Образовательная программа элективного курса по литературе для организации профильной подготовки в 11 классе"Еретики в русской литературе"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Пояснительная записка.

Сегодня перед человечеством стоит наиважнейший вопрос об изменении своего отношения к миру. Поэтому  именно сегодня особую актуальность  должно приобрести  гуманитарное образование и в первую очередь литературное, целью которого во все времена было приобщение к высокой культуре, к системе общечеловеческих нравственных ценностей.

Возраст учащихся 11-го класса и их духовное и  интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность познания литературного наследия 20 века - поры подлинного расцвета русской литературы  как классической, так и литературы советской эпохи, лучшие и сложнейшие  произведения которой помогают понять «условия существования нашего народа, нашего государства», нашей «национальной безопасности», по словам В. Непомнящего.

Данный курс призван углубленно познакомить учащихся не только с писателями сложной, драматической судьбы: Л. Андреевым, М. Булгаковым, Е. Замятиным, Б.Пильняком – но со сложной, драматической судьбой их произведений, и поныне вызывающих к себе неоднозначное отношение. (Несмотря на то, что произведения выше названных авторов стали хрестоматийными, они вызывают нескончаемый интерес и спор.) По высказыванию Е. Замятина, ряд перечисленных писателей  - писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов в литературе. Настоящая же литература, по мнению того же Е. Замятина, «может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики».

Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки.

Метод углубленного чтения позволит понять, что произведения, написанные писателями - «еретиками», оказались невостребованными современниками не по политическим взглядам и соображениям, а по своей поэтической, художественной сути – из-за особенностей личностного мировосприятия (каждый из «еретиков» имел право видеть мир по-своему и иметь свое суждение об этом мире), а также поможет учащимся самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать  актуальные проблемы жизни.

Цели:

- научить школьников самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение или доклад и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями, ауди- и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Задачи:

- развитие умения понимать внутренний мир произведений, разгадывать  образный шифр художественного текста;

- знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование литературной компетенции;

- развитие самостоятельного творческого мышления.

Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 20 века на уроке  или может проводиться по 1-2 часа в  неделю  в течение 14 – 7 недель (14 часов  в год).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.

          Основные виды занятий – лекция, аналитическая беседа, практическое занятие, семинар.

         Контрольное измерение  и оценка результатов  обучения -  сообщения и доклады, указанные в методическом комментарии.

Предполагаемые  результаты данного курса.

Предметные результаты:

- формирование навыков  написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.

Метапредметные результаты:

- овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;

- формулирование целей и задач, планирование последовательных действий, осуществление самоконтроля и самокоррекции;

- развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;

- формирование этических норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Вид учебной деятельности

1

Введение. О «еретичестве» в литературе

1

 Презентация курса. Обзорная лекция

2

Л. Н. Андреев. Особенности биографии. Повесть «Иуда Искариот»: психологическая интерпретация евангельского сюжета.

2

Работа с текстом, сопоставительный анализ образов Иуды и Иисуса Христа с библейскими образами

3.

Иуда и Иисус Христос  в рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик»

1

Сообщения учащихся.  Работа с текстом, сравнительный анализ образов героев

4.

 Е. И. Замятин – «еретик» в жизни  и в литературе.

1

Обзорная лекция.

Работа с литературно-критическими статьями

5.

Роман «Мы»: импрессионистичность и экспрессионистичность романа. Различные «коды» прочтения произведения

2

Обзорная лекция. Сообщения учащихся.

Работа с текстом и его символикой

6.

Б. А. Пильняк. «Мысль» и  «рисунок» в «Повести непогашенной луны»

3

Обзорная лекция. Сообщения учащихся.

Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности

7.

М А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита»

2

Обзорная лекция. Сообщения учащихся.

Сопоставительный анализ сатирических образов произведения, беседа

8.

Творческая работа «Мир жив только еретиками…»

2

Самостоятельная творческая работа

 

Всего:

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа.

Содержание курса

Введение. О «еретичестве» в литературе. (1ч)

Историческая обстановка, в результате которой появилась «еретическая  литература». Литература Серебряного века  и  модернистические  направления. Октябрьска революция 1917 года. Писатели - «еретики», бунтари – нарушители сложившихся канонов в литературе советского периода. Новая советская цензура, запрет свободы слова, проблема свободы художественного творчества.

Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

Л. Н. Андреев. Особенности биографии. Повесть «Иуда Искариот»: психологическая интерпретация евангельского сюжета. (2 ч)

Л. Н. Андреев. Иуда – загадка Евангелия. Повесть «Иуда Искариот» в оценках критики. Образ Иисуса Христа. Иуда Искариот в изображении Л. Андреева, андреевская концепция человека. Смысл финала повести. «Интуиция» и «психологические смыслы» в «Иуде Искариоте»  и «Иуде Искариоте – апостоле - предателе» С. Булгакова. Автора повести "Иуда Искариот" как феномен отечественной художественной литературы.

Теория литературы: сюжет, композиция, концепция, жанр, литературный образ

Иуда и Иисус Христос  в рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик». (1ч)

Переосмысление евангельского образа Иуды. Своеобразный диалог с повестью Л. Андреева. Практическое отсутствие отрицательных качеств Иуды. Вынужденный характер предательства героя — он должен выполнить волю Христа во имя безграничной любви к нему. Христос Ю. Нагибина  и его осознание неполноценности своего человеческого существования. Иуда -  мнимый антагонист и предатель Христа.

Теория литературы: жанр, литературный образ

 

Е. И. Замятин – «еретик» в жизни  и в литературе.(1ч)

Становление Е. Замятина как человека и писателя.  Творчество писателя. Е. Замятин и революция 1917 года. Критическое отношение к пореволюционной действительности: нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, к человеческой жизни. Материал для фантастического антиутопического романа «Мы». Роковая  роль романа в судьбе автора. Е. Замятин о будущем литературы в статье «Я боюсь» (1921). Е. Замятин – теоретик «неореализма».

Теория литературы:  роман, антиутопия

Роман «Мы»: импрессионистичность и экспрессионистичность романа. Различные «коды» прочтения произведения. (2ч)

Название. Жанр. Композиция. Конфликт. Номер – «имя» - героя как  его психологическая характеристика. Христианская символика. Числовая символика. Художественная деталь. Цвет в романе, зримость, живописность. Импрессионистичность романа.  Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности романа «Мы». Современность романа.

Теория литературы:  жанр, композиция, конфликт, символика, художественная деталь, импрессионистичность, экспрессионистичность

Б. А. Пильняк. «Мысль» и  «рисунок» в «Повести непогашенной луны». (3 ч)

Б.А. Пильняк. Жизнь и творчество. История создания и история публикации «Повести непогашенной луны». Символика названия произведения, авторская позиция. Композиция повести, расстановка образов. Основные мотивы повести и их двойственность. Принципы создания портрета. «Противоречия» в портрете Гаврилова. Принцип повтора как особенность поэтики повести. Интерпретация финала. Символика цвета.

Теория литературы: символика, композиция, образ, портрет

М А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». (2 ч)

Поэтика заглавия. Жанр. «Мастер и Маргарита» - двойной роман. Иешуа Га-Ноцри и Мастер. Иван Бездомный – Иван Николаевич Понырев. Необычный дьявол. За что наказан М. А. Берлиоз. Понтий Пилат: преступление, наказание, прощение. Почему Мастер «не заслужил света». «Покой», «свобода», «бездна» в финале романа.

Теория литературы: жанр, роман, образ, эпиграф 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Андреев Л. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Рига, 1991

2.     Андроникашвили- Пильняк Б. Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е Замятин //Знамя.1994. № 9.

3.     Арсентьева Н. Н. О природе образа Иуды Искариота //Творчество Л. Андреева. Курск, 1983.

4.     Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 1997.

5.     Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. 1986.

6.     Давыдова Т. Миф «еретика»: Сегодняшний взгляд на роман Е. Замятина «Мы» //Высшее образование в России. 1999. № 5.

7.     Давыдова Т. Роман Е. Замятина «Мы» - открытие и пророчество //Литературная учеба, 202. Кн. 6.

8.     Замятин Е. Мы: Роман, рассказы, повесть /Сост. О Михайлов. – М.: Мол.гвардия,1990.

9.     Крючков В. П. Почему луна «непогашенная»? (О символике «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка) // Русская литература.1993. № 3.

10.         Пильняк Б. А. Повесть непогашенной луны //Знамя. 1987. Кн.12.

11.         Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.23 Mb
Количество скачиваний: 13
Просмотров: 109

Похожие материалы