Прикладное художественное творчество

Предмет: Технология
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:
Прикладные художественные виды труда в виде народных ремесел возникли в глубокой древности. Обучение, как правило, было индивидуальным и гораздо реже- групповым. У каждого мастера-умельца был свой почерк, свои секреты, которые бережно сохранялись и передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Российский народ всегда славился своими умельцами. И сейчас заслуженной славой пользуются изделия мастеров Хохмы и Городца, живописцев Палеха, Холуя, ювелиров Великого Устюга, холмогорских и тобольских косторезов, ковровщиц Тюмени, Курска, Башкирии, умельцев многих других центров прикладного художественного творчества. Мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Мастер-умелец гордился своим ремеслом, находил в нём радость, счастье, основу благополучия. Каждый мастер имел личное клеймо, своего рода гарантию высокого качества изделия. Создавались семейные традиции, которые сохранялись и развивались десятилетиями и даже веками. Но менялись социально-экономические условия, уклад жизни. Особенно резкие изменения в жизни ремесел и промыслов произошли в период индустриализации и сплошной коллективизации (20-30-е годы). Разорялись деревни и села, города превращались в промышленные гиганты, шла огромная миграция населения, рушились семейные трудовые традиции. Дети все реже стали идти по стопам своих родителей, так как отношение к мастерству, результатам труда умельцев стало иным. В начале 20 в. в России было более 200 ремесел, а сейчас их примерно 70. Во многих городах и селах появилась так называемая «художественная промышленность», то есть такой тип производства, при котором с помощью современной техники по единой технологии и при четком разделении труда выпускались прикладные художественные изделия большими партиями. Здесь была сравнительно высокая производительность труда, но в изделиях стало наблюдаться механическое повторение исходного образца. Такое производство зачастую к деклафикации мастеров-умельцев, утрате их индивидуальности, неповторимости изделий, художественной ценности мастеров. В целом всё это наносило ущерб не только материальной жизни людей, но и духовной культуре россиян. Ведь в каждое изделие мастер-умелец вкладывал частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало его работу уникальной, неповторимой, ценным художественным произведением. Именно они и сегодня бережно хранятся во многих семьях. В последние годы многое меняется в жизни нашей страны. У людей появляется больше возможностей для проявления индивидуальных способностей, приобщение к тому или иному ремеслу. Формирование эстетического вкуса у учащегося на уроках технологии- одна из важнейших задач, которой я руководствуюсь в своей практике. Переориентация общества в сфере духовных ценностей, растущий интерес к искусству послужили толчком к внедрению в программу по технологии 10-11 классов блока «Художественно-декоративное творчество». А в 11- ом классе использую звеньевую форму организации учебно - трудовой деятельности. Ученицы делятся на группы по два человека, руководствуясь в основном взаимными симпатиями, общими интересами. Каждая группа выполняет своё задание: 1- гр.- панно из мха; 2-гр.-панно из перьев птиц; 3-гр.-панно из цветной стеклянной крошки; 4-гр.-панно из отходов пряжи. Кожа материал пластичный и податливый тепловой обработке. Способность её растягиваться, сжиматься и *получиться* при нагревании может дать непредсказуемый эффект. Специалисты по её обработке пользуется различными инструментами, которых насчитываются десятки. У наших учениц в руках только ножницы и пинцет. А из оборудования - сковорода электроплитка, свечи, поскольку мы кожу * жарим* ( нагреваем детали изделий на сухой сковороде для придания им выпуклой формы). Мои ученицы любят работать также с крошкой из шерстяных, мохеровых, буклированных, искусственных ниток. В качестве изобразительного материала используют старые трикотажные изделия - всё, что можно распустить, получив не очень толстую извитую нить. В последнее время я столкнулась с проблемой поиска новых видов творческих работ и материалов для их изготовления. Так возникла идея попытаться создать * новый вид * декоративно - прикладного творчество - вкладывание картин из стекла. В процессе этой работы учащиеся узнают много нового как из истории возникновения стекла, так и об особенностях и свойствах разных его видов.Для своих работ мы используем смальты- мелкие кусочки цветного глушеного ( непрозрачного) и прозрачного стекла - отходы строительного, светотехнического,так называемого сигнального стекла, бой стеклянной тары для парфюмерии и косметики. Для декоративного - прикладного творчество можно выбрать любой объект труда - нужна лишь желание, умение и терпение. Эта увлекательная работа развивает у учащихся творческую фантазию, закрепляет и совершенствует полученные на занятиях умения.
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 37 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 56

Похожие материалы