Нестандартный урок "Военной песни негасимый свет" (8 класс)

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных»

(Великая Отечественная война в искусстве)

Учитель музыки: Погодаева Наталья Анатольевна, I

Возраст: 8 класс.

Форма проведения: нестандартный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; показать значение песни в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотизма, уважения к людям старшего поколения.

Оформление: портреты: К.И.Шульженко, М.Максимова, Е.Петербургского; фотографии с фронтовых выступлений К.И. Шульженко; высказывания известных поэтов о песни.

Музыкальный материал:

- «Синий платочек» слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского;

- колокольный звон

Дополнительный материал:

тексты песен:

- «Синий платочек», слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского;

-«Синий платочек», слова: А.Новикова, музыка: Е.Петербургского.

- биографический очерк о русской певице К.И. Шульженко;

Ход урока

Эпиграф:

«Песня вместе с Отчизной пошла на бой.
Она стала в строй, на правый фланг – ближе
к запевалам. По трудным горестным
дорогам войны прошла с героями песня.
Облетев многие страны, она вместе
с победителями возвратилась домой –
к родным, близким…»

/ А. Фатьянов

То грустная, то вольная, как ветер,

То грозная, зовущая на бой,

Подруга – песня! Нет нигде на свете

Другой такой подруги дорогой.

С тобой рождались, жили, умирали,

В тебе народ всю душу отдавал,

Тебя в походах, деды запевали

И сыновьям отец передавал…

Звучит музыка колокольного звона.

- Что это? Ты слышишь?

- Это колокола. Колокола памяти?

- Памяти? А разве бывают, такие колокола?

- Бывают, слушай! Это говорит сама память…

- Но разве память бывает живой?

- А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Первый раз на поле боя, когда его догонит пуля.

А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

- Память она имеет начало, но не имеет конца.

Вступительное слово.

Учитель.Семьдесят лет отделяет нас от суровых и грозных военных лет.

Но время, ни когда не излечит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны и труженики тыла, которых останется все меньше и меньше и война уходит в далекое прошлое.

Мы родившиеся после войны, знаем о ней лишь по рассказам, по книгам, кинофильмам. Тем дороже и ценнее становятся дошедшие до нас художественные памятники военного времени. Среди них почетное место принадлежит и песни.

Песни военных лет – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на легких фронтовых дорогах, старики, женщины, дети, работающие в тылу. Эти песни помогали жить и верить в победу.

Ученица. Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко, но очень скоро угасают. А есть такие, которые долго живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Учитель. Много таких песен, но мы сегодня будем говорить об одной – это «Синий платочек».

Ученица. Необычная и счастливая судьба у «Синего платочка». Песня эта родилась дважды. Весной сорокового года в московском саду «Эрмитаж» давал концерты популярный эстрадный коллектив «Голубой джаз». Одна из мелодических импровизаций пианиста и композитора оркестра Ежи Петербургского приглянулась поэту и драматургу Я.Галицкому. Он написал стихи, которые понравились Петербургскому, и уже через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек». Вряд ли подозревал тогда Яков Галицкий – автор многих пьес, с успехомшедших в те годы на сценах столичных театров, что именно этому скромному поэтическому произведению предстоит долгая и счастливая жизнь в народной памяти.

Ученик. С первых дней Отечественной войны «Синенький скромный платочек» зазвучал в короткие минуты отдыха в солдатских окопах и землянках. Но пелся не только прежний вариант песни. Рождались и бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, этими строками, придуманными безымянным автором в первые дни вражеского нашествия:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началасьвойна…

Ученица. Если читать эти строки, то можно подумать, что это суровый военный марш. Но если читать,… а вот если послушать, как пелась песня, то наверняка вызовет удивление её мелодия. Это же вальс! Да, первая лирическая военная песня сочинена на мелодию ставшего популярным буквально накануне сентиментального вальса «Синий платочек»(музыка Е. Петербургского,слова Я. Галицкого). Да и незатейливый сюжет любовной песенки получает свое продолжение, свое развитие в теперь уже военной, фронтовой песне:

Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.

Я уезжаю, быть обещаю

Верным тебе до конца.

Учитель. Песня «Двадцать второго июня…» быстро разнеслась по стране. В записных книжках фронтовиков и в солдатских письмах она часто встречалась уже в июле – августе 41-го года. В книге «Русский фольклор Великой Отечественной войны» на основе архивных материалов отмечено, что песня«Двадцать второго июня…» была занесена в записную книжку фронтовика Н.И.Немчинова уже 29 июня 1941 года на Украине. А через месяц – 28 июля 1941 года была записана в селе Сегожь Пучежского района Ивановской области от бойца А.И.Смирнова. Думаю, что столь быстрое распространение песни и её популярность легко объяснимы. Война обостряет все чувства человека, в том числе и любовь, и нежность, и тревогу за самых близких, дорогих людей. А это чувства, которые чаще других становятся первотолчком к созданию лирического произведения, вызывают сопереживание при чтении или прослушивании лирического стихотворения, песни. Профессиональные лирические песни о войне и любви появились значительно позже, поэтому многие тысячи и переписывали безымянные, фольклорные варианты «Синего платочка».

Ученица. Война продолжалась, и появлялись все новые и новые песни на мелодию известного вальса. Пожалуй, чаще всего героиня таких песен – девушка, сменившая платочек на петлицы бойца санитарного батальона:

И вот в бою,

Под разрывами мин и гранат

Мелькаешь ты, как птичка,

В синих петличках-

Девушки скромный наряд.

Ученик. Лирический герой таких песен не столько любуется девушкой в синих петличках, сколько словами песни пытается выразить свою благодарность юной героине, спасшей ему жизнь:

Кончилась схватка на сопке,

Враг отступает вдали.

Ты на коленях, в глубокой воронке

Раны завяжешь мои…

Ученица. В различных фольклорных архивах храниться бесчисленное количество фронтовых вариантов «Синего платочка», большинство их анонимно.

Об одном из вариантов мы узнали от ветерана Великой Отечественной войны из города Петухова Курганской области Федора Павловича Аверина: «На обертке пакетов пшенным концентратом, которые нам выдавали, были стихи. Я помню их до сих пор:

Вкусная пшенная каша

Жарко кипит в котелке.

Пробуя кашу,

Вспомни Наташу,

Девушку в синем платке.

И вновь, и вновь

Фрицам погибель готовь.

Помни, дружочек,

Синий платочек,

Бейся за нашу любовь!

Ученик: И все–таки самую широкую известность в годы войны получил фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная певица, народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко. В годы войны она была солисткой и художественным руководителем Ленинградского фронтового джаз-ансамбля.

С её голоса «Синий платочек» обрел как бы второе рождение, стал одной из самых знаменитых песен военных лет, по праву вошел в антологию советского песенного творчества. Автор стихов этого фронтового варианта «Синий платочек» - Максим Максимов, в ту пору лейтенант, литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта.

Учитель: Из воспоминаний Максима Михайлова:

- «Мне было поручено сделать отчет в газету о концерте Клавдии Шульженко у нас на фронте. Узнав, что я пишу стихи, Клавдия Ивановна тотчас предложила попытаться написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек», чтобы в ней были слова, созвучные времени. Принимали выступления Шульженко и всех артистов восторженно, и, наверное, на этом подъеме и родились у менястрочки про то, как «строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плачах дорогих».

Помнится, редактор нашей газеты в ответ на предложение опубликовать отчет вместе со стихами тоном, не терпящим возражений, заявил: «Вы что, лейтенант! О каких «синих платочках» может идти сейчас речь? Кругом – война, смерть…».

Об этом разговоре узнал Александр Плющ, редактор дивизионной газеты «За Родину!». «Давай, - говорит, - твое творение. Я его в своей газете напечатаю». Так стихи и были впервые опубликованы в газете «За Родину!».

Фронтовики сразу признали песню. Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Они так и считали, что песня специально про них написана».

Ученик: Еще одним вариантом «Синего платочка» является авторский текст А.М.Новикова. Алексей Максимович Новиков долгие годы работал учителем- словесником в одной из сельских школ Тамбовской области, затем защитил диссертацию, стал доцентом Мичуринского пединститута. Несколько лет назад старый учитель - фронтовик умер. Но его рассказ о том, как он написал один из вариантов «Синего платочка», мне запомнился.

Воевал Алексей Михайлович, а в то время молодой боец Новиков, на Ленинградском фронте. В первую зиму к ним в часть приезжала Клавдия Ивановна Шульженко. Алексей Новиков с другими однополчанами сооружал импровизированные подмостки для выступления артистов в неприспособленном к проведению концертов помещении, временно превращенном в казарму. Пожалуй, самым активным участником этих приготовлений была сама Клавдия Ивановна. Она давала красноармейцам советы, как лучше устроить сцену, где поставить «осветителей» с фонарями « летучая мышь».

Когда начался концерт, солдаты уже знали, что будет петь Шульженко, и ждали «Синий платочек». И все же произошла неожиданность – нежная, немного манерная песенка зазвучала по военному призывно:

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Учитель: Давайте вернемся в те далекие времена 42-го года и послушаем песню в исполнении К.И.Шульженко.

(Звучит песня «Синий платочек», слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского)

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной…

Знаю с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

Письма твои получая,

Слышу я голос живой,

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой.

Чувствую рядом:

Любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой…

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик –

За синий платочек.

Что был на плечах дорогих.

Ученица: Этот концерт запомнился солдатам. Сильное впечатление он произвел и на Алексея Новикова. «А через некоторое время, когда на фронт стали приходить посылки с «большой земли» (напомню, что дело было на Ленинградском фронте) с носками и варежкам, сухарями и табачком,- вспоминал Алексей Михайлович, - и мне вручили сверток, точнее – узелок из синей косынки. В узелке был душистый самосад. В посылку была вложена записка примерно следующего содержания: «Я давно уже не получаю от своего мужа с фронта писем, что с ним – не знаю. Не встречали ли вы его? Может быть, что слышали о нем… (в записке были названы фамилия и имя солдата). Если что знаете о моем муже, то сообщите по адресу…». Адрес, конечно, сейчас забылся, но хорошо помню, что был Урал.

И посылка, и записка в ней, - сильно растрогали меня. Под впечатлением и под влиянием выступления К.И.Шульженко с её фронтовым «Синим платочком» (самосад-то был завернут в синюю косынку) я тогда написал свой вариант песни.

Исполнение песни «Синий платочек», слова: А.Новикова, музыка: Е.Петербургского.

Синенький скромный платочек,

В нем табачок-самосад…

С родного Урала

Нынче прислали

Эту косыночку-клад.

Порой ночной

Я закурю под сосной,

Дым самосада

В душной блокаде

Милый, далекий, родной.

Кончится зимняя стужа,

Силой мы даль проясним.

Выкурим гада

От Ленинграда,

Родины честь отстоим.

И вновь весной

Под знакомой тенистой сосной

Дым самосада

Напомнит блокад,

А с нею платочек родной.

Учитель: Еще один вариант песни «Синий платочек» я услышала от жительницы нашего поселка Новоилимск, труженика тыла, Путинцевой Анны Ивановны 1927 года рождения. Сегодня она у нас в гостях давайте её поприветствуем.

Рассказ труженика тыла А.И. Путинцевой.

- «Эту песню я услышала в 1946 году, проживая в г. Норильске. К нам в общежитие приходил Владимир Воробьёв, он играл на гитаре, пел песни. Однажды он спел песню на мотив известной песни «Синий платочек». Эта песня мне понравилась и запомнилась на всю жизнь.Я хочу, что бы вы тоже услышали эту замечательную песню».

Беленький, скромный халатик

Падал опущенный с плеч

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой, ночной, мы повстречались с тобой

Прибыл я в госпиталь тяжело раненный

Ты в нем была медсестрой.

Дни проходили и ночи,

Как я в палате лежал,

Белый халатик, милые очи

Я нежной улыбкой встречал.

Порой, ночной, ты приходила за мной

Тихо вздыхая, ты говорила:

«Что вы не спите больной?».

Раны мои затянулись,

Белый халатик помог.

Но получилось как-то случайно

В сердце сдержать я не смог.

И вот весной я уезжаю домой,

Но не забуду, помнить я буду

Образ сестры фронтовой.

Мы никогда не забудем

Ласковых девичьих рук.

Вот она рядом, с нашим отрядом

Верный товарищ и друг.

Учитель: За долгие годы поисков, связанных с историей фронтовых песен накопилось немало и других, не менее красочных свидетельств популярности «Синего платочка» на фронте и в тылу.

Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа и она откликнется тысячами голосов, долетит до родной стороны и зазвучит снова поведет в бой, может быть и в последний.

И спустя годы и десятилетия будет продолжать жить в народной памяти.

Поют её прошедшие войну ветераны, поют их внуки, знающие войну по воспоминаниям, книгам, фильмам и песням, которые и есть наша общая память.

Приложение

Петербургский Ежи

биография

Ежи (Георгий) Петербургский (20 апреля 1897, Варшава — 7 октября 1979) — польский, русский дирижёр и композитор. Автор романса «Утомлённое солнце» и песни «Синий платочек». Одним из ведущих композиторов В 1930-е годы в Польше был Ежи Петербургский, уроженец Варшавы. В юности он готовился посвятить себя серьёзной музыке, но встреча с великим Имре Кальманом изменила его творческие планы. По совету короля оперетты Ежи решил работать лишь в жанре легкой музыки. Мировую славу он обрел своими изящными, мелодичными, элегантными танго - «О донна Клара», «Уж никогда», «Маленькое счастье», «Ты сам мне говорил», «Ты и эта гитара»… Но самое знаменитое танго «Утомленное солнце» Ежи Петербургского появилось в начале 1936. После раздела Польши в 1939 году, под руководством Е. Петербургского был создан Белорусский республиканский джаз-оркестр в составе 25 человек с базой в Белостоке. … Известно, что после войны Е. Петербургский эмигрировал, с 1949 по 1967 жил в Аргентине и работал в Teatro El Nacional в Буэнос-Айресе капельмейстером. В 1967 году вернулся на родину, женился, в 1969 родился сын Ежи Петербургский (младший), ставший впоследствии тележурналистом и композитором и защитивший дипломную работу о творчестве своего отца. Ежи Петербургский умер 7 октября 1979 года в любимой им Варшаве.


Клавдия Ивановна Шульженко


Шульженко Клавдия Ивановна
24 марта 1906 года - 17 июня 1984 года

История жизни


Говорит прославленный певец Леонид Осипович Утесов: «Я не раз слышал от композиторов, пишущих для эстрады, чьи произведения исполняет Клавдия Ивановна, что она умеет открывать в песне, особенно лирической, такие стороны, о которых сами авторы прежде не подозревали. Как это делается? Рецепта нет — есть индивидуальность замечательной певицы, главное достоинство которой заключается в богатстве интонационных оттенков и актерской игры, далеко выходящих за пределы нотной страницы. Великолепно владея этими средствами, Шульженко оживляет ими мелодию, усиливает роль стихотворного текста в песне и тем самым повышает эмоциональное восприятие ее слушателями. Могу смело утверждать, что есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сей поры только потому, что к ним приложила свое мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».
Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове. Вот что она сама вспоминает:
«С детства мечтала стать актрисой драматического театра. Эта мечта зародилась во мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре.
Мы жили в Харькове, на Владимирской улице. Район наш назывался Москалевкой. Наша семья — отец, мать, брат Коля и я — занимала флигель, в котором жила еще и соседка.
Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг...
Тем не менее, ничто не предвещало моей песенной судьбы. В гимназии Драшковской, где я училась, любимым предметом была словесность. Я учила наизусть стихи русских поэтов, которые с восторгом декламировала и на уроках, и в пансионе подругам по комнате...
...Не скрою, к большинству предметов относилась как к обременительной нагрузке. Мне очень жаль, сегодня могу в этом сознаться, что я несерьезно отнеслась и к занятиям по музыке. Родители, заметив мои музыкальные способности, определили меня к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, удивительному педагогу и добрейшему человеку. Он занимался со мной нотной грамотой и исподволь обучал пению. «Ты счастливая, — говорил он, — у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».
Петь я любила, но не считала пение своим призванием. Все мои мечты были о сцене драматического театра. И «виноваты» здесь были не только наши любительские спектакли. «Виноват» был кинематограф с его Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Владимиром Максимовым — кумирами зрителей тех лет. Они не говорили и не пели, но, тем не менее, покорили мое сердце, разжигая мечты об актерской карьере.
«Виноват» был и театр. Именно он оставил во мне самые яркие впечатления юности. Театр в нашем городе был замечательный. Его руководитель — один из крупнейших режиссеров тех лет Николай Николаевич Синельников, собрал великолепную актерскую труппу. Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня праздником. И разве не естественно, что безумно хотелось, чтобы этот «праздник был всегда со мной».
И я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне еще не было семнадцати лет, отправилась к Синельникову «поступать в актрисы».
В то время театр этот был одним из самых интересных периферийных коллективов, славившийся и режиссурой, и репертуаром, и актерским составом. Быстрое зачисление Шульженко в столь сильную труппу говорит о ее таланте. В театре Шульженко прошла хорошую актерскую школу, но тяга к эстраде оказалась сильнее.
В 1928 году Шульженко едет в Ленинград уже в качестве эстрадной певицы. Надо сказать, что в те годы положение эстрадного артиста, как и всей эстрады в целом, было незавидно. Вскоре певица впервые выступает на сцене Мариинского театра, в концерте, посвященном Дню печати.
«Легко можно догадаться, что чувствовала молодая исполнительница, как она волновалась, — пишет И.А. Василинина. — Но все окончилось не просто хорошо, а блистательно. Ее долго не отпускали со сцены. Она пела весь свой репертуар, тот, который «сомнительный», «вчерашний день», «чепуха», — «Красный мак» и «Гренаду», «Жорж и Кэтти» и «Колонну Октябрей». Она легко переходила от шуточной песенки к гражданской, романтической. Она подчиняла себе зал, который неистово аплодировал, требуя продолжения выступления.
Буквально в один вечер имя Шульженко стало известным. И тогда... владельцы кинотеатров «рискнули» заключить с ней контракты. Она начала давать свои концерты перед демонстрацией фильмов. Для только-только начинающей певицы здесь не было ничего зазорного. Это были честь, признание, возможность стать рядом с лучшими мастерами эстрады, среди которых были такие, как Владимир Хенкин, Изабелла Юрьева, Наталия Тамара и другие. Все они участвовали в концертах, проходящих перед началом сеанса.
Очень скоро зрители стали «ходить» главным образом на Шульженко...»
После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в 1929 году Шульженко приглашают в Ленинградский мюзик-холл. В ее репертуаре появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная», «Физкульт-ура».
Но уже тогда слушатели заставили молодую певицу сделать выбор. Наиболее благосклонный прием имели песни лирические — о любви, такие, как «Кирпичики», «Шахта номер 3». В конечном итоге уже в первый период своего творчества Шульженко стала петь о людях, которых хорошо знала, об их чувствах и настроениях.
Шульженко участвует в театральных постановках, снимается в кино. В кинокомедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню героини фильма Тони. Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко.
«В джазе Якова Скоморовского, солисткой которого она стала в 1937 году, — пишет Г. Скороходов, — запела разные по характеру песни: зажигательного «Андрюшу» (И. Жак — Г. Гридов), задумчивые «Часы» (музыка и слова А. Волкова), шуточного «Дядю Ваню» (М. Табачников — А. Галла), но возвращаться к песням, в которых «идеология» выглядела принудительным довеском, песням с «голым» лозунговым текстом не решалась, была уверена, что риторика ей противопоказана, что у нее свой «лирический голос», и его не нужно нагружать чуждой ему манерой — не выдержит».
В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Шульженко явилась украшением Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, — отмечает Скороходов. — Ее выступлениям сопутствовал огромный зрительский успех. Сразу же после завершения состязания последовало приглашение в Дом звукозаписи. Здесь она напела пять песен — факт, означавший выход ее пластинок на всесоюзную арену: диски, изготовленные с матриц Дома Апрелевским и Ногинским заводами, распространялись по всей стране. Ее снимают для всесоюзного киножурнала «Советское искусство» — единственную из вокалистов, участвовавших в конкурсе. Руководство ленинградской эстрады сочло нужным организовать для Шульженко джаз-оркестр, программы которого, в отличие от выступлений коллектива Я. Скоморовского, будут строиться главным образом на песнях, исполняемых Шульженко. Она же была назначена и одним из художественных руководителей нового ансамбля».
В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли, который решено сделать театрализованным. В своей первой программе, под названием «Скорая помощь», музыканты обыгрывали эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая программа целиком строилась на «радиоконферансе». В репертуаре нового ансамбля много шуточных песен: «Нюра», «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь».
С началом Великой Отечественной войны Шульженко вступает в ряды действующей армии — становится солисткой фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год ленинградской блокады певица дала пятьсот концертов. В конце 1941 года в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня «Синий платочек» — одна из самых популярных песен военного времени.
В своей книге Клавдия Ивановна пишет: «Однажды после выступления нашего ансамбля в горнострелковой бригаде ко мне подошел стройный молодой человек в форме, с двумя кубиками в петлицах.
— Лейтенант Михаил Максимов! — представился он.
Робея, заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню.
— Я долго думал о ней, но все не получалось. А вот вчера... Мелодию я взял известную — вы, наверное, знаете ее, — «Синий платочек», я ее слышал до войны, а вот слова написал новые. Ребята слушали — им нравится... — Он протянул мне тетрадный листок. — Если вам понравится тоже, может быть, вы споете...
Мелодия «Синего платочка» была знакома мне. Я ее услышала впервые в одном из концертов Белостокского джаз-оркестра — в довоенной Москве лета 1940 года. Ее автора, польского композитора Иржи Петербургского (на наших афишах его именовали то Юрием, то Георгием), одного из руководителей гастролировавшего коллектива, знали как создателя исполнявшегося в 30 х годах чуть ли не на каждом шагу танго «Утомленное солнце». Пела это танго и я — не могла устоять перед очарованием романтической мелодии, только у меня называлось оно «Песней о юге» (текст Асты Галлы).
«Синий платочек» в том, довоенном варианте мне понравился — легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал - показался рядовым, банальным...
Лейтенант Максимов написал, по существу, новый текст, сумев сделать главное — выразить в нем то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор как точная фотография чувств и настроений солдата тех далеких военных лет. Позже эту песню назовут «песней окопного быта», но мне думается, дело здесь не в терминах, тем более что не каждый из них может выразить суть. А суть, на мой взгляд, была в ином.
Новый «Синий платочек» в простой и доступной форме рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома. Сам платочек стал теперь не девичьим атрибутом, что «мелькнет среди ночи», как в прежнем варианте, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война, — «за них — таких желанных, любимых, родных», «за синий платочек, что был на плечах дорогих».
И произошел случай в моей исполнительской практике уникальный. В тот же день после одной-единственной репетиции отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным — повторить! И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы ни звучало это требование.
Песня попала в точку. Думаю, что мне она далась так легко потому, что настроения и мысли, отразившиеся в ней, витали в воздухе. Я старалась выразить в «Синем платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками, чем жила, о чем думала. Эта простая песенка мне показалась необычайно эмоционально насыщенной, потому что она несла большие чувства — от нежности к любимым, преданности им до ненависти к врагу.
Песня полюбилась повсюду. В частях, куда мы приезжали впервые, меня встречали вопросом-просьбой: «А «Синий платочек» споете?» После концерта слушатели подходили и просили «дать им слова». С улыбкой вспоминаю, как иногда превращалась в учительницу, ведущую диктант, а солдаты — в прилежных учеников, записывающих под диктовку «Синий платочек».
С песней этой для меня связаны десятки самых дорогих воспоминаний, сотни волнующих страниц военной жизни...»
В послевоенный период певица находится на пике популярности. Многие композиторы и поэты предлагают ей свои произведения. Они понимают, что само имя Шульженко гарантирует зрительский успех. Но не всякая, даже и хорошая, песня попадала в репертуар певицы: «Я ищу песню — значит, я смотрю, слушаю десятки песен. Как же приходит ощущение, что вот эта песня — моя, эта тоже, а другие — нет, не мои? Ответить на этот вопрос легко тогда, когда я могу предъявить к произведению конкретные претензии: допустим, оно мне кажется недостаточно выразительным или глубоким, не нравится музыка, холодным и скучным представляется текст. Но ведь бывает и так: всем хороша песня, а я просто слышу, как превосходно может она прозвучать в чьем-то исполнении... Только не в моем. Мы с ней чужие друг другу».
С 1950 года артистка сотрудничает с известным композитором Исааком Дунаевским. В репертуаре певицы появляются его песни «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс». Дунаевский пишет и песни для фильма с участием Шульженко — «Веселые звезды».
В 60 е годы Клавдия Ивановна отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту. Она все чаще обращается к репертуару военных лет. В 1965 году певица выступила на Первом фестивале советской эстрадной песни.
«В эти свои вечера К.И. Шульженко пела только о любви, — пишет И.А. Василинина. — Она пела, говорила, шептала любовные признания. Была раба любви и ее госпожа. Она превозносила это великое и таинственное чувство и смеялась над ним. Была отвергнута, брошена, забыта и снова счастлива, желанна, любима. Она утверждала, что любви все возрасты покорны. И заставляла безоговорочно верить этому. Царила на сцене женщина, певица, актриса. Царила вновь.
Десять дней над входом Государственного театра эстрады висел плакат: «Все билеты проданы». Десять дней на дальних подступах к театру спрашивали: «Нет лишнего?» Десять дней счастливчики, заполнившие зрительный зал, с нетерпением ждали открытия занавеса... Так в октябре 1965 года проходил в Москве Первый фестиваль советской эстрадной песни».
С конца 70 х годов Шульженко прекращает выступления с сольными программами, но принимает участие в сборных концертах и делает новые записи на фирме «Мелодия». Одна из самых популярных песен ее репертуара того времени — песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
«Талант этой замечательной артистки таков, что, раз спев песню, она делает ее своей, «шульженковской», — сказал Э. Колмановский. — Мы, авторы песен, не можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря исполнению Клавдии Шульженко «Вальс о вальсе» получил столь долгую и счастливую жизнь».
Умерла Шульженко в 1984 году в Москве.


Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 6.22 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 74

Похожие материалы