ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИМИНЕНИЕ ИХ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ

Предмет: История
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

                                                      ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИМИНЕНИЯ ИХ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ

В данном докладе представлены материалы из опыта  применения на уроках истории современных педагогических технологий: технология проблемного обучения, игровые технологии в организации учебного процесса на уроках истории, технологии критического мышления и  информационно-коммуникационные.

                                       Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятель­ность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умени­ями и развитие мыслительных способностей.наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внес И.Я. Лернер.

Проблемное обучение основано на со­здании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адек­ватного конструирования дидактического содержания материала, ко­торый должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин, т.к. в истории  много спорных вопросов, противоречивых взглядов, оценок и т.д.

При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:

- знакомлю с предположением о том, что событие развива­лось иначе;

- высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть неожи­данный поворот на оценку событий (например «превентивный удар СССР»...);

- указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или собы­тия;

- показываю неопределенность в сущности исторических явлений (со­бытия 1991 г. в СССР);

- знакомлю с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность учащихся, я использую следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Мною используются разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

- проблемный фронтальный эксперимент;

- проблемное решение задач;

- про­блемные задания;

- игровая проблемная ситуация.

При планировании урока я выдерживаю основные этапы технологии

Это:

1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;

2) деление на группы - выдвижение гипотез;

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содер­жания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

Особенности методики. Проблемные методы - это методы, осно­ванные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопро­сов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдель­ными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреп­лении, контроле.

Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках истории

Изучив опыт С.М. Шмакова и внедряя этот опыт в свою педагогическую деятельность, я выделяю следующие требования к организации игр в процессе обу­чения:

1) игра должна быть увлекательна и интересна;

2) игра должна вызывать у студента только положительные эмоции;

3) игра должна основываться на свободном творчестве и самосто­ятельной подготовке учащихся;

4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учеб­ной деятельности;

5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у студентов правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность урока и качество знаний.

Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учащихся сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.

Для меня – учителя истории, главным вопросом формирования функциональной грамотности студентов остался один – Как учить? В поисках ответа на этот вопрос я познакомилась с опытом Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств»

Информационные технологии ставят учащегося в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, студенты, совместно со мной учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения познавательной задачи.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном оттоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль - учителя истории в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне и учащимся использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

Использование учебных программ позволяет мне и моим учащимся более глубоко изучать исторические события, вопросы развития общества на разных исторических этапах, проводить интерактивные экскурсии, интерактивные игры, использовать на уроках первоисточники.

На уроках истории и во внеурочное время используем такие формы работы, как подготовка студентами докладов, рефератов, составление электронных проектов, электронных таблиц. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки и внеклассную работу.

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет мне иллюстрировать лекции или доклады студентов на семинарских занятиях.

В групповой работе над проектами я объединяю студентов с разным уров­нем компьютерной грамотности. Обязанности внутри группы распреде­ляю так, чтобы в ходе работы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. Одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие - статистичес­кой, третьи - фото- и видео-, четвертые монтируют весь материал в единый комплекс.

Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, Уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – студенты овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию».

1.                Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

2.                 Алгоритм урока в режиме данной технологии состоит из трёх основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

3.                Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям.

4.                Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т.д. Приём инсерт помогает ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.

5.                Кластер - способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

6.                Для формирования навыков работы с источниками используется приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения.

7.                Синквейн часто используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 20.67 Kb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 82

Похожие материалы