Музыкальное занятие для детей коррекционной школы о Моцарте.
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Батрим Татьяна Михайловна
|
Цель: познакомить детей с музыкой великого немецкого композитора
(звучит музыка В. А. Моцарта)
Вы слышите чарующую музыку, полную добра и света. Она написана композитором Моцартом. Свой рассказ о нем я начну вот с такой истории.
В летнем загородном дворце австрийского императора царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления маленького гения. Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того, как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Мальчик был одет по тогдашней моде. На нем был атласный камзол, а на голове белый серебристый паричок с косичкой. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин, старинный клавишный инструмент. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Он поднял свои ручки в кружевах к клавишам и.
(Звучит фрагмент фортепьянной сонаты Моцарта)
Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Мальчик вдохновенно и с невероятной виртуозностью исполнял сложнейшие пьесы. Затем он играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены чудом, рождавшимся на их глазах — игра мальчика превосходила любые фантазии.
—Да ты настоящий маленький чародей, — с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:
— Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.
— А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнял её с листа, то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.
(Звучит еще один фрагмент фортепьянной сонаты)
Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Знатная публика, не скрывая своего восхищения, в восторге рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала утешать его.
— Вы так добры, — серьезно сказал мальчик. — Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. Все гости заулыбались. Вечером прислали подарки от императора. Это был новый костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотом, с красивыми пряжками и пуговицами. К костюму также прилагалась треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные выступления мальчик выходил в этом наряде. Маленького маэстро звали Вольфганг Амадей Моцарт.
Он родился и рос в небольшом городке Зальцбурге, в Австрии. Давайте с вами рассмотрим фотографии (дети подходят к стенду с фотографиями). Посмотрите, как красив был город с широкими арками мостов, переброшенными через прозрачную изумрудную реку с окружающими его зелеными горами и холмами, с тенистыми садами и великолепными по архитектуре дворцами, соборами и крепостями
(показ гравюры Панорама Зальцбурга ХУIII в.)
А вот в этом большом по тем временам многоэтажном доме жила семья Моцарта. Здесь и родился великий композитор. За этими окнами на третьем этаже была комната, служившая семье одновременно гостиной, столовой и рабочим кабинетом. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором. Он служил капельмейстером, т. е. руководителем придворных музыкантов, поэтому в доме всегда звучала музыка и было много прекрасных музыкальных инструментов: скрипка, клавикорды, и особенно любимый маленьким Вольфгангом клавесин, что означает клавишный. Посмотрите, на этой гравюре изображен будущий композитор, сидящий за клавесином. Внешне этот инструмент немного похож на маленький рояль: так же натянуты струны, расположена клавиатура. Но звук на клавесине извлекался не ударом молоточка по струнам, а щипком: при нажатии клавиш струны зацепляли специальные язычки, сделанные из птичьих перышек. Звук получался негромкий, но очень красивый, серебристый и хрупкий, как будто бусинки сыплются на стекло. Давайте послушаем музыку Моцарта в исполнении на клавесине.
(Звучит аудиозапись фрагмента любого произведения Моцарта, исполненного на клавесине.)
Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем и в соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Ни в одной области Австрии не создавалось более задорных и веселых народных песен, чем в Зальцбурге. Музыку можно было услышать не только в дневное время, но даже ночью. В те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием. Моцарт написал специальное произведение для такого исполнения и назвал его маленькая ночная серенада. Исполняют его только струнные инструменты — ведь большой оркестр не разместишь под балконом.
Давайте послушаем его.
(Прослушивание в аудиозаписи фрагмента Маленькой ночной серенады)
Маленький Моцарт был признан истинным чудом ХУIII века, и слава о его таланте разнеслась далеко за пределы Австрии. В его жизни было много путешествий, он побывал в различных городах и странах Европы, и везде его ждал успех. Почти одновременно с концертной деятельностью Моцарт начал выступать и как композитор. Немного позже его музыка стала звучать не только в оперных театрах, концертных залах, но и в королевских дворцах, в аристократических салонах, и, конечно же, на придворных балах.
В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются и расшаркиваются кавалеры в напудренных париках, а дамы в широких фижмах (так назывались старинные юбки) грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. Я предлагаю вам сейчас станцевать менуэт под музыку Моцарта.
(Дети исполняют менуэт)
Этот обычный по тем временам танец Моцарт даже ввел в разряд серьезной музыки, сделав его отдельной частью симфонии — крупного произведения.
Юмор у Моцарта можно встретить в инструментальной музыке. В знаменитом Рондо в турецком стиле (так называется последняя часть фортепьянной сонаты ля мажор) музыка в шутливой форме передает звуки большого барабана, музыкального инструмента, только что созданного в Турции. Это произведение стало популярно. Известно, что несколько лет тому назад в Америке устроили своеобразную потеху для публики: организовали исполнение турецкого рондо на 100 роялях в 40 рук! А мы ведь тоже можем исполнить это произведение Моцарта. Я приглашаю вас взять металлофоны, ксилофоны, барабаны, тарелки и сыграть всем вместе.
(Дети исполняют турецкий марш Моцарта.)
Молодцы! Эта музыка Моцарта пронизана радостным, праздничным, светлым настроением. Ведь не случайно композитор А. Рубинштей сказал: Вечный солнечный свет в музыке — тебе Моцарт! .
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 34.5 Kb |
Количество скачиваний: | 6 |