ПРОГРАММА ПО ИКБ 5-9 КЛАСС
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Рабочие программы |
Автор: |
Панькова Алла Александровна
|
С.А.Галин, Г.С.Галина, М.Х.Идельбаев, Ф.Т.Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова, А.М.Сулейманов
Программа
Культура Башкортостана
1-9
Составители:
Доктор филогических наук, профеесор М.Х.Идельбаев, доктор филологических наук, профессор А.М.Сулейманов (1-4 классы);
Доктор филологических наук, профессор С.А.Галин, , кандидат филологических наук, доцент Г.С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф.Т.Кузбеков, начальник отдела национального образования МО РБ Р.А.Кузбекова (5-9 классы)
Л.Н.Попова
И.Г.Акманов
V класс
Повторение пройденного материала в I –IV классах (2 ч.)
История и культура народов Башкортостана (2 часа)
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане – человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура».
Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана).
Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана. Понятие о коренном народе: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того как она была завоевана или заселена иноземцами». Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан. Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
Уфа – столица Башкортостана (2 часа).
Основание г. Уфы. Географическое положение. Исторические достопримечательности. Культурные центры. Песни и стихи об Уфе.
Башкортостан в древности (4 ч.)
Первые люди на Урале.
Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.). История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм. Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи.
Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.
Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.
Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия, исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.
Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Краткая характеристика родо-племенного состава башкир.
Исторические сведения о башкирах IX –X веков (Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман, Ахмед Ибн Фадлан, Идриси, Гардизи). Верования древних башкир. Культ животных и птиц. Обожествление и одухотворение природы. Легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь» (по выбору).
Башкирский фольклор (9 ч.)
Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устность бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов).
Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.
Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».
Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» (по выбору учителя).
Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь» (по выбору учителя).
Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».
Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).
Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».
Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.
Чтение (прослушивание), обсуждение, сравнение сказок русского, татарского, марийского, чувашского и других народов.
Классики башкирской литературы детям (8 ч.)
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».
Д. Юлтый. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. Чтение рассказа «Маленький Кутуш» и беседа по его содержанию. («Философия Тимеркая»). Тема борьбы за свободу и социальную справедливость.
Р. Нигмати. Биография поэта. Поэма «Ответы на вопросы моей дочери». Беседа о Родине, о столице Москве.
М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».
З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».
Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчества. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека».
Музыка (3 часа)
Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай – древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса З. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В. Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).
Кубыз. Его строение и разновидности. Р. Загретдинов, М. Зайнетдинов как известные кубызисты мира и республики.
Домбра. Возрождение башкирской домбры. В. Шугаипов – мастер изготовления инструмента.
Открытие в музыкальных учебных заведениях отделений с классами башкирских народных инструментов.
Музыкальные инструменты других народов Башкортостана: русских (гусли, балалайка), татар (чебызга, кубыз, карнай), марийцев (гусле, шиялтыш, тумыр, шувыр), чувашей (кесле, серме купас, сарнай, шахлич), удмуртов (чипчирган, крезь), украинцев (бандура, бубен, цимбалы).
Народные детские игры (1 час)
Роль (значение) игры в воспитании детей. Виды детских игр башкирского народа: игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры.
Детские игры других народов Башкортостана. Общие элементы в них. Разучивание народных игр.
Народная медицина (1 час)
Особенности народного врачевания.
Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос).
Магические способы лечения: обряды осоклау и кот койоу - отливание души. Стихотворные заклинания. Рациональное зерно в этих обрядах.
VI класс
Повторение пройденного материала (1 час)
Духовная и материальная культуры, их взаимосвязь. Место фольклора в культуре. Древние башкиры.
Исторический Башкортостан (5 часов)
Башкиры в составе Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение.
Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана.
Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края.
Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале.
Участие башкир в военных походах России.
Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша.
Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.
Башкирское народное творчество (4 часа)
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие: «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства. Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель: «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века. Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».
Легенды о небесных светилах и явлениях природы: «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».
Топонимические легенды, характерные для местности расположения образовательного учреждения.
Писатели Башкортостана – детям (8 ч)
Г. Хусаинов «Семь родов». Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства.
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету». Героизм башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны. Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове). Памятник А.Матросову в г.Уфе.
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие).
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях. Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».
А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе. «Жавронок».
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».
К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров». Героизм защитников Родины.
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей: «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».
Хозяйство и быт башкир (3 часа)
Скотоводство – основное занятие древних башкир. Лошадь в их хозйстве. Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.
Образ коня в фольклоре и музыке: сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса. Кумысолечебницы Башкортостана.
Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи (саба, турсук, башкунэк), одежда (тулуп, шуба).
Земледелие. Орудия труда. Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.
Бортничество. Орудия труда: музга, кирем, дымник. Башкирский мед.
Лесные промыслы. Обработка дерева (посуда: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и т.д.), бересты, коры и лыка. Резьба по дереву.
Религия (2 часа)
Понятие о религии. Роль религии в истории народов. Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.
Основатель ислама пророк Мухаммад. Распространение ислама на территории Башкортостана. Миссионеры. Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIVвека.
Столпы ислама и веры: иман – вера, намаз – молитва, ураза – пост, хадж, закят – уплата налога. Коран – священная книга мусульман. Соборная мечеть.
Основание Духовного управления мусульман в Уфе (1789).
Архитектура ислама. Мечети. Различия в интерьере мечетей и церквей.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.
Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях. Названия дней недели и месяцев у башкир. Солнечный календарь. Лунный календарь. Двенадцатигодичный цикл смены времени – мусаль. Легенда «Как возник мусаль?». Особое значение отдельных его годов.
Распространение христианства на территории Башкортостана. Церкви как памятники архитектуры. Библия – священная книга христиан.
Письменность башкир (2 часа)
Орхоно-енисейская письменность. Общее между ее буквами и башкирскими тамгами. Письменный памятник в честь Кюль-тегина и башкирский фольклор.
Формирование общего для всех тюркских народов (башкир, татар, казахов, узбеков) книжного языка «тюрки» на основе арабской графики. Рукописная литература. Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет».
Творчество поэта XIII в. Кул Гали. Дастан «Кысса и Йусуф». Народные варианты сюжета.
Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник. Их роль и значение в жизни башкир.
Театрализованные обряды и театр (2 часа)
Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи. Элементы театра в обрядах, народном творчестве (айтыш - поэтические сотязания, песни “Хан кызы”, “Шаура”) и танцах (“Три брата”, “Юаса”).
Театрализованные обряды “Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник. Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.
Элементы театра в башкирской свадьбе.
Понятие о театре. Атрибуты и термины театрального искусства. Республиканский театр кукол. История возникновения и становления театра. Режиссеры, актеры, художники театра. Башкирская и русская его труппы. Репетуар. Международные гастроли.
Орнамент и декоративно-прикладное искусство (2 часа)
Своеобразие национального художественного восприятия мира у башкир. Башкирский народный орнамент, его красочность и многообразие. Элементы узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый цвета. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. Основные орнаментальные комплексы.
Виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, тиснение на коже, ковроткачество, вышивка, художественная и ювелирная обработка металла. Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом жизни башкир.Яркость и самобытность изделий.
Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.
Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот, фронтонов, наличников. Разновдность и богатство резьбы.
Живопись (3 часа)
Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Формирование профессиональногоизобразительного искусства в Башкортостане.Основание Уфимского общества любителей живописи и его роль в объединении профессиональных художников (1913).
Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту».
Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.
Творческая жизнь и педагогическая деятельность А..Э. Тюлькина (1888-1980). Натюрморты, родной город и край, предметы домашнего обихода, цветы в картинах художника: “Восточный натюрморт”, “Избушка рыбака”, “Башкирская улочка”, “Старая Уфа”, “Цветущие окна”, “Гортензии”.
Биография и творческий путь К.С. Девлеткильдеева (1887-1947). Картины “Девушка в голубом”, “Девушка-башкирка”, “Башкир-охотник”. Портреты “Мажит Гафури”, “Гималетдин Мингажев”, “Автопортрет”. Педагогическая деятельность К. Девлеткильдеева.
Творческая деятельность М.Н. Елгаштиной (1873- 1966). Основание театра кукол (1932). Природа Башкортостана в ее живописных полотнах: “Вечерний час”, “Весенние сумерки”, “Река Сим”, “Уфа уходящая”.
Культура местного населения (1час.)
Духовная и материальная культура родного села, района.
Хозяйство и быт, декоративно-прикладное искусство.
Краеведение. Знатные люди своего региона. Народные песни местного населения.
Посещение краеведческих и художественных музеев региона.
VII класс
Повторение пройденного материала (2 часа)
Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана. Орнаментальное искусство и живопись.
Башкортостан в XVIII – XIX веках (2 часа)
Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.
Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.
Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве (4 часа)
Биография батыра. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. Предания о его семье: «Сын Салавата Хасан», «Салават после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате».
Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах. Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым», лирические стихотворения.
Образ Салавата Юлаева в литературе. Стихи и кубаиры о Салавате (по выбору учителя). Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом.
Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре. Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе).
Кинофильм режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Народный артист Арслан Мубаряков – исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме.
Балет Х. Ахметова и Н. Сабитова «Горный орел».
Башкортостан в произведениях художественной литературы (6 часов)
С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.
С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. Отрывки из романа.
Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».
Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».
Галимжан Ибрагимов «Дети природы».
Просвещение и печать (5 часов)
Мектебе и медресе – основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века. Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское.
Духовная семинария.
Школьное образование в Башкортостане. Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы.
Оренбургское Неплюевское училище. Преподаватели училища Мирсалих Бикчурин, Салихьян Кукляшев и их просветительская деятельность.
Расширение сети мектебов и медресе: «Расулия» (1884, г.Троицк), «Хусаиния» (1889, г. Оренбург), «Гусмания» (1887, г. Уфа), «Галия» (1906, Уфа), европеизация мусульманского образования. Джадидизм. Уровень грамотности населения Оренбургской и Уфимской губерний к началу XX века.
Учительские семинарии в городах Благовещенске (1876), Бирске (1882), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910).
Первая типография в Уфе (1801), первая частная библиотека в Уфе (1885).
Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова.
Национальные типографии в Уфе и Оренбурге. Значение периодической печати («Шура», «Урал», «Тормош», «Вакыт» и др.) в развитии башкирской литературы. Творчество Р. Фахретдинова, З. Хади, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, М. Гафури, Ш. Бабича.
Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919).
Материальная культура (4 часа)
Национальный костюм башкир. Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма.
Женские и мужские головные уборы: кашмау, кушъяулык, шапочки, шали, тастар; колаксын, бобровые, из меха выдры, лисьи шапки.
Обувь: сапоги, башмаки, кожаные калоши, сарыки, ичиги.
Колоритные дополнения к любой одежде – ювелирные украшения. Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик.
Нарядная праздничная одежда.
Возрождение традиций национального костюма в современных условиях.
Башкирское кузнечное ремесло. Художественная обработка металла – один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом.
Вооружение башкир. Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее – различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи.
Убранство коня: седло, подседельник, чепраки, украшения ременных частей сбруи и прочее. Резной узор, серебрение, орнаментация насечкой, чеканкой, тиснение.
Секреты башкирского боевого лука. Боевые и охотничьи стрелы.
Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов.
И. Тасимов – основатель первого горного учебного заведения в России. Рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил».
Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.
Театр (3 часа)
Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891).
Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.
Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров; Ф. Туйкин «Ватан 7а3армандары» («Герои Отечества»), «Тормош 7орбандары» («Жертвы жизни»). От любительских трупп к профессиональному театру.
Формирование башкирского драматического театра. Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой.
Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике. Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева.
М. Магадиев как актер, режиссер, педагог, реформатор.
Значение звания «академический».
Башкирский государственный академический театр драмы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Башкирская драматургия и репертуар театра.
Выпускники ГИТИС. Творческие портреты И. Юмагулова, Ш. Рахматуллина, З. Атнабаевой, Г. Сабитовой, М. Суяргулова, Р. Каримовой, Х. Яруллина, Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой.
Музыкальная культура (4 часа)
Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры.
Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев. Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки.
Предпосылки создания башкирской оперы. С. Саитов: «Башкирская профессиональная музыка зарождалась в стенах башкирского драматического театра». «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова.
Открытие национальной студии при московской консерватории, башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище. Воспитанники этих учебных заведений. Роль Г. Альмухаметова и Ф. Гаскарова в подготовке профессиональных артистов оперы и балета. Увековечение их памяти.
Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога. Народные песни в его исполнении. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).
Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки».
Организация Союза композиторов Башкортостана (1940).
Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере. Опера как крупное музыкально-драматическое произведение в сочетании драмы, музыки, хореографии, живописи. Смысл терминов «либретто», «партитура», «увертюра», «ария», «речитатив» и др.
Открытие в Уфе Башкирского театра оперы и балета.
Становление башкирского оперного искусства. Оперы М. Валеева «Сакмар», Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат». Исполнители опер первого поколения.
Жизнь и творчество З. Исмагилова. Песенное творчество («Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал»). Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).
Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават».
Организация Союза композиторов Башкортостана (1940). Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).
Современное состояние башкирской оперы. Наиболее известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков.
Живопись (3 часа)
Три поколения создателей профессионального изобразительного искусства Башкортостана: «старшее», «среднее», «молодое».
Роль художественного музея им. М. В. Нестерова в развитии профессиональной живописи.
Художники старшего поколения: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо», ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»).
Художники среднего поколения.
Образ башкира в картинах А. Кузнецова: «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник».
Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева: «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».
Природа, архитектура и сама жизнь в творчестве Б.Ф. Домашникова: Серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму».
Пейзажная тематика в творчестве А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа». Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь».
Прикосновение к истокам, утверждение прочих духовных ценностей народной культуры и уклада жизни в натюрмортах А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер».
VIII класс
Повторение пройденного материала (1ч.)
История в песнях. Вооружение башкир. Письменность. Профессиональная музыка и театр.
Башкортостан на рубеже XVIII-XIX веков (7 часов). Территория. Общественно-политическая структура. Введение кантонной системы управления. Население.
Участие башкир и других народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 года. Сбор добровольных пожертвований и взносов на победу. Подвиги, потери, награды башкирских полков. Кахым турэ.
Участие башкир в заграничных походах русских войск.
Усиление колонизации края. Земельная политика царизма в Башкортостане, рост земельной спекуляции. Прогрессивная российская общественность о массовом расхищении башкирских земель. Упадок скотоводства. Завершение перехода башкир к оседлости и земледелию. Натуральные повинности и денежные сборы с башкир. Расслоение башкирского крестьянского общества. Обнищание основной массы башкир, борьба против расхищения их земель. Массовое переселение крестьян центральных и поволжских губерний России на территории Башкортостана. Расслоение среди переселенцев. Выделение крупных землевладельцев.
Отмена крепостного права и ликвидация кантонного режима в Башкортостане. Создание Уфимской губернии. Проведение буржуазных реформ в Башкортостане. Земская реформа. Компетенция земств. Земские сборы и налоги. Права земств их роль в решении хозяйственных и культурных вопросов.
Уфимская городская дума. Городская управа. Судебная реформа. Раздел губернии на мировые округа, выборы мировых судей. Введение окружных судов. Сохранение волостных судов для башкир.
Военная реформа. Изменение порядка призыва на военную службу. Формирование ополчения
Экономическое развитие края во второй половине XIX века. Рост городов, развитие торговли. Золотодобывающая, фабрично-заводская, лесная промышленность. Изменения в социальной структуре общества.
Зарождение революционного движения в крае. Включение Башкортостана в единый общероссийский социально-экономический и культурный процесс.
Башкирские исторические песни и предания (6 часов)
Роль исторических песен и преданий в духовной жизни башкир. М Лоссиевский, М. Уметбаев о необходимости знания башкирами своей родословной, преданий и песен.
Исторические песни и предания об Отечественной войне 1812 года. Отражение всенародного характера войны в песнях-преданиях Кахым-турэ». Образы царя и Кахым-турэ в них. Песни и предания об участии женщин в этой войне (песня «Иремель», предание «Рассказ башкирца Джантюри»). Песня «Кутузов».
Песни о начальниках кантонов и их историческая основа. Песни и предания, проклинающие начальников («Кулуй кантон», «Тухват кантон»), песни сатирического («Кагарман кантон»), и лирического («Сибай») содержания.
Историко-архитектурный комплекс «Караван-сарай» в Оренбурге и одноименная народная песня.
Песни о беглых (о людях бунтарского духа, сбежавших от службы, из ссылки). Схожесть судеб героев этих песен. Социальный смысл слова «беглый». Судьба героев песен и преданий «Буранбай», «Бииш».
Песни об армейской службе и военных походах. Трагическая судьба солдата (песня «Армия»). Песни о военных походах 1839, 1853 годов в Среднюю Азию («Сыр-Дарья», марш «Перовский»). Песни о русско-японской войне («Порт-Артур», «Гайса-ахун»).
Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. Образ сэсэна в народном творчестве. Его мудрость, остроумие и находчивость. Кубаир «Айтыш-состязание Акмурзы сэсэна с Кубагуш сэсэном». Баик сэсэн - певец героической истории башкир. Габит сэсэн Аргинбаев – хранитель кубаиров «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал». Шафик сэсэн Тамьяни – певец родного Урала.
М. Бурангулов – народный сэсэн Башкортостана. Собиратель народного творчества. Запись эпоса «Урал батыр» Традиции сэсэнов в западном Башкортостане.
Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.
Собиратели и исследователи башкирского фольклора. Роль русских ученых и краеведов (С.Г. Рыбаков, Л.Н. Лебединский).
Башкирский народный эпос. Понятие об эпосе. Мифологический эпос «Урал батыр» как фундаментальный памятник мировой культуры. Древние мотивы кубаира. Янбирде и Янбике как первые люди на земле. Осознание нераздельности человека и природы. Антропоморфизм, анимизм. Этиологические мотивы. Проблема бессмертия.
Краткая характеристика сказаний против властителей Золотой Орды, Ногайского и Казанского ханств. «Идукай и мурадым», «Таргын и кужак» (отрывки). Сказание «Ек –Мергэн». Архаические мотивы и историческая основа сказания. Трагической и героическое. Образ Тугызак-эби. Образ Ек-Мэргэна – предводителя западных башкир в в борьбе против Казанского ханства. Пленение и освобождение батыра. Фольклорный и литературный стили сказания.
Сказание «Алдар и Зухра». Тема объединения степных и лесных башкир, дружбы башкир с другими народами. Прославление мирной жизни народов и осуждение попыток раздора. Образы Зухры, Алдара и Авлии.
Башкирская литература на рубеже 19-20 веков (6 ч.)
Этапы развития башкирской литературы.
Творческий путь М. Акмуллы (1831-1895). Биография поэта. Просветительство в поэзии М. Акмуллы. Призыв к башкирам в стихотворении «Надо учиться, мои башкиры», актуальность стиха и в наши дни.
Стихотворение «Назидания» как кодекс ислама. Социальные мотивы в поэзии М. Акмуллы («Исянгильде Батучу»). Лирика поэта.
Мухаметсалим
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 17.46 Kb |
Количество скачиваний: | 65 |