Работа над гаммами в классе фортепиано

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Работа над гаммами в классе фортепиано

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического мастерства. 

Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл. На гаммах и упражнениях воспитывается техническое мастерство пианиста:беглость,ровность,чёткость,артикуляционное и динамическое разнообразие звучания.

 

Звуковые задачи при игре гамм

 

    1. 1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .
    2. 2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

                                    Художественные задачи

1.Играем гамму певучем полновесным форте, или пропеваем гамму так, как если бы её играл скрипач или виолончелист, штрихом легатиссимо с волнообразной динамикой.

2.Настроить руку на лёгкую,подвижную,не очень связную игру в динамике пиано.

3.Исполнить гамму серебристым,прозрачным, лёгким звуком,с постепенным затуханием к концу.

                                                Способы проучивания:

1.Исполнить гамму в разных темпах,от медленного,до такого быстрого,как только может ученик.

2.Сыграть гамму с постепенным ускорением или замедлением движения,при этом соблюдать ритмическую ровность.

3.Сыграть легатиссимо, затем стаккато,причём стаккато может быть пальцевое и кистевое.

Меняя артикуляцию на протяжении одной гаммы(вверх легато,а в обратном направлении стаккато).

4.Крещендо при движении вверх и диминуэндо в обратном направлении(полезны и обратные нюансы).

5.Исполнение пунктирным ритмом, с остановкой на тонике, с опорными нотами по четыре звука.

6.Разными штрихами (правая рука легато, а левая рука стаккато и наоборот).

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.

                                                     Хроматические гаммы

 1) Играть точной аппликатурой, с опорой по шесть звуков.

2) Кисть внизу.

3) Бездумно долбить акценты не надо – интонировать, но не за счет кисти, а за счет пальцев.

4) Рука должна ровно двигаться по клавиатуре в направлении игры , а не наоборот.

5) Не поднимать пальцы высоко, не поджимать не играющие пальцы, немного распустить.

6) Первый палец не тяжелить, не укладывать его во всю длину, приподнять его.

7) Звуки точные, ровные. Играть собранно, активным звуком.

8) «Прокалывать» звуки ( не тяжелить). Внимательно слушать, чтобы руки не расходились

 При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.

2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.

3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору пальцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.

4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Основные тезисы в работе над гаммами:

1) Это мелодия на 2/4, с точной аппликатурой.

2) Поют два человека, два голоса

3) Акценты по четыре звука. Интонировать.

4) Акценты не тяжелить, делать одними пальцами.

5) Пальцы не ленивые, активные, легкие.

6) Звук собранный, подразумевается «staccato».

7) Кисть опущена, не взлетает, на уровне клавиатуры.

8) Плечи опущены.

9) Гамму играть ближе к черным клавишам ( не вертеть рукой, локоть фиксирован, не поднимался и не опускается).

10) При поворотах в левой руке – заранее повернуть кисть, активно проколоть четвертым пальцем ноту и установить другую позицию.

11) Гаммы пропевать – звучность не такая отрывистая, тогда чувствуется уверенность.

12) Чтобы не зажимались руки в гаммах надо играть пальцами, а не рукой. 

13) Каждый палец как следует опереть, нужно чувствовать «дно» каждой клавиши.

14) Не «нырять» из-за первого и пятого пальцев. Пальцы нужно поставить.

15) Слух должен быть активным. Звук не просто сильный, он должен быть ясным.

16) Чтобы не ошибаться, надо видеть клавиатуру. Сам пианист активный изнутри. Гаммы не лирические размышления. Играть с огнем.

"Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним"

                                                                                                             К.Черни

                                                   

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 19.5 Kb
Количество скачиваний: 28
Просмотров: 140

Похожие материалы