Презентации "Смешное и грустное в жизни и творчестве писателя-земляка А.П.Чехова"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Самина Ольга Владимировна
|
Презентации-исследование биографии А.П.Чехова с целью выявления смешного и грустного в жизни и творчестве писателя, анкетирование, критика, вспомогательная литература. Ход работы:
Для ответа на вопросы:
Ι. «Откуда в произведениях А.П.Чехова смешное и грустное?»
а) проводим исследования биографии писателя.
ΙΙ.«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»
а) анализируем рассказы;
б) анкетируем по изученным рассказам учащихся нашей школы;
в) исследуем критику.
Ι. Исследование биографии писателя с целью:
1). Рассмотреть биографию А.П.Чехова с двух сторон: грустное и радостное в жизни писателя.
2). Сопоставить выявленные факты биографии с тематикой и проблематикой рассказов.
3). Выяснить являлась ли биография источником для создания произведений.
(см. презентации «Радостные моменты жизни Чехова, запечатлённые в произведениях», «Источник грустных рассказов – жизнь…»)
Выводы:
• Можно еще и еще перечислять те приметы таганрогской действительности 60 - 70-х годов прошлого века, которые радовал и нашли отражение в творчестве великого писателя-земляка.
• Словом, ничто не ускользало от цепкого, острого взгляда юного Чехова, который жадно впитывал в себя жизненные впечатления. И то, что сильно взволновало в детстве и юности, было заново пережито в творчестве.
• Минуло более100-лет с того дня, как Антон Павлович в последний раз отметил свой день рождения, а эти милые предметы и сегодня радуют нас и напоминают о Чехове, писавшем о безмерной ценности человеческой души, её благородстве, незащищенности и способности не терять себя в самых бесчеловечных условиях, когда понимаешь, что нет ничего прекраснее и величественнее хрупкого и не знающего "как надо жить" человека.
ΙΙ. .«Смешного или грустного больше в рассказах А.Чехова?»
а) Исследование творчества писателя: выявление особенностей ранних и поздних рассказов (анализ текстов).
Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.
Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.
(Жизнь прекрасна, Смерть чиновника, Руководство для желающих жениться и др.).
Поздний Чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества.
Характеры героев становятся острее и четче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6).
Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе А.П. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительност. (см. презентацию «Творчество»).
Презентация «Смешное в произведениях А.П.Чехова».
Цели:
1. Проследить как развивался в творчестве А.П.Чехова жанр – юмористические рассказы.
2. Выявить особенности смешного в рассказах писателя-земляка, основные темы, проблемы, сюжетные линии.
Презентация «Грустное в произведениях».
Цели:
1. Провести анализ рассказов А.П.Чехова с грустным сюжетом.
2. Определить их особенности.
Выводы:
• Грустного в чистом виде в произведениях А.П.Чехова не существует.
• Между смехом и печалью у него почти невидимая граница.
• Смех сквозь слёзы и слёзы с улыбкой на устах.
• Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки.
• Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. А читателю следует лишь понять это.
б) Анкетирование учеников школы, анализ их сочинений и ответов с целью проверки знания рассказов А.П.Чехова.
в) Исследование критики по проблеме (анализ высказываний о Чехове, статьи Зощенко «О комическом в произведениях Чехова»).
Выводы:
• Такое пренебрежительное отношение испытывал А.П.Чехов. Он не раз отрекался от юмористической литературы и говорил, что занят серьезными вещами.
• Такое отношение к жанру в свою очередь усилило непонимание чеховского смеха, снизило его значение и усложнило недоразумение.
• Комическое в произведениях Чехова, даже в первых его рассказах, есть явление высокой литературы.
• Критикам наших дней надлежит окончательно освободить Чехова от неверных, пустых и пошлых толкований.
• Чехов не был юмористом, он был сатириком. Но, как здоровый и полноценный человек, он, видимо, не считал сатиру высшей ступенью в литературе. Он стремился к утверждению жизни.
Выводы всей проделанной работы:
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и драматического.
Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации, тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 23.24 Mb |
Количество скачиваний: | 4 |