План урока Серебряный век русской поэзии

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

 

 


 

Тема урока:  «Серебряный век русской поэзии»

 

Цели урока:

 

Обучающие:

 

-актуализировать знания обучающихся о серебряном веке русской литературы;

 

-определить основные течения в литературе начала 20 века;

 

- познакомить обучающихся с произведениями поэтов серебряного века;

 

Развивающие:

 

-формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;

 

- развивать умениевести диалог, выражать свою точку зрения;

 

- развивать умение решать проблемные ситуации;

 

- развивать умение видеть особенности художественной манеры поэтов;

 

Воспитательные:

 

-воспитывать любовь к русской  литературе и художественному слову;

 

-формировать нравственно-эстетические ценности, умение сопереживать, сочувствовать;

 

- формировать умение работать в команде.

 

Методические:

 

- использование электронной презентации;

 

- решение проблемной ситуации.

 

Тип урока: комбинированный

 

Вид урока:  урок-литературная гостиная,  который включает элементы семинарского занятия и дискуссии.

 

Основные приемы: слово преподавателя,  анализ художественного текста, постановка проблемнойзадачи,  беседа.

 

Оборудование: тексты стихотворений поэтов серебряного века; «Словарь литературоведческих терминов», мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация по теме занятия.

 

Словарь:символизм, имажинизм, футуризм, акмеизм, двоемирие.  

 

Оформление доски: эпиграф, тема урока, словарь к теме.

 

Комментарии: урок проводится со студентами первых курсов, рассчитан на академический час (90 минут), стихи читают студенты.

 

Эпиграф:  Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что» - Д. Мережковский

 

Хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории…

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

 

II. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой. Озвучивание эпиграфа.  Слайд  1

 

  1. Актуализация ранее полученных знаний

 

    1. Какое время в русской истории называют «золотым веком?»

    2. Каких писателей и поэтов вы бы отнесли к «золотому веку?»

    3. Какие ассоциации возникают у вас при словах «серебряный век?»

 

  1. Мотивационный этап

    1. Слово преподавателя

 

Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу 19 началу 20 вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена.Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников, портреты поэтов, звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. «Серебряный век»...Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Составьте словесный ряд.Серебряный век – блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шёпот, голоса, глаза…

 

2. Постановка проблемной задачи

 

Поэтов Серебряного века называли декадентами от «декаданс» - упадок…

 

Так что же такое Серебряный век? Расцвет или упадок? Ответ на этот вопрос должны мы получить на нашем занятии.

 

  1. Решение проблемной задачи

 

  1. Первая  группа студентов представляет презентацию «Философия начала 20 века». Слайд 2.

 

          Пришло время, настал черёд философских трудов Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, Л.П.Карсавина, утверждающих ценность души человека, открывающих её связи с «вечным Временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, с Любовью», с Богом.Впервые название Серебряный век было предложено философом Н.А.Бердяевым. Сообщение по теме «Н.Б. Бердяев – одинокий странник русской философии». Слайд 3

 

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым.

 

Слайд 4

 

Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). В.С. Соловьев выдвигает тезис о «двоемирии», то есть о существовании земного и потустороннего – высшего мира, превосходство интуиции над разумом, искусство и поэтическое слово – откровение, дающее доступ за грань сущего, в инобытие.

 

Поэт Андрей Белый писал:

 

Милый друг, иль ты не видишь,

 

Что все видимое нами –

 

Только отблеск, только тени

 

От незримого очами?

 

Милый друг, иль ты не слышишь,

 

Что житейский шум трескучий –

 

Только отклик искаженный

 

Торжествующих созвучий?

 

  1. Втораягруппа студентов представляет презентацию «Художники Серебряного века». Слайды 5, 6, 7

 

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное  отражение в творчестве художников: И.Е. Репина, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, группы “Мир искусства” (В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Б.М. Кустодиев). Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир искусства». Художники проповедовали «чистое и свободное искусство». В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в живописи. Если в XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографией, то в начале XX века художники отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии.

 

Сообщение о В.А. Серове. Приложение 1. Слайды 8, 9, 10

 

  1. Третьягруппа студентов представляет презентацию «Музыка и театр эпохи Серебряного века». Слайд 11

 

Первые пятнадцать лет XX века – время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается театральное искусство. Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, М.А.Чехов, В.Э.Мейерхольд, К.С. Станиславский, В.И.Качалов – выдающиеся артисты начала века, блиставшие в театрах Петербурга.Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, В.С.Калинникова.Авангардистом в музыке был Стравинский. Он открыл для музыкантов новую ритмическую систему, расширил возможности лада и тембра, приблизил самое современное звучание к самому древнему.

 

 Сообщение студента о И.Ф. Стравинском. Приложение 2. Слайд 12

 

  1. Литература Серебряного века. Слайд 13, 14

 

Слово преподавателя:

 

“Золотой век” в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, до конца двадцатых годов XIX века. Уже в 1827 году Пушкин чувствовал наступление иной эпохи: «Лета к суровой прозе клонят». Эпоха прозы продержалась лет шестьдесят. Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Куприн - таковы главные деятели этой полосы в истории русской литературы. Её сменила новая, поэтическая эпоха. Мы не имеем возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к её изучению, назовём хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком. Особое настроение было характерно для узкого круга творческой интеллигенции и получило название «декадентство». Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В.Брюсов.
Юноша бледный со взором горящим
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
     И они поклонялись искусству! Искали свой особый стиль, свое направление. Культура Серебряного века с трудом поддается четкой классификации, как бы сопротивляясь рациональному делению на периоды, школы.

 

Четвертая группа студентов представляет литературные направления.

 

Представители литературы Серебряного века (Слайд 15)

 

Символисты

 

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 – 1941), Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945), Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924), Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942), Фёдор Кузьмич Сологуб (1863 – 1972), Александр Александрович Блок (1880 – 1934), Андрей Николаевич Белый (1880 – 1934), ВячеславИвановичИванов (1866 – 1949). Слайды 16, 17, 18, 19, 20

 

Акмеисты

 

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921), Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966), Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938), Георгий Владимирович Иванов (1894 – 1958), Владимир Иванович Нарбут (1888 – 1938).

 

Слайды 21, 22, 23, 24

 

Преподаватель: Послушаем стихотворение В. Хлебникова «О, рассмейтесь, смехачи!». Приложение 3

 

К какому направлению вы бы отнесли творчество этого поэта?Из одного корня «смех» Хлебников создал целое стихотворение, использовав щедрое богатство суффиксов. Эксперимент со словом. «Заклятие смехом» звучало как языческий заговор, и в тоже время в нем слышалась лирическая тема, утверждение чистого, радостного смеха, усмейных смехачей.

 

Можно ли серьезно воспринимать такие строки? Как можно считать это поэзией!? Продолжают представление направлений студенты.

 

Футуристы

 

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1922), Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930), Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967), Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887 – 1941).

 

Слайды 25, 26, 27

 

А если послушать стихотворение поэта этого направления И.Северянина:

 

Ананасы в шампансом! Ананасы в шампанском!

 

Удивительно вкусно, искристо и остро!

 

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

 

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

 

По-вашему, это тоже высокое искусство? Это просто пародия на разлагающееся общество, которую предлагает поэт невзыскательной публике на разломе веков.

 

Но он также написал и эти строки:

 

А знаешь край, где хижины убоги,

 

Где голод шлет людей на тяжкий грех,

 

Где вечно скорбь, где лица вечно строги,

 

Где отзвучал давно здоровый смех,

 

И где ни школ, ни доктора, ни книги,

 

Но где – вино, убийство и…вериги?

 

Имажинисты

 

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925), Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962), Вадим Габриэлович Шершеневич (1893 – 1942). Слайды 28, 29, 30

 


 

Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзииXX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж,

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 34.5 Kb
Количество скачиваний: 26
Просмотров: 124

Похожие материалы