Открытый урока на аттестацию. Тема урока: «Казахская национальная одежда» 7 кл
Предмет: | Технология |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Цыбульская Людмила Александровна
|
Урок в 7 классе
Открытый урока на аттестацию
Тема урока: «Казахская национальная одежда»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Урок построен с использованием 7 модулей:
1м.Новые подходы в преподавании и обучении.
2м.Обучение критическому мышлению.
3м.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4м.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5м.Обучение талантливых и одаренных учеников.
6м.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7м.Управление и лидерство в обучении.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока «Казахская национальная одежда» (ИКТ)
Учитель: Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока ), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.
Давайте посетим первую юрту: В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму.
(Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся)
Задание №1
- Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид., КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут
Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.
Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.
Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.
К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.
В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.
Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.
Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы — на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.
Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами , а иногда и вовсе без рукавов.
В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года
Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.
Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой , постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).
В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый . Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.
-А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)
Учитель:Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани — хлопок, шелк и бархат. (
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.
Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту.
-Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:
ü Зооморфные
ü Космогонические
ü Растительные
ü Геометрические
Задание №2
Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.
(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)
-Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.
Задание №3 ТЕСТ
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 989.45 Kb |
Количество скачиваний: | 12 |