Научная работа по теме "О чём рассказала славянская азбука?"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Здюмаева Ольга Михайловна
|
НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ :
«О чём рассказала славянская
АЗБУКА»
Выполнила : Научный руководитель :
ученица МБОУСОШ №58 Здюмаева О.М.
Данилина Анастасия
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
1. Актуальность работы
2. Цели и задачи исследования.
3. Теоретические основы исследования.
4. Практическая часть работы.
- из истории создания азбуки.
- деятельность великих просветителей Кирилла и Мефодия
- особенности славянской азбуки
-структура кириллицы
-смысл букв кириллицы, их цифровое значение
5. ПОНИМАТЬ АЗБУКУ – ПОНИМАТЬ КАРТИНУ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ, ПРОНИЗЫВАЮЩИХ МИР.
6. Список литературы…
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вот уже почти тысячелетие учёные обращаются к феномену , казалось бы, такого привычного явления, как азбука. Любой первоклассник без запинки ответит на вопрос : «Знаешь ли ты азбуку?». Но мало кто из нас, школьников, задумывается, что такое на самом деле азбука. Это не просто перечень букв – это азбука мировосприятия, содержащая мудрые и вечные истины, основы существования человека, завещанные нам великими просветителями.
О чём же рассказывают нам буквы кириллицы ? Поиск ответа на этот вопрос и составляет цель моего исследования.
Цель исследования : раскрыть тайный смысл букв «кириллицы».
Задачи работы:
· 1.проанализировать научный материал по теме.
· 2. показать смысловое значение каждой буквы и структуру азбуки
· 3. показать цифровое значение букв славянской азбуки.
· доказать , что азбука представляет собой не только перечень букв, но и своеобразную картину мира.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
« В азбуке дана картина всего мироздания со всеми основными действующими в нём первоначалами : Бог, добро, зло»,- пишет в своей статье «Тайна славянской азбуки» К. Титаренко .По его мнению, выучить буквы , цифры и заучить слова-названия букв – это только первый этап освоения азбуки. Далее должно следовать сложение этих букв в некие фразы и, наконец, усвоение законов мироздания, заложенных в смысле букв славянской азбуки
Л.В. Савельева в статье «»Истоки и загадки нашей азбуки» сравнивает значение букв кириллицы, слияние смыслов во фразы с «тайнописью», смысл которой «ОБЯЗАН» понимать каждый из нас.
Наконец, М.Кронгауз в статье «Откуда есть пошла славянская письменность» прямо указывает, что наша азбука не только «перечень букв, но творение, которое призывает нас стремиться к совершенству, учению, мудрости и любви…».
4.Практическая часть работы.
Из истории создания азбуки.
В конце 862 года князь Великой Моравии Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке, поскольку проповеди читались на непонятной народу латыни.
Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа и его старшего брата Мефодия .
Выбор был не случайным. Братья родились в Солуни , в семье военачальника, получили хорошее образование. Константин обучался в Константинополе при дворе византийского императора, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из населённых славянами областей, впоследствии удалился в монастырь.
В 860 году братья совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.
Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык, однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.
За эту нелёгкую задачу и принялся Константин( в монашестве- Кирилл). В 863 году азбука существовала в 2 вариантах : глаголица ( от глаголъ – речь) и кириллица. Затем братья сделали перевод ряда греческих книг на славянский язык.
Благодаря подвигу братьев-просветителей славяне получили возможность читать и писать на своём языке. У славян появился не только свой алфавит, но и славянский литературный язык, многие слова из которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.
Все события, связанные с появлением славянской письменности, происходили в очень короткий временной промежуток. С момента приглашения славянских просветителей в Моравию и Паннонию в 863 г. и до кончины Кирилла в 869 г. прошло менее шести лет. За это время было «изобретено» две азбуки, сделаны переводы Евангелия и Псалтыри, основных служебных церковных книг, подготовлены ученики, организована служба на церковнославянском языке, освящены книги и рукоположены в сан священников некоторые из учеников в самом Риме. В результате Надо особо отметить, что все события, связанные с сложных дипломатических переговоров получено благословение от папы на дело славянского просвещения.
Если подвести итог деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, то возникает понимание огромного объема выполненной ими работы.
Обобщим все достигнутое ими в области славянского просвещения.
1. Создание славянской азбуки.
Созданная азбука имела несколько отличительных особенностей:
а) она полностью отражала фонетический состав славянских языков, для которых была предназначена;
б) она вводит такие буквы и соответствующие им фонемы в состав славянских языков, которые в них, вероятно, отсутствовали. Это буквы φ - фита и θ - тэта. Для выполнения точного перевода с греческого языка она дополнена рядом греческих букв: ξ - кси, ψ - пси, ν - ижица;
в) азбука в своем графическом исполнении ставила возникшую на ее основе письменность на высший уровень, достигнутый в то время всей мировой историей развития письма (буквы азбуки имели большую эстетическую выразительность, приспособленность для письма и различительные особенности, позволявшие прочтение при плохом написании);
г) при помощи азбуки было проведено математическое образование славян: буквы азбуки выражали соответствующие числа. С их помощью была введена десятичная позиционная система счисления, самая передовая на то время. Этой же системой пользовались греки, что позволяло без всяких трудностей осуществлять переводы математических трудов и текстов.
2. Создание славянской письменности.
Создание азбуки не означает создания славянской письменности. Для введения письменности необходимо, чтобы были выработаны конкретные правила отражения речи на письме - так называемая орфография. Сюда входит создание правил использования буквенного набора для всех вариантов фиксации речи, правила, касающиеся компоновки и расположения текста, употребление вспомогательных знаков, выбор средств письма и типа книжной формы.
Также нужна и организация всего комплекса, необходимого для налаживания процесса письма: скрипториев, библиотек, книжной культуры в обиходе.
3. Выполнение перевода всех книг Священного Писания и многих богослужебных книг.
Как известно из источников, перевод Библии был осуществлен в кратчайшие сроки, практически недостижимые современными специалистами. Качество перевода настолько высоко, что многократные попытки новых переводов всегда встречали критическую оценку. Глубина и выразительность текстов представляют большие трудности для перевода на современные славянские языки.
4. Создание нового церковнославянского языка, закрепленного письменно при переводе религиозной литературы.
Это направление их деятельности наиболее труднопонимаемо и оценено недостаточно.
Практически, был создан новый язык, имеющий много общего со славянскими языками, однако, и значительно отличающийся от него. В обращение было введено огромное количество слов, отсутствовавших в живых наречиях. Они образовали новые значения, которые отражали тот уровень новой культуры и духовного содержания, которое пришло с переводом религиозной литературы.
Кроме того, язык был зафиксирован при помощи новой письменности, соответствующей ему, и религиозной канонизации. «Законсервированный» на долгие века, он стал неизменным эталоном выражения духовности.
В действительности этот язык не стал достоянием широких масс народа. Он остался островом книжной духовной литературы, для освоения которого приходится обучаться индивидуально.
5. Выполнение организационно-просветительской деятельности.
Этот раздел как бы обобщает и завершает всю работу братьев — просветителей. Признание церковнославянского языка и письменности на международном уровне и его практическое использование составляют главные достижения этого этапа.
ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ.
На иконах с образами равноапостольных братьев Кирилл изображается держащим в руках свиток со списком славянской азбуки.
Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.
Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст.
Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.
В Кириллице все буквы имеют названия с четко определенным смыслом .
Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют законченные смысловые фразы. Вот они:
Азъ боукы въди
глаголи добро есть
како люди мыслите
рьци слово твьрдо
Эти фразы составляют небольшой текст — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. Они присутствуют и в Кириллице, и в Глаголице, что говорит о единстве их происхождения. Это свидетельствует о том, что создатели азбуки уже самую первую надпись превратили в учебное наставление, где изложены основные принципы овладения языком вместе с моральными принципами.
Обратимся к структуре славянской азбуки , к смыслу букв и их цифровому значению
Букварная истина, высшая часть азбуки
Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце. Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами. С точки рения эротической нумерологии считается, что 1 представляет собой фаллический символ, с которого начинается продолжение рода. У этого числа есть несколько синонимов: 1 – это единица, 1 – это один, 1 – раз.
Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. Например, «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий», как вы, наверное, уже догадались, обозначает «будущий, предстоящий». В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так мрачной и ужасной. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Букам Константин не дал числового значения, однако многие ученые предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. Ведь по большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.
Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы. Ведь 2 – двойка, два, пара были не просто числами у славян, они принимали активное участие в магических ритуалах и вообще были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение неба и земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Одним словом двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия. Причем стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Кроме того у славян дурным знаком считалось вдвоем качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем и вообще совершать вдвоем какое-либо действие. Несмотря на такое отрицательное отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Так, например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов.
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3 – три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом.
Во-первых, тройка – это символ духовности и единения души со Святой Троицей.
Во-вторых, тройка/триада была выражением единения неба, земли и подземного царства.
В-третьих, триада символизирует завершение логической последовательности: начало – середина – конец.
И наконец, триада символизирует собой прошлое, настоящее и будущее.
Если вы посмотрите на большинство славянских обрядов и магических действий, то увидите, что все они завершались троекратным повторением какого-либо ритуала. Простейший пример, троекратное крещение после молитвы.
Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного. Под Добром ученые, прежде всего, усматривают добродетель с точки зрения поддержания человеком религиозных канонов, которые символизируют Заповеди Господни. Например, старославянская фраза: «Добродетелью и житию истиньноу прилежати» несет в себе смысл о том, что человек должен в реальной жизни блюсти добродетель.
Числовое значение буквы Добро обозначается цифрой 4, т.е. четверкой. Что же вкладывали славяне в это число? Прежде всего, четверка символизировала четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух, четыре конца священного креста, четыре стороны света и четыре угла в комнате. Таким образом, четверка была символом устойчивости и даже незыблемости. Притом, что это четное число, славяне не относились к нему с негативом, ведь именно оно в совокупности с тройкой давало божественное число 7.
Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является Есть. Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «ест
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 57.09 Kb |
Количество скачиваний: | 15 |