Презентация по внеурочной деятельности на тему "1 мая, праздник труда"
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Шабляева Юлия Александровна
|
Презентация "1 мая, праздник труда" разработана для начальных классов.
Цель: Рассказать о празднике - "1 мая".
Задачи:
1. формировать интерес к прошлому
2. развивать формирование у воспитанников гуманного отношения к себе и окружаещему миру
Оборудование: Компьютер, экран, проектор.
Ход презентации:
25 слайдов. в них описывается, что за праздник, с чего начинался, где и как его празднуют.Материал был взят из электронной сети по статье Гатаулиной Галины для женского журнала InFlora.r
В нашей стране первый и второй день мая – последнего и самого тёплого весеннего месяца, официально являются выходными. Уже много десятилетий люди в эти дни отдыхают и празднуют, и сегодня это – праздник Весны и Труда.
Большинство людей в России знают и помнят, что раньше этот праздник назывался и отмечался иначе – в течение многих десятилетий. 1 мая – День международной солидарности трудящихся, в народе называли Первомаем, и всем в Советском Союзе, от мала до велика, было известно, что в этот день в каждом городе и каждом населённом пункте страны проходят праздничные демонстрации, в которых обязательно нужно принимать участие.
Лозунги этого дня тоже помнят многие: Мир, Труд, Май – это было замечательно. Надо сказать, что 1 мая люди любят отмечать и сегодня, причём не только в России, но и в странах СНГ – бывших республиках СССР: люди отдыхают, развлекаются, ездят на природу, устраивают народные гулянья с шашлыками и весёлыми застольями.
Между тем, историки и социологи считают, что праздник 1 мая имеет очень древние корни, и начал отмечаться ещё тысячи лет назад. В Древнем Риме люди чтили богиню Майю – она считалась покровительницей земли, с ней связывали плодородие, а значит и богатый урожай. Названием месяца – май, люди обязаны именно этой богине, и в первый день мая всегда устраивались пиры, игры и развлечения.
Праздник 1 мая в языческом варианте отнюдь не являлся благопристойным во всех отношениях.
Вначале всё шло вполне мирно и красиво: не только жители Рима, но и все люди в Италии стремились утром, пораньше, пойти в поля или лес, радостно, с музыкой, песнями и плясками. Собирались огромные толпы людей, они ломали зелёные ветки, собирали цветы, и затем возвращались в город.
И тут праздничные шествия, не без помощи вина и страстных, откровенно эротичных танцев, превращались в неуправляемые оргии. Некоторые римские императоры, сами не отличавшиеся благочестием, пытались всё же запретить подобные праздники, но это было бесполезно: народ не воспринимал запреты, а их ужесточение могло бы обернуться настоящими бунтами.
Какое отношение имел тогда этот праздник к труду? Самое прямое: торжества устраивались в первый день мая, чтобы весенние сельскохозяйственные работы – вспашка, сев - получили благословение богини плодородия. Люди верили, что, если в этот день они будут петь и плясать до упаду, гулять и веселиться разными способами, то урожай обязательно будет богатым, а богиня сохранит и защитит его от всяких напастей.
Когда по Европе распространилось христианство, церковь пыталась, как и императоры прежде, отменить праздник, но снова ничего не вышло. Сделать праздник более пристойным тоже не получилось: в результате запретов он превратился в ряд тайных церемоний, связанных с тёмными силами.
Например, в Северной Европе верили, что в ночь на 1 мая в Германии, на горе Брокен, собирается вся нечистая сила, чтобы устроить шабаш – эта ночь известна, как Вальпургиева. Имели место и человеческие жертвоприношения; праздник обрастал тёмными мифами, легендами, и во многих странах стал носить оккультный характер.
В Древней Руси подобные праздники появились около XIII века: германские верования переплелись со славянскими языческими ритуалами, и в мае люди стали приносить жертвы духам воды и леса.
Примерно так же проходил праздник и в других странах: в Богемии поклонялись духам колодцев; в Польше молодые женщины в красивых одеждах пели и плясали на зелёных лугах; в Литве молодые люди выбирали «майю» - красивую юную женщину, украшали её венками, берёзовыми ветками, и все вместе плясали на поляне, вокруг зелёного дерева, обвитого яркими лентами.
При Петре I майские гулянья в России начались заново, и сначала их праздновали только жители немецкой слободы, но потом царь велел устраивать их повсеместно. Пётр Великий был известен своей любовью к праздникам и гуляниям, а вот охоту он, оказывается, не любил; поэтому он приказал считать Сокольники не местом для царской охоты, как это было до него, а местом для народных гуляний. Именно там и проходили во времена Петра первомайские гуляния, и москвичи их очень полюбили.
В конце XIX века праздник 1 мая снова возродился, но уже в другом значении – он приобрёл выраженный политический характер.
Всё началось с демонстраций в Чикаго и других городах, устроенных коммунистами и анархистами. Главной движущей силой этих демонстраций были рабочие, и вначале их требования были мирными – они требовали 8-часового рабочего дня.
Анархисты в Чикаго, однако, повели себя так, что всё закончилось трагедией: они начали стрелять и метать бомбы (чем они и известны в истории), а полиция тоже открыла огонь.
В результате погибли люди – с обеих сторон, демонстрация была разогнана, а лидеры рабочих были арестованы и казнены – их обвиняли в организации взрыва. Впоследствии оказалось, что обвинение ложное – это было доказано, и, в память о безвинно казнённых, в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала призвал рабочих всего мира считать 1 мая Днём международной солидарности трудящихся, и отмечать его митингами и демонстрациями, предъявляя свои требования властям.
В дореволюционной России 1 мая в этом качестве в первый раз отмечали в 1890 году, в Варшаве – Польша тогда входила в состав Российской империи. В тот день была проведена стачка, в которой приняли участие 10 000 рабочих, и в это же время стачки, митинги и демонстрации прошли в других странах: Швеции, Норвегии, Франции, Италии, Испании, Дании, Германии, Бельгии, Австро-Венгрии, США и т.д. Праздник 1 мая стал символом борьбы трудящихся за свои права, и стал носить яркую политическую окраску.
К концу XIX века маёвки стали регулярными: это были нелегальные собрания, или «сходки», на которых рабочие обсуждали свои действия и требования, а также делились информацией о том, как живут, трудятся и борются за свои права рабочие других стран. Маёвки обычно преследовались и разгонялись полицией, а лидерам рабочих грозил арест; тем не менее, они приобретали всё более массовый характер, и перед началом Первой мировой войны в них принимали участие сотни тысяч российских рабочих.
Открытое празднование 1 мая впервые прошло в России после Февральской революции 1917 года, и в нём приняли участие миллионы людей. Тогда во всех городах страны рабочие вышли на улицы, со своими требованиями и лозунгами: «Долой войну!», «Вся власть Советам!» и т.д.
После Октября 1917 года Первомай стали праздновать официально, и в этот день проходили не только демонстрации, но и военные парады, а 2-го мая – маёвки на природе.
Однако настоящий размах праздник получил в СССР, при «развитом социализме», и праздничные демонстрации в день 1 мая стали обязательными формальными мероприятиями. По улицам городов и сёл страны чётким шагом, с транспарантами, лозунгами, шарами, бумажными цветами и портретами коммунистических лидеров проходили стройные колонны, причём в шествии должны были принимать участие не только рабочие, но и все, кто где-либо работал, а также студенты и другие учащиеся – за этим следили руководители предприятий и ВУЗов.
Из громкоговорителей звучала музыка – марши и советские песни, политические лозунги и приветствия, а на трибунах, устанавливаемых на центральных площадях, около административных зданий, находились представители власти, лидеры Компартии, ударники коммунистического труда, и все они приветствовали проходящих внизу демонстрантов.
Центральные и местные теле- и радиоканалы в обязательном порядке транслировали это праздничное мероприятие. Вся страна у «голубых экранов» смотрела в этот день трансляцию основной демонстрации, проходящей в Москве, на Красной площади; показывали также кадры с других демонстраций в советских городах.
По Красной площади в то время могли пройти лидеры профсоюзов, активисты из рабочих и передовики производства – те, кто считался «лучшими».
Советский народ любил 1 мая: это был весёлый праздник – ведь после демонстрации все могли идти домой, к родным, близким и друзьям, собираться с коллегами по работе, и отмечать День международной солидарности трудящихся гуляниями и обильным застольем, или поехать в лес, к реке – словом, на природу.
И неважно, что характер майских праздников был обязательным, и имел яркую идеологическую окраску – люди всё равно радовались выходным дням, и веселились от души, а ещё пользовались возможностью поработать на огородах, в саду – ведь в то время свежие овощи и фрукты для большинства населения страны были проблемой, и во многих регионах были дефицитом – особенно зимой. Впрочем, возможности поработать на дачных участках мы не упускаем и сегодня…
После распада СССР политическая окраска Первомая померкла, а с 1992 года он стал называться Праздником Весны и Труда.
Большинство жителей России сегодня не слишком задумываются о традициях этого праздника – они просто отдыхают и развлекаются. Именно это показали опросы ВЦИОМ, проведённые в 2010 году: люди принимают гостей и сами ходят в гости, отдыхают с семьёй и друзьями, выезжают на природу, занимаются дачей, ремонтом, уборкой, или используют свободное время как-то иначе. Из тех, кто считал 1 мая Днём борьбы за свои права, осталось всего 2%, а на небольших первомайских демонстрациях собираются, как правило, пожилые люди. Для них этот день остаётся светлым и прекрасным, потому что напоминает им о самом прекрасном времени их жизни – молодости.
Ведь молодость всегда остаётся прекрасной – в какое бы время человеку ни выпало жить, а 1 мая остаётся праздником для всех, кто умеет самоотверженно работать, и при этом ценит труд других людей.
Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru
При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна
Попрощайся с целлюлитом!
Проблема целлюлита далеко не нова. Как же наши мамы и бабушки избавлялись от целлюлита в отсутствие салонов и последних достижений в косметологии?
ПодробнееПоиск по сайту
В нашей стране первый и второй день мая – последнего и самого тёплого весеннего месяца, официально являются выходными. Уже много десятилетий люди в эти дни отдыхают и празднуют, и сегодня это – праздник Весны и Труда.
Большинство людей в России знают и помнят, что раньше этот праздник назывался и отмечался иначе – в течение многих десятилетий. 1 мая – День международной солидарности трудящихся, в народе называли Первомаем, и всем в Советском Союзе, от мала до велика, было известно, что в этот день в каждом городе и каждом населённом пункте страны проходят праздничные демонстрации, в которых обязательно нужно принимать участие.
Лозунги этого дня тоже помнят многие: Мир, Труд, Май – это было замечательно. Надо сказать, что 1 мая люди любят отмечать и сегодня, причём не только в России, но и в странах СНГ – бывших республиках СССР: люди отдыхают, развлекаются, ездят на природу, устраивают народные гулянья с шашлыками и весёлыми застольями.
Между тем, историки и социологи считают, что праздник 1 мая имеет очень древние корни, и начал отмечаться ещё тысячи лет назад. В Древнем Риме люди чтили богиню Майю – она считалась покровительницей земли, с ней связывали плодородие, а значит и богатый урожай. Названием месяца – май, люди обязаны именно этой богине, и в первый день мая всегда устраивались пиры, игры и развлечения.
Праздник 1 мая в языческом варианте отнюдь не являлся благопристойным во всех отношениях.
Вначале всё шло вполне мирно и красиво: не только жители Рима, но и все люди в Италии стремились утром, пораньше, пойти в поля или лес, радостно, с музыкой, песнями и плясками. Собирались огромные толпы людей, они ломали зелёные ветки, собирали цветы, и затем возвращались в город.
И тут праздничные шествия, не без помощи вина и страстных, откровенно эротичных танцев, превращались в неуправляемые оргии. Некоторые римские императоры, сами не отличавшиеся благочестием, пытались всё же запретить подобные праздники, но это было бесполезно: народ не воспринимал запреты, а их ужесточение могло бы обернуться настоящими бунтами.
Какое отношение имел тогда этот праздник к труду? Самое прямое: торжества устраивались в первый день мая, чтобы весенние сельскохозяйственные работы – вспашка, сев - получили благословение богини плодородия. Люди верили, что, если в этот день они будут петь и плясать до упаду, гулять и веселиться разными способами, то урожай обязательно будет богатым, а богиня сохранит и защитит его от всяких напастей.
Когда по Европе распространилось христианство, церковь пыталась, как и императоры прежде, отменить праздник, но снова ничего не вышло. Сделать праздник более пристойным тоже не получилось: в результате запретов он превратился в ряд тайных церемоний, связанных с тёмными силами.
Например, в Северной Европе верили, что в ночь на 1 мая в Германии, на горе Брокен, собирается вся нечистая сила, чтобы устроить шабаш – эта ночь известна, как Вальпургиева. Имели место и человеческие жертвоприношения; праздник обрастал тёмными мифами, легендами, и во многих странах стал носить оккультный характер.
В Древней Руси подобные праздники появились около XIII века: германские верования переплелись со славянскими языческими ритуалами, и в мае люди стали приносить жертвы духам воды и леса.
Примерно так же проходил праздник и в других странах: в Богемии поклонялись духам колодцев; в Польше молодые женщины в красивых одеждах пели и плясали на зелёных лугах; в Литве молодые люди выбирали «майю» - красивую юную женщину, украшали её венками, берёзовыми ветками, и все вместе плясали на поляне, вокруг зелёного дерева, обвитого яркими лентами.
При Петре I майские гулянья в России начались заново, и сначала их праздновали только жители немецкой слободы, но потом царь велел устраивать их повсеместно. Пётр Великий был известен своей любовью к праздникам и гуляниям, а вот охоту он, оказывается, не любил; поэтому он приказал считать Сокольники не местом для царской охоты, как это было до него, а местом для народных гуляний. Именно там и проходили во времена Петра первомайские гуляния, и москвичи их очень полюбили.
В конце XIX века праздник 1 мая снова возродился, но уже в другом значении – он приобрёл выраженный политический характер.
Всё началось с демонстраций в Чикаго и других городах, устроенных коммунистами и анархистами. Главной движущей силой этих демонстраций были рабочие, и вначале их требования были мирными – они требовали 8-часового рабочего дня.
Анархисты в Чикаго, однако, повели себя так, что всё закончилось трагедией: они начали стрелять и метать бомбы (чем они и известны в истории), а полиция тоже открыла огонь.
В результате погибли люди – с обеих сторон, демонстрация была разогнана, а лидеры рабочих были арестованы и казнены – их обвиняли в организации взрыва. Впоследствии оказалось, что обвинение ложное – это было доказано, и, в память о безвинно казнённых, в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала призвал рабочих всего мира считать 1 мая Днём международной солидарности трудящихся, и отмечать его митингами и демонстрациями, предъявляя свои требования властям.
В дореволюционной России 1 мая в этом качестве в первый раз отмечали в 1890 году, в Варшаве – Польша тогда входила в состав Российской империи. В тот день была проведена стачка, в которой приняли участие 10 000 рабочих, и в это же время стачки, митинги и демонстрации прошли в других странах: Швеции, Норвегии, Франции, Италии, Испании, Дании, Германии, Бельгии, Австро-Венгрии, США и т.д. Праздник 1 мая стал символом борьбы трудящихся за свои права, и стал носить яркую политическую окраску.
К концу XIX века маёвки стали регулярными: это были нелегальные собрания, или «сходки», на которых рабочие обсуждали свои действия и требования, а также делились информацией о том, как живут, трудятся и борются за свои права рабочие других стран. Маёвки обычно преследовались и разгонялись полицией, а лидерам рабочих грозил арест; тем не менее, они приобретали всё более массовый характер, и перед началом Первой мировой войны в них принимали участие сотни тысяч российских рабочих.
Открытое празднование 1 мая впервые прошло в России после Февральской революции 1917 года, и в нём приняли участие миллионы людей. Тогда во всех городах страны рабочие вышли на улицы, со своими требованиями и лозунгами: «Долой войну!», «Вся власть Советам!» и т.д.
После Октября 1917 года Первомай стали праздновать официально, и в этот день проходили не только демонстрации, но и военные парады, а 2-го мая – маёвки на природе.
Однако настоящий размах праздник получил в СССР, при «развитом социализме», и праздничные демонстрации в день 1 мая стали обязательными формальными мероприятиями. По улицам городов и сёл страны чётким шагом, с транспарантами, лозунгами, шарами, бумажными цветами и портретами коммунистических лидеров проходили стройные колонны, причём в шествии должны были принимать участие не только рабочие, но и все, кто где-либо работал, а также студенты и другие учащиеся – за этим следили руководители предприятий и ВУЗов.
Из громкоговорителей звучала музыка – марши и советские песни, политические лозунги и приветствия, а на трибунах, устанавливаемых на центральных площадях, около административных зданий, находились представители власти, лидеры Компартии, ударники коммунистического труда, и все они приветствовали проходящих внизу демонстрантов.
Центральные и местные теле- и радиоканалы в обязательном порядке транслировали это праздничное мероприятие. Вся страна у «голубых экранов» смотрела в этот день трансляцию основной демонстрации, проходящей в Москве, на Красной площади; показывали также кадры с других демонстраций в советских городах.
По Красной площади в то время могли пройти лидеры профсоюзов, активисты из рабочих и передовики производства – те, кто считался «лучшими».
Советский народ любил 1 мая: это был весёлый праздник – ведь после демонстрации все могли идти домой, к родным, близким и друзьям, собираться с коллегами по работе, и отмечать День международной солидарности трудящихся гуляниями и обильным застольем, или поехать в лес, к реке – словом, на природу.
И неважно, что характер майских праздников был обязательным, и имел яркую идеологическую окраску – люди всё равно радовались выходным дням, и веселились от души, а ещё пользовались возможностью поработать на огородах, в саду – ведь в то время свежие овощи и фрукты для большинства населения страны были проблемой, и во многих регионах были дефицитом – особенно зимой. Впрочем, возможности поработать на дачных участках мы не упускаем и сегодня…
После распада СССР политическая окраска Первомая померкла, а с 1992 года он стал называться Праздником Весны и Труда.
Большинство жителей России сегодня не слишком задумываются о традициях этого праздника – они просто отдыхают и развлекаются. Именно это показали опросы ВЦИОМ, проведённые в 2010 году: люди принимают гостей и сами ходят в гости, отдыхают с семьёй и друзьями, выезжают на природу, занимаются дачей, ремонтом, уборкой, или используют свободное время как-то иначе. Из тех, кто считал 1 мая Днём борьбы за свои права, осталось всего 2%, а на небольших первомайских демонстрациях собираются, как правило, пожилые люди. Для них этот день остаётся светлым и прекрасным, потому что напоминает им о самом прекрасном времени их жизни – молодости.
Ведь молодость всегда остаётся прекрасной – в какое бы время человеку ни выпало жить, а 1 мая остаётся праздником для всех, кто умеет самоотверженно работать, и при этом ценит труд других людей.
Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru
При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна
Попрощайся с целлюлитом!
Проблема целлюлита далеко не нова. Как же наши мамы и бабушки избавлялись от целлюлита в отсутствие салонов и последних достижений в косметологии?
ПодробнееПоиск по сайту
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 3.11 Mb |
Количество скачиваний: | 11 |