Презентация к уроку истории Образование и культура Крыма во второй половине 19 - начале 20 века

Предмет: История
Категория материала: Презентации
Автор:

Во второй половине ХІХ века в Российской империи в целом и в Таврической губернии в частности разворачивается просветительская деятельность, в которой принимала активное участие местная интеллигенция. В процессе осуществления реформы образования 1863 года произошло увеличение числа образовательных учебных заведений.

Система начального образования, которая сложилась в Таврической губернии в это время, включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (однокласссные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Также в неё входили ведомственные школы Министерства народного просвещения (профессиональные и национальные), а также частные школы.

По данным А. Кучерганской, три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями.

Как отмечает А. Дьяконов, на территории Крыма государственные национальные начальные школы создавались для детей христианского, мусульманского и иудейского вероисповеданий. Все организованные правительством школы для «инородцев», которые находились в Юго-Западном крае Российской империи, подчинялись ведомству Министерства народного образования на общих основаниях; при этом право надзора за религиозным образованием сохранялось за духовенством данного вероисповедания. Учебный план обозначенных учреждений включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание, родной язык, арифметику, русскую историю и географию, элементарные сведения по природоведению, пение и черчение. Закон Божий, в отличие от других предметов, преподавался на родном языке. Учителя школ для «инородцев» должны были быть русскими и иметь право на осуществление учительской деятельности.

Положением о начальных народные училищах (1874 г.) отмечалось, что для учеников-раскольников, евреев, лютеран, католиков посещаемости уроков Закона Божьего являлось необязательным.

В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне.

Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этно-религиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма во второй половине XIX – начале XX века складывалась достаточно сложно. Многогранные исследования истории Крыма доказывают, что при доминировании одного из этносов полуострова, различных государственных систем, в любой рассматриваемый временной промежуток истории, Крым оставался многонациональным.

У истоков формирования системы начальной национальной государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся крымские просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить: Е.Л.Маркова, И.И.Казаса, И.Гаспринского, А.Н.Дьяконова, Х.А. Монастырлы, И.П.Деркачёва, Г.Айвазовского, А.И. Маркевича.

При открытии новых учебных заведений, инспектор народных училищ должен был сообщать обо всех имеющихся в этой местности учебных заведениях с указанием национального состава учеников. Эти отчёты имеются во всех очерках народного образования в Таврической губернии начиная с 1880 г. Внимание Министерства народного образования к этому вопросу было заметным. Количество учеников неправославного вероисповедания по разным местам представляют данные, которые систематически собирались по всем народным училищам и оформлялись по определённому печатному образцу. Среди данных, в частности, были таблицы, в которых заведующие учреждениями отмечали количество детей мужского и женского пола православного, римокатолического, армянского и других христианских вероисповеданий, а также иудейского, мусульманского и других нехристианских вероисповеданий.

Система организации религиозного образования во второй половине ХIX – начале XX ст. для детей неправославных вероисповеданий предусматривала: 1. приглашение в учебные заведения, где вместе с православными учениками учились дети неправославных вероисповеданий, вероучителей для обучения отдельных групп учеников неправославного вероисповедания; 2. открытие специальных учебных заведений для детей неправославных вероисповеданий.

Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население .

В Таврической губернии существовала разнообразная и многоликая, но не централизованная и не унифицированная система этноконфессиональных начальных учебных заведений. Они были частными, главным образом – при приходах или национальных обществах и существовали за счёт добровольных пожертвований. Тюркоязычные народы Крыма (татары, караимы и крымчаки) имели в достаточном количестве свои частные и общественные конфессиональные учебные заведения. Открывали свои школы еврейские, армянские, греческие, болгарские и немецкие общества. Немцы, чехи и эстонцы, каково бы не было их экономическое положение, при поселении на новом месте, прежде всего, заботились об устройстве молитвенных домов и училищ. Необходимость грамотности, по-видимому, крепко укоренилась в их сознании.

І. Христианские конфессии:христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) православные – духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б)католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в)протестантские – евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные – армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения.

ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры .

ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе .

С 1871 года по особому положению были учреждены для татар на их средства русские начальные училища, а в Симферополе была открыта татарская учительская школа. До 1905 года таких училищ было открыто только 34. Преподавание в этих училищах велось на русском языке, учителями состояли, по преимуществу, не мусульмане, родной язык почти не изучался, а преподавание вероучения было сокращено до последних пределов.

Революционный 1905 год может быть отмечен как поворотный в деле народного просвещения мусульман. Руководители культурно-национальным движением крымских татар приложили все силы к поднятию просвещения среди татарского населения. Прежде всего, сделаны были удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. Так, к 1 января 1905 года татар в русских училищах состояло 988 детей, а к 1 января 1913 года число учащихся стало доходить до 2 583, то есть увеличивается почти в три раза.

Реакция, наступившая после 1905 года, не могла не коснуться и учебных заведений. Русское правительство вновь прибегло к излюбленным приемам борьбы с просвещением. Правительство опять стало ставить всевозможные препятствия к открытию татарами новых школ, начались гонения на новометодные мектебе, а инспекция народных училищ приложила все старания, чтобы исковеркать преподавание в мектебе и, во что бы то ни стало, сузить их программы и подчинить влиянию и контролю послушного архаического магометанского духовного правления. Вместе с тем, опять пошли обыски, аресты и высылки татарских учителей, сокращение учебных программ, изъятие учебников, закрытие отдельных мектебе, татарских культурно-просветительских обществ и так далее.

 

Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания было 340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 12.97 Mb
Количество скачиваний: 13
Просмотров: 137

Похожие материалы