимся, студентам разных специальностей, не изучавшим ранее курс фортепиано, либо имеющих низкий уровень подготовки по этому предмету. Универсальный метод обучения музыкантов, созданный А. И. Исенко, вызвал большой интерес и получил высокую оценку специалистов в России, США, Англии, Германии, Нидерландах, Греции, Испании и других странах, где получил успешную апробацию. За основу своего метода автор взял систему научного моделирования и выявил его новую форму – музыкальную.

 

Моделирование – это опосредствованное познание с помощью специально создаваемой системы, способной заменять исследуемый объект – оригинал и давать о нём новую информацию.  В ходе исследования было обнаружено, что элементы моделирования в музыке прослеживаются уже с конца 16 века. Свойства и функции моделей проявляются уже в генерал – басе или  цифрованном басе. Он являлся сокращённой записью партитуры, при которой нотировался бас, а остальные голоса записывались цифрами, обозначающими интервал от баса. Свободные голоса варьировались в зависимости от состава исполнителей, и включал элемент импровизации. Стремление к усилению экспрессивного воздействия музыки на слушателей, привело теоретиков и композиторов 17 – 18 веков к разработке музыкально – риторических фигур, которые можно рассматривать как эмоционально – смысловые модели. Их разновидностью являются мотивы – символы, например, присутствующие во всех произведениях И. С. Баха. Элементы музыкального моделирования присутствуют также в процессе композиторского творчества. Так, эскизы и наброски музыкального произведения являются структурно – композиционными музыкальными моделями. Схожими с моделированием являются приёмы создания композиторами новых музыкальных произведений, на основе своих более ранних сочинений. Осмысление эволюции вспомогательных средств фортепианного обучения, привело автора к созданию СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭКСПРЕСС – КУРСА, знакомящих начинающих с «творческой лабораторией композитора»; использованию данного метода в процессе преподавания основ сочинительства и конструирования музыкальных моделей.

ЦЕЛЬ – реализации программы – комплексное музыкальное развитие начинающих пианистов.

 ЗАДАЧИ -

- Изучение музыкально – педагогического репертуара

- Развитие эмоционально – слухового восприятия музыки

- Формирование музыкально – слуховых представлений

- Приобретение музыкально – теоретических знаний

- Усвоение способов творческой работы композитора       

- Овладение фортепианной техники

Последовательность тем в учебном плане 1 – го года обучения по методу моделирования творческого процесса композитора соответствует исторической последовательности важнейших переломных этапов в эволюции музыкального искусства: от монодии к полифонии и далее к гомофонии.

Тематический план курса

№1. Песня (куплетная форма)

№2. От песни к фуге

№3. От фуги к старинной полифонической сонате

№4. Раннеклассическая соната

№5. Классическая соната

Обучающиеся по авторскому методу (даже с обычными музыкальными данными) уже через 3 месяца занятий на фортепиано (из расчёта 2 часов в неделю) способны исполнять полифонические произведения. Соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения. Предлагаемая программа предназначена для начинающих пианистов, как взрослых, так и детей в возрасте от 6 лет.

Общее строение книги:

1. Введение, адресованное педагогам, раскрывающее историю и теоретические предпосылки метода моделирования творческого процесса композитора.

2. 1 часть, в которой приводится тематический план, словесный вариант Алгоритма интенсивного и комплексного образования начинающих пианистов, который можно использовать как методическое пояснение и поурочный перечень контрольных вопросов и заданий для учащихся.

3 часть включает три раздела:

- «Конспекты уроков по системе музыкальных моделей «Экспресс – курс А. Исенко», предназначенный для преподавателей;

- «Практикум по музыкальному моделированию», где помещены произведения различных композиторов и музыкальные модели к ним, созданные автором; задания по работе с данными моделями.

- «Хрестоматия», репертуар которой может изучаться как параллельно с системой музыкальных моделей, так и независимо от неё.

4. Музыкальный словарь.

5. Приложения: таблица гамм, аккордов, арпеджио; методические рекомендации по конструированию музыкальных моделей и сочинению полифонических произведений; творческие работы учащихся; устройство для изучения нотации, изобретённое автором книги.

Мотивация – в предлагаемом методе ярко выражена внутренняя мотивация, построенная на познавательной деятельности, основанной на творчестве, благодаря чему ученик приобретает большой объём ЗУН за те же часы. Для донотного периода автором разработана новая циклическая музыкальная форма – цепная модельная. Она состоит из ряда лёгких вокально – инструментальных пьес, соединяющихся в единое целое благодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальным сопровождением в последующей. На этапе знакомства с нотной грамотой осуществляется знакомство с ладовой, интонационно – временной, структурной организации музыки (мотив, фраза, предложение, период); с динамикой и артикуляцией. Это  становится возможным при облегчении двигательных задач. Игре попеременно обеими руками и только 3 – ми пальцами. Игра начинается на чёрных клавишах, на которых легче ориентироваться, и где создаётся удобное формирование позиции руки.

Усвоение содержания Темы 1 «Песня» позволяет достигнуть координации речевой и двигательной моторики и связать обучение игре на фортепиано с развитием навыков аккомпанемента. Сопоставление различных по ритмическому рисунку партий способствует развитию у ученика ритма.

Во 2 – й теме «От песни к фуге» учащийся переходит к фуге через ряд промежуточных полифонических моделей и выполнение заданий по их транспонированию в тональности, которые в дальнейшем будут использоваться в ФУГЕ. Среди основных приёмов – транспонирование и ладовая переокраска. Для работы над ними нужно использовать следующие правила:

- Для знакомства с новой тональностью необходимо сыграть соответствующую гамму, арпеджио, аккорды.

- Держать в памяти транспонируемую модель.

- Сохранять одну и ту же аппликатуру.

- Следовать принципу позиционности.

С 11 урока, (З – й месяц обучения) возникает необходимость обращения к гаммам. Имея опыт полифонической игры, ученики осознают необходимость технической работы. Гаммы изучаются парами – мажоры с одноимёнными минорами. В течение 1 – го года изучаются 10 гамм с единой аппликатурой. Полифония представлена в музыкальных моделях в различных формах: канон, дуэт, полифонические вариации на остинатный  бас, старинная полифоническая соната. Изучение музыкального произведения посредством моделирования – многоэтапный процесс:

1. Овладение основным музыкальным материалом, отражённым в упрощённым виде в модели.

2. Преобразование композиционных элементов посредством транспозиции, ладовой перекраски, конструирования музыкальной формы.

3. Текст пособия в основном обращён к учащемуся. Он состоит из заданий и правил. Комментарии для педагогов даны мелким шрифтом.

4. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать приём «слепой игры», прикрывая руки ученика листком бумаги.

Порядок использования хрестоматии регламентирует таблицы – дневники, помещённые в конце каждого блока. Для развития опережающего чтения используется бегунок.

«Волшебный мир фортепиано».

 

«Волшебный мир фортепиано» - школа фортепианной игры, предназначенная для начального обучения и адресованная как ученику, так и учителю. Она может быть также использована в вузах студентами музыкально – педагогических факультетов, готовящих педагогов для детских музыкальных школ.

 

Эта методика сочетает принципы комплексного музыкального воспитания и интенсивной творческой педагогике, что создаёт наиболее благоприятные условия не только для овладения инструментом, но и для одновременного развития музыкального слуха, а также различных творческих и музыкально – исполнительских навыков: сочинения, импровизации, обработки, транспонирования, ансамблевого музицирования и др. Предлагаемая методика может использоваться в занятиях и с детьми пяти – шести лет, и с начинающими подростками. «Волшебный мир фортепиано» - это новая работа. Хотя в ней используется материал предшествующего пособия, и проводятся те же методические принципы, её объём и структура иные. Школа задумана в большем масштабе, охватывающем примерно три первых года обучения, и выходит она в виде серии небольших тетрадей. «Волшебный мир фортепиано» содержит наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Нотный материал сопровождается в школе обращёнными к учителю краткими методическими комментариями, включающими образцы выполнения творческих заданий, упражнения – варианты и т. п. (музыкальные термины, с которыми учащимся нужно познакомиться при разучивании данной пьесы, выделяются в тексте РАЗРЯДКОЙ). Однако учитель, исходя из собственного опыта и учитывая индивидуальность ученика, может по – своему развивать и творчески претворять предлагаемые педагогические приёмы. Каждую тетрадь завершает примерная программа концертного урока, при успешном выполнении которой ученик может переходить к следующей стадии курса.

 

Школа «Волшебный мир фортепиано» опирается на методику комплексного интенсивного музыкального воспитания.

КОМПЛЕКСНОСТЬ предлагаемой методики в том, что она обеспечивает разностороннее, гармоничное музыкальное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теорию, творчество.

С педагогической точки зрения во главу угла следует поставить ВОСПРИЯТИЕ – именно этой стороне естественно уделить особое внимание на первом этапе занятий.

Если удалось увлечь ребёнка музыкой, мы можем начать вводить его в круг задач фортепианной технологии. Прогресс исполнительской методики способствует тому, что в техническом плане овладения инструментом продвигается очень быстро. Но слуховые навыки часто не поспевают за техническими, что мешает творческому самовыражению ученика в исполняемой им музыке. Совершенно необходимо вести занятия таким образом, чтобы избежать подобной опасности.

В соответствии со слуховым методом ученик уже на самых первых порах р

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 84 Kb
Количество скачиваний: 10
Просмотров: 88

Похожие материалы