Презентация на тему: " Культура в годы ВОВ"

Предмет: История
Категория материала: Презентации
Автор:



С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных. В 1942 г. при ТАСС создается производственна" мастерская "Окна ТАСС" под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 "Окон ТАСС", которые распространялись и за рубежом - в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах. Содержание "Окон ТАСС" было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др.
В газетах впервые появились "Наука ненависти" М. А. Шолохова, "Народ бессмертен" В. С. Гроссмана, "фронт" А. Е. Корнейчука, "Василий Теркин" А. Т. Твардовского, "Весна на юге" Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: "Морская душа" Л. С. Соболева, "Март - апрель" В. М. Кожевникова, "Рассказы Ивана Сударева" А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.
Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека "Волоколамское шоссе" (1943- 1944), Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова "Они сражались за Родину" и А. А. Фадеева "Молодая гвардия" (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: "Священная кровь" Айбека, "Шиганак" Г. Мустафина, "Царь Пап" С. Зорьяна и др.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни "Священная война" В. И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М. В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Али-гер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: "Киров с нами" Н. С. Тихонова, "Ленинградская поэма" О. Ф. Берггольц, "Зоя" М. И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А. А. Пер-венцева "Испытание", А. А. Караваевой "Огни" и др.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили "Багратион" С. Н. Горбатова, "Порт-Артур" А. Н. Степанова, "Емельян Пугачев" В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса "Война"), К. А. Федин ("Испытание"), Л. М. Леонов ("Нашествие") и др.
Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его' Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий. 

Кинематограф и театр в годы Великой Отечественной войны

Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1-3 "Все силы на разгром врага" (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), "На защиту родной Москвы" (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Битва за нашу Советскую Украину" и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров киножурнала "Новости дня", более 100 документальных
картин.                     
Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: "Секретарь райкома" (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), "Радуга" (1944 г., режиссер М. С. Донской), "Человек № 217" (1945т., режиссер М. И. Ромм), "Два бойца" (1943 г., режиссер Л. Д. Луков), "Жди меня" (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), "Антоша Рыбкин" (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.
Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы "Оборона Царицына" (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), "Александр Пархоменко" (1942 г., режиссер Л. Д. Луков). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, "искусства, полководцам и военачальникам: "Богдан Хмельницкий" (1941 г., режиссер И. А. Савченко), "Георгий Саакадзе" (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), "Кутузов" (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.
С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра "Нашествие" (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа "Офицер флота" (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др. На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др.
В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.
Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.
В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Бере-зина, С. В. Владимирова, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову и др.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петля-ков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский, А. Д. Швецов.
С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных. В 1942 г. при ТАСС создается производственна" мастерская "Окна ТАСС" под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 "Окон ТАСС", которые распространялись и за рубежом - в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах. Содержание "Окон ТАСС" было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др.
В газетах впервые появились "Наука ненависти" М. А. Шолохова, "Народ бессмертен" В. С. Гроссмана, "фронт" А. Е. Корнейчука, "Василий Теркин" А. Т. Твардовского, "Весна на юге" Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: "Морская душа" Л. С. Соболева, "Март - апрель" В. М. Кожевникова, "Рассказы Ивана Сударева" А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.
Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека "Волоколамское шоссе" (1943- 1944), Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова "Они сражались за Родину" и А. А. Фадеева "Молодая гвардия" (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: "Священная кровь" Айбека, "Шиганак" Г. Мустафина, "Царь Пап" С. Зорьяна и др.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни "Священная война" В. И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М. В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Али-гер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: "Киров с нами" Н. С. Тихонова, "Ленинградская поэма" О. Ф. Берггольц, "Зоя" М. И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А. А. Пер-венцева "Испытание", А. А. Караваевой "Огни" и др.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили "Багратион" С. Н. Горбатова, "Порт-Артур" А. Н. Степанова, "Емельян Пугачев" В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса "Война"), К. А. Федин ("Испытание"), Л. М. Леонов ("Нашествие") и др.
Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его' Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.
Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1-3 "Все силы на разгром врага" (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), "На защиту родной Москвы" (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Битва за нашу Советскую Украину" и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров киножурнала "Новости дня", более 100 документальных
картин.                     
Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: "Секретарь райкома" (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), "Радуга" (1944 г., режиссер М. С. Донской), "Человек № 217" (1945т., режиссер М. И. Ромм), "Два бойца" (1943 г., режиссер Л. Д. Луков), "Жди меня" (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), "Антоша Рыбкин" (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.
Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы "Оборона Царицына" (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), "Александр Пархоменко" (1942 г., режиссер Л. Д. Луков). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, "искусства, полководцам и военачальникам: "Богдан Хмельницкий" (1941 г., режиссер И. А. Савченко), "Георгий Саакадзе" (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), "Кутузов" (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.
С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра "Нашествие" (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа "Офицер флота" (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др. На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 18.14 Mb
Количество скачиваний: 8
Просмотров: 152

Похожие материалы