Рабочие программы по литературе 10-11 классы

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Рабочие программы
Автор:

 

 

 

Рабочая программа по  учебному курсу "Литература. 10 класс"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2007,9-е издание). Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

         В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

         В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

 В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе.

        Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

        В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.      

        Программа рассчитана на 105 часов учебного времени ( 3 часа в неделю) 

        Развитие речи – 17

        Внеклассное чтение – 10

         Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе.

            Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

            развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

            овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

            Программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоциональ­ного и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способ­ности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

            Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Формы контроля

Промежуточный:

- устный пересказ;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым произведением;

- работа с внетекстовыми источниками;

- составление конспектов, тезисов, планов, рефератов, аннотаций;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

-  защита проектов.

            Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков по литературе на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МОУ «СОШ №7 г. Ртищево Саратовской области». Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г).

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

п/п

Тема урока

Коли-чество

часов

Тип урока

Теория литературы

ИКТ

Дата

План

Факт

 

Введение.

1

 

 

 

 

 

1.

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

Урок изучения нового материала

 

Презентация

 

 

 

Литература первой половины 19 века.

 

 

 

 

 

 

2.

А. С. Пушкин.  Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание.

1

Урок изучения нового материала

Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики

Презентация

 

 

3.

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

1

Комбинирован

ный урок

Углубление понятий «романтизм» и «реализм»

 

 

 

4.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

5.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

6.

 

Философская лирика Пушкина.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

 

7.

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

8.

А.С.Пушкин «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме.

1

Урок изучения нового(исследовательская работа)

«Маленький человек»

 

 

 

 9.

Образ Петра Первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

 

1

Урок изучения нового материала (исследовательская работа)

 

 

 

 

10.

М. Ю. Лермонтов.  Своеобразие художественного мира.

1

Урок изучения нового материала

Углубление понятий «романтизм» и «реализм»

Презентация

 

 

11.

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.

1.

Урок изучения нового материала(практикум)

 

 

 

 

12

 

 

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

 

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

 

13.

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

 

14

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

15.

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

16.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

 

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

17.

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

18-19.

Р.р Классное сочинение по творчеству М. Ю.Лермонтова

2

Уроки  контроля

 

 

 

 

20.

 

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ). «Петербургские повести». Обзор. Образ «маленького человека».

 

1

Урок комплексного применения знаний

 

Презентация

 

 

 

21.

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое  и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

22.

 

Р/р  Н.В.Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести

 

1

Урок развития речи

 

 

 

 

 

23.

Р/р  Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1

Урок развития речи

 

 

 

 

24.

Вн. Чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

 

Литература второй половины 19 века.

 

 

 

 

 

 

25.

Обзор русской литературы второй половины 19 века.

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

26.

Очерк жизни и творчества И. А. Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

1

Урок изучения нового материала

 

Презентация

 

 

27.

Обломов — «коренной народный наш тип».

1

Комбинирован

ный урок

Обобщение в литературе

 

 

 

28.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1

Комбинирован

ный урок

Типическое как слияние общего и индивидуального

 

 

 

29.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

Урок изучения нового (практикум)

Литературная критика

 

 

 

30.

 А. Н. Островский. Личность и судьба драматурга. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

Комбинирован

ный урок

Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.

Презентация

 

 

31.

 

А. Н. Островский «Гроза». Своеобразие конфликта в драме «Гроза».

1

Урок изучения нового материала (практикум)

Драматургический конфликт

 

 

 

32.

Мы идем по городу Калинову. «Жестокие нравы» «тёмного царства».

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

33.

Протест Катерины против «темного царства».

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

34.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

1

Урок изучения нового (исследовательская работа)

Критическая литература

 

 

 

35.

 

Р/р Домашнее сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1

Урок контроля

 

 

 

 

36-37.

Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе

2

Комбинирован

ные уроки

Углубление понятия о романе(частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе)

Презентация

 

 

 

38.

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

39.

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

Урок изучения нового материала(практикум)

 

 

 

 

40.

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

1

Урок изучения нового материала (практикум)

 

 

 

 

41.

Любовь в романе «Отцы и дети».

1

Урок комплексного применения знаний

 

Видеофрагмент

 

 

42.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1

Урок закрепления

 

 

 

 

43.

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

1

Урок изучения нового(исследовательская работа)

 

 

 

 

44.

45.

Р/р Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

2

Уроки  контроля

 

 

 

 

 

46.

Тестирование по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

1

Урок контроля

 

 

 

 

47.

Страницы жизни Ф. И. Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта.

1

Урок изучение нового материала

Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии

Презентация

 

 

48.

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.

1

Урок изучения нового материала (практикум)

 

 

 

 

49.

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

1

Урок изучения нового

материала

(практикум)

 

 

 

 

50.

Страницы жизни А. А. Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1

Урок изучения нового материала

Углубление понятия о лирике.

Презентация

 

 

51.

Стихи о любви А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи.

1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

52.

Р/р Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

Урок развития речи

Композиция лирического стихотворения

 

 

 

53.

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии.

1

Урок изучения нового материала

 

Презентация

 

 

54.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа в лирике

 

 1

Комбинирован

ный урок

 

Презентация

 

 

55.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова.

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

56.

Н. А. Некрасов о поэтическом труде

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

57.

 Тема любви в лирике Н.А Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.

 

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

58.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.

1

Урок изучение нового материала

Композиция поэмы

 

 

 

59.

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

60.

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы.

1

Комбинирован

ный урок

Понятие о народности искусства.

 

 

 

61.

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок обобщения и закрепления

Развитие понятия «фольклоризм художественной литературы»

 

 

 

62.

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок

1

Урок изучения нового материала

Сатира как выражение общественной позиции писателя.

Презентация

 

 

63.

 

Внеклассное чтение. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

1

Урок изучения нового материала

Начальное представление о жанре памфлета

 

 

 

64.

Внеклассное чтение. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников

1

Урок изучения нового материала

Развитие понятий «фантастика». «гротеск», «эзопов язык»

Презентация

 

 

65.

Жизнь и судьба Л. Н. Толстого. Этапы творческого пути.

1

Комбинирован

ный урок

 

Презентация

 

 

66.

Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

Урок комплексного применения знаний

 

Презентация

 

 

67.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

1

Урок изучения нового материала

Углубление понятия о романе. Роман-эпопея

 

 

 

68.

69.

Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Комбинирован

ный урок

Развитие понятия «внутренний монолог»

 

 

 

70.

Женские образы в романе «Война и мир».

 1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

 

71.

Семья Ростовых и семья Болконских

 1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

72.

73.

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Комбинирован

ные  уроки

 

 

 

 

74.

Кутузов и Наполеон

 1

Урок комплексного применения знаний

 

Презентация

 

 

75.

 

Истинное и ложное в романе «Война и мир».

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

76.

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

Урок изучения нового материала

Психологизм художественной прозы (развитие понятия)

 

 

 

77.

Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения

 1

Комбинирован

ный урок

 

 

 

 

78.

Р/рАнализ эпизода из романа «Война и мир».

 

1

Урок развития речи

 

 

 

 

79-80.

Защита проектов по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

2

Урок контроля

 

Презентация

 

 

81.

Слово о Ф.  М. Достоевском. Жизнь и судьба писателя.

1

Урок изучения нового материала

 

Презентация

 

 

82.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского.

1

Урок комплексного применения знаний

 

Презентация

 

 

83.

 

История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе.

1

Урок изучения нового материала

Углубление понятия о романе(роман нравственно-психологический, роман идеологический)

 

 

 

 

84.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Проблемы социальной несправедливости в романе.

1

Урок комплексного применения знаний

 

Презентация

 

 

85.

Теория Раскольникова и истоки его бунта. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

86.

«Двойники» Раскольникова

1

Урок изучения нового материала

 

 

 

 

87.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе.

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

88.

Роль эпилога в  романе «Преступление и наказание».

1

Урок комплексного применения знаний

Психологизм и способы его выражения

 

 

 

89

Р.р Домашнее сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

Урок контроля

 

 

 

 

90.

 

Художественный мир Н. С. Лескова. Повесть «Очарованный странник» и ее герой.

1

Урок изучения нового материала

Проблема  сказа. Понятие о стилизации

Презентация

 

 

91.

Н. С. Лесков «Очарованный странник». Художественное своеобразие повести.

1

Комбинирован

Ный урок

 

 

 

 

92.

Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств.

1

Комбинирован

Ный урок

 

 

 

 

93.

 

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества.

1

Урок изучения нового

 

Презентация

 

 

94.

А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов

1

Урок изучения нового

Углубление понятия о рассказе

 

 

 

95.

А.П.Чехов. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов.

1

Урок изучения нового

Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь

 

 

 

96.

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

 

1

Урок комплексного применения знаний

 

 

 

 

 97.

 

А.П. Чехов «Вишневый сад». История создания, жанр, система образов, конфликт). Разрушение дворянского гнезда.

1

 

Урок изучения нового

 Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов

Презентация

 

 

98.

А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Разрушение дворянского гнезда.

1

Комбинированный

Сочетание лирики и комизма

 

 

 

99.

Сад как символ в комедии «Вишневый сад»

1

Комбинированный

Понятие о лирической комедии

 

 

 

 

100-101

Контрольная работа за 2 полугодие

2

Урок контроля

 

 

 

 

 

Из литературы народов России.

1

 

 

 

 

 

102.

 Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

1

Урок изучения нового

 

Презентация

 

 

 

Из зарубежной литературы.

 

 

 

 

 

 

103.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечные вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан «Ожерелье» (обзор).

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изучения нового

 

Презентация

 

 

 

104.

Вечные вопросы в зарубежной литературе. А.Рембо «Пьяный корабль»

1

Урок изучения нового

 

Презентация

 

 

105.

Вечные вопросы в зарубежной литературе. Г. Ибсен «Кукольный дом».

1

Урок изучения нового

 

Презентация

 

 

 

 

Итого

105

 

 

 

 

 


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ УЧЕБНОГО   КУРСА

Литература 19 века.

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года.  Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроенийЛитература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение роман­тизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев.  Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение  реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская
поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драма­тургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века.

 Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.                  Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жёны                  непорочны»,  «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» ( «Безумных лет угасшее веселье...»),  «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор книгопродавца  с  Поэтом»,   «Вольность»,   «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представ­ления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — осно­ва реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночест­ва, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в другие повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проб­лематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как обще­ственное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения В романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние Общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сце­нического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное само­сознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Ка­тукова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное от! ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и! легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Тра­гическое одиночество героя. Споры вокруг романа и ав­торская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о poмане (частная жизнь в исторической панораме. Соци­ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского  романтизма.   Идеал  Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско - всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици стических   монументальных   и   масштабных  жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы,   архаизмы   как  признаки  монументального  стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано лредугадать…»,  «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Аф

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 104.71 Kb
Количество скачиваний: 10
Просмотров: 89

Похожие материалы