Презентация по музыке на тему "Острый ритм джаза"
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Насонова Людмила Александровна
|
3 класс III четверть
Тема урока: «Острый ритм – джаза»
Цели:
1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух 3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность:
· Презентация POWER POINT;
· картинки с музыкальными инструментами;
· сигнальные карточки;
· нотный текст песни.
ТСО:
· муз центр;
· записи с фонограммами;
· экран, проектор.
Ход урока:
1.Музыкальное приветствие.
2.Новая тема урока:
-Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок с приглашением гостей, учителей разных школы. Давайте с ними поздороваемся.
Сегодня на урок я то же пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
«Хелло, Долли» Луи Армстронг
У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки»
Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века.
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом.
Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс, возникли в США уже во 2-й половине 18-го века.
Спиричуэлс – это песни североамериканских негров религиозного содержания, духовный гимн. Их пели хором рабы плантации.
Спиричуэл и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон, негритянский певец Поль Робсон.
"Hammer Song" - в исполнении Поля Робсона – слушание
У: Ребята, ваше впечатление?
Д: Хоровая песня, веселая.
У: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?
Д: Конечно, нет.
Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии, свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую ("синкопами"), в талантливой импровизации исполнителей.
Но пойдем дальше, джаз начал развиваться сильнее в разных направлениях.
Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки.
Блюз, в переводе с англ. “быть печальным” – это сольные лирические песни черного народа, которые возникли в рабовладельческой среде, которые выражали тоску, печаль, жалобу, крик протеста души, грусть. Музыканты, которые исполняли блюз, стремились передать эти чувства в своей музыке, это и романтичность, мечтательность, нежность, грусть, печаль.
Блюз - это сольная лирическая песня американских негров.
Слушаем Блюз.
У: Какой блюз по характеру?
Д: медленный, печальный, протяжный.
Серьезную конкуренцию блюзу, в то время, составил регтайм.
Сейчас вы послушаете произведение, написанное в стиле регтайма. Подумайте, отличается оно от “Блюза”, а если отличается, то чем.
Звучит – “Регтайм”.
У: Блюз и регтайм отличаются и чем?
Д: эти два произведения отличаются друг от друга, по характеру. У “Регтайма” веселый характер, жизнерадостный, произведение написано в быстром темпе, под эту музыку хочется танцевать.
У: Правильно. Но вот происхождение слова “регтайм” до сих пор не известно. В переводе с английского “разорванное время”, то есть синкопированный ритм.
Регтайм представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев. Именно из регтайма пришел характерный ритмический рисунок, оказавший огромное воздействие на джаз.
С молниеносной быстротой распространяясь вширь, блюз и регтайм охватывали все новые и новые районы огромной страны, проникал в самые разные социальные сферы, подчинял своему эмоциональному строю души миллионов людей.
Именно блюз и регтайм оказали существенное влияние на формирование и развитие джаза.
У: Что же джаз унаследовал от этих трех направлений?
Д: Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, а от блюза мелодичность, от спиричуелса – веселый нрав.
Интерес к джазу становился все больше и больше. Джаз стал приобретать широкую популярность. В Европе, в том числе и в нашей стране, стали появляться различные ансамбли и оркестры, которые исполняли джазовую музыку.
Без джаза уже невозможно представить культуру XX века. Джаз проник и на радио, и на телевидение, в том числе и в кинематограф.
У: Как вы думаете, какие инструменты звучат в джазе?
Д: ответы.
У: послушаем и определим, что звучит?
Слушаем джазовый оркестр.
Д: барабаны, саксофон, пианино, тарелки.
У: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
В начале XX века джаз стал популярен во всем мире, как развлекательная, танцевальная музыка. В Америку из России эмигрировала семья по фамилии Гершвин, которая прославилась тем, что в ней вырос композитор, чье творчество было основано на джазовой музыке. Зовут этого композитора Джорж Гершвин. Отец Джоржа родился в Санкт-Петербурге, сам Джорд уже в Америке. В 6 лет он впервые услышал джазовую музыку и она мальчику так понравилась, что он самостоятельно начал учиться играть на пианино. В числе его педагогов были и русские музыканты. Джорд много занимался игрой на фоно, учился делать оркестровку, пробовал сочинять первые произведения. Его песни и джазовые пьесы сразу становились популярными.
Но мировую славу ему принесла опера под названием «Порги и Бесс».
Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу "Порги и Бесс", в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.
Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.
Так возник стиль музыки, получивший название "симфоджаз".
Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?
Симфонический джаз — джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.
В опере рассказывалось о любви двух негров – молодого парня и Порги и девушки Бесс. Вся музыка основана на ритме джаза, то веселого, то грустного.
- Самая известная ария этой оперы – «Колыбельная». Она встречается в опере 4 раза. Сначала ее поет негритянка по имени Клара, которая укачивает спать малыша, поэтому эту арию называют «Колыбельная Клары». Потом тема колыбельной появляется в инструментальном варианте, во время сцены грозы, там она звучит громче.
Слушаем «Колыбельную Клары».
У: - Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? Д:- Необычность джазовым мелодиям придает острый ритм, часто используемые синкопы, где акцент идет с сильной на слабую долю
В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки, есть лишь основа в виде какой - либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.
Другие виды джазовой музыки на слайде.
- С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
"Рок", "фанк", "соул", эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
4. Заключение.
Записать: Джаз – музыка, возникшая в Америке на основе негритянских песен.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
Со временем своего создания джаз успел пройти огромный путь. Сегодня всему миру известны имена Луи Армстронга, Скотт Джоплин, Беси Смит, Глена Миллера. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Бриля, Алексея Козлова.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 8.98 Mb |
Количество скачиваний: | 36 |