Презентация методической разработки "Организация самостоятельной работы учащихся ДШИ"

Предмет: Другое
Категория материала: Презентации
Автор:

«Организация самостоятельных занятий  в классе специального инструмента ДШИ»

 

( Слайд 1)  

Цель: Организация самостоятельной работы учащихся в классе специального инструмента

Задачи:     1. Характеристика музыкальной педагогики

                  2. Определение взаимосвязи классной и домашней (самостоятельной) работы,  основных её разделов, методов и принципов.

               3. Определение роли педагога и родителей в организации самостоятельной работы ученика

 

( Слайд 2)  

 Глава 1. Педагогическая работа с учащимися в классе по специальности.

                Система самостоятельных занятий учащихся по специальности

1.      Музыкальная педагогика как искусство

             По словам  К.Д. Ушинского, педагогика - искусство «самое высокое и необходимое из всех искусств».

             Общение и занятие с педагогом в классе и вне класса способствуют:

приобретению учащимися знаний, профессиональных навыков;

способствуют гармоничному всестороннему развитию их способностей,

формированию их отношения к труду, творчеству,

восприятию этических норм взаимоотношений между людьми,

восприятию способов обучения и воспитания, что в дальнейшем, конечно, окажет благотворное влияние на их будущую деятельность.

 

( Слайд 3)   2. Что значит «школа педагога»

       

Работа музыканта-педагога в классе по специальности охватывает три стороны, тесно связанные друг с другом и общее в воспитании учащихся:

·         Непосредственное обучение игре на инструменте

·         Широкое музыкальное образование

·         Воспитание учащихся

Эти три стороны единого процесса успешно развиваются, если педагог видит перспективу, цель, задачи и пути их решения. Какие эти пути?

·         Выявление способностей учащихся

·         Изучение учащихся своего класса – их интересы, жизненные условия, успехи по другим предметам и т.д. – на каждом возрастном этапе

По словам заслуженной артистки Тамары Гусевой: «Максимальную пользу ученику приносит тот учитель, который не столько говорит, сколько хорошо играет на данном инструменте. Отсюда понятие «школа», то есть передача лучших исполнительских традиций от поколения к поколению».

Этот иллюстрационный метод работы педагога с учеником стимулирует художественное мышление учащегося и служит отправным началом в домашней проработке материала самим учеником.

В связи с наличием индивидуальных особенностей учащихся; разными жизненными условиями, со спецификой занятий на музыкальном инструменте и т.д. диктуется и основная форма проведения урока по специальности – индивидуальная.

 

( Слайд 4)  

Именно в классе педагог применяет те способы работы над произведениями, которые становятся впоследствии способами самостоятельной работы ученика; а именно:

·         работа левой и правой руки, их координация;

·         способ работы без инструмента и работа в замедленных темпах;

·         способы повторения и проигрывания;

·         работа над кантиленой и всеми основными средствами выражения исполнительского искусства.

 

( Слайд 5)  

Процесс работы над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:

·         Общее ознакомление с намеченным произведением; его стилем; художественными образами. Педагог сопровождает свои объяснения «живым» исполнением произведения

·         Углублённое изучение произведения путём отбора и отшлифовки средств выражения; технических и художественных приёмов

·         Законченное для данного ученика и на данном жизненном этапе воплощение поставленной художественной цели, выражающееся в единстве художественного мастерства и художественного чувства

У каждого ученика эти три этапа весьма индивидуальны по усилиям, затрате времени, применяемым приёмам, вкладываемым мыслям и эмоциям.

 

( Слайд 6)         4. Соотношение классной и домашней работы ученика

 

Какое же количество времени в классной и в домашней работе затрачивается при обучении ученика.

Из таблицы мы видим, что основная нагрузка ученика приходится  на самостоятельную (домашнюю) работу. Можно сделать, таким образом, два вывода:

Педагог должен обеспечить за 2 часа в неделю, с одной стороны, развитие у ученика музыкально-слуховых, ритмических моторных данных; развитие мышления учащегося, приобретение и совершенствование профессионально-исполнительских навыков; должен способствовать расширению кругозора учащегося; его художественному росту, развитию творческой инициативы и т.д.

С другой стороны, педагог должен обеспечить рациональную домашнюю работу ученика.

Пути и способы соотношения классной и домашней работы известны:

Это системность занятий, организованность занятий в определённом режиме

Запоминание учащимися замечаний педагога (на уроке) и исправление всех недостатков при работе дома

 

( Слайд 7)              5. Система домашних занятий

«Система домашних занятий заключает в себе две стороны, тесно взаимосвязанные между собой и взаимообусловленные.

Во-первых, режим занятий, т.е.общее количество необходимого рабочего времени, его распределение внутри рабочего дня, распределение изучаемого материала, его порядок и последовательность.

Во-вторых, метод занятий, то есть конкретные способы изучения, тренировки и преодоления трудностей», - писал К.Г. Мострас.

 

Роль педагога в этом вопросе нельзя не переоценить. Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся:

• Четкая постановка цели, задач, для осуществления данной цели.

• Определение алгоритма выполнения самостоятельной работы

• Определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов

• Вид контроля и критерии оценки выполнения задания.

 

 ( Слайд 8)              Глава 2. Режим домашней работы учащегося

Вопрос организации домашних занятий учащегося очень важен.

Цель и необходимость домашних занятий это:

·         приобретение правильных исполнительских навыков,

·         поддержания технического аппарата в хорошей игровой форме

·         совершенствование профессиональных способностей

 

Организация  домашних занятий включает:

·         Режим занятий

·         Планомерность занятий

·         Систематичность занятий

·         Продолжительность занятий

 

( Слайд 9)         Глава 3. Роль педагога и родителей в организации

 самостоятельных занятий учащегося

Педагогические принципы организации самостоятельной работы

 

     При выборе самостоятельных заданий нужно соблюдать важный педагогический принцип – идти в начале пути в ногу ребенком, постепенно увеличивая нагрузку, а когда воля ребенка увеличивается, педагог должен все больше отходить «в тень».

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы: 

Принцип интересности.  Выбор учеником метода самостоятельной работы, который будет для него наиболее интересным

Принцип обучения новым формам и методам самостоятельной работы.

Принцип посильности. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик смог с ними справиться. Это задание должно быть в «зоне ближайшего развития».

Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание

Принцип поощрения.

 

 ( Слайд 10)      Условия успеха во взаимодействии педагога с учащимися

Условиями успеха во взаимодействии с учащимися являются:

Принцип эмоциональной игры. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над своим волнением.

 Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке или иметь свободное время. Более талантливым необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

 

( Слайд 11)      Роль родителей в организации домашних заданий учащегося

Занятия ребенка музыкой возлагают определенные обязанности на родителей.

Какой бы гениальный преподаватель не был, без ежедневной помощи родителей ему не обойтись. Дети охотней садятся за инструмент, если родители проявляют интерес к занятиям и к исполняемому произведению.

В меру возможностей родители должны вместе с детьми посещать концерты, спектакли, оперный театр, читать книги о музыке и композиторах.

Нужно создать условия для спокойных домашних занятий ребенка и помочь ему составить распорядок дня и недели.

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научиться играть, хотя мотивация является, безусловно, основной движущей силой. Занятия музыкой – прежде всего труд. И чем сильнее мотивация, тем успешнее идет освоение навыков игры на инструменте. Музыка дарит радость трудолюбивым.

 

 

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 176.87 Kb
Количество скачиваний: 10
Просмотров: 100

Похожие материалы