Раработка внеклассного мероприятия "Джеоргуыба" осетинский народный праздник"

Предмет: География
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:
                 « Джеоргуыба».

Цель:

·        Проследить историю народного праздника.

·        Эстетическое воспитание младшего поколения

·       Воспитание уважения к национальным традициям и обычаям осетинского народа.   

 

Вступительное слово:

Религиозные воззрения осетин, формировавшиеся на протяжении многих столетий, являют собой уникальный пример симбиоза язычества с христианством и с последующим наслоением элементов других мировых религий. Процесс возрастания национального самосознания, изучение прошлого народа, вписавшего достойную строку в историю мировой цивилизации, требует особого отношения к духовному наследию основе воспитания подрастающего поколения в лучших традициях осетинского менталитета, дошедших до нашего времени.

        Нет сегодня нужды говорить о роли и значении религии в каждом конкретном регионе, необходимо отметить, что позволит воссоздать более полную историю их духовной  культуры любого  народа. Соответственно, последнюю следует рассматривать во всей её многообразности, исследуя не только религиозные, и атеистические воззрения осетин, что позволит воссоздать более полезную историю их духовной культуры любого народа их духовной жизни. И это представляется особенно важным,  поскольку об устранении угрозы войны и прекращение меж- национальных конфликтов, об объединении мира без кровопролития и насилия, о братстве народов и любви,   молятся сегодня верующие и мечтают неверующие.

Ученик:

   Пантеон осетин довольно сложен. Возглавил его Бог - богов (Хуыцæутты хуыцау).

В пантеон входил покровитель мужчин- воинов, путников – Уастырджи (святой Георгий), хлебных злаков и урожая - Уацила (святой Илья), волков - Тутыр (святой Фёдор), мелкого рогатого скота - Фæлвæра (святой Фрол),надочажной цепи  Сафа

(святая София), кузнечного дела Куырдалæгон, водного царства Донбетр (Нептун), ряд другихбогов.   

Ученик:

     Осетинские праздники и обычаи непреходящие, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, источник, из которого черпает душа человеческая…

     В истории каждого народа были и есть традиции и обряды, составляющие его национальную гордость. Таким и являются унаследованный от предков стародавний

 Осетинский обычай «праздник Джеоргуыба». 

                       «Джеоргуыбайы бон»

Ǽрхæццæ та нæм ногæй

Джеоргуыбайы бон.

Бæгæныйæ, æрвонгæй

Ыссарæм ын йæ ном.

 

Ǽртæ чъирий,м  кусарт

Мах дзуары бон кæнæм.

Сыгъдæг зæрдæйæд кувæм –

Ǽххуыс  кæнæд лæгæн.

 

Ǽрдзон бæллæхтæ бирæ

Нæ адæмыл æрцыд.

Ǽгъгъæд фæуæд нæ Ирæн

Цæмæй  та уа æвæд.

 

Табу дын уæ, æргом дзуар,

Куыд нал кæла нæ туг,

Ды рафæлгæс бæрзондæй,

Уæд дем уазæг нæ дуг.

 

Нæ амонд нын кæн фидар,

Нæ фыдбылыз нын  саф.

Нæ Ир куыд уа сæрибар

Гъе уый дæ курæм мах.

 

Ǽртыкъахыг æфсургъыл

Нæм Уастырджи æртахт

Зæрдиагæй рæсугъдæй

Нæ кувинаг ын барст.

 Ученик:

      Уастырджи – святой посредник Большого Бога, старое языческое солнечное божество. Покровитель мужчин, путников, воинов; бич воров, мошенников, клятво- преступников, убийц. В иконостаси  - Бог земледелия, провожает умерших в страну мертвых.

Ученик:

      Праздник в честь самого популярного божества осетинского пантеона Уастырджи (в христианской традиции – святой Георгий) – покровитель мужчин, путников, воинов патрона земледелия, отмечается спустя двенадцать недель до четкого фиксированного праздника «Майрæмыкуадзæн» («Успения Пресвятой Богородицы»),  и начинается вечером в воскресенье предпоследней недели ноября, длится неделю. Фактически осенние празднество  в честь Уастырджи является своеобразным заговением на Рождественский пост  (с 28 ноября по 6 января), когда последний раз дозволяется вкушать скоромную пищу перед постом.

Ученик:

     Кто же был Великомученик Георгий Победоносец?

6 мая Великомученик Георгий родился в семье богатых и благочестивых родителей христиан. Поступив на военную службу, он в скором времени, благодаря своему уму, храбрости, физической силе, и красоте заслужил высокое звание и любовь императора Диоклетиона. Но однажды присутствуя на императорском совете, он стал свидетелем обсуждавшего там плана истребление христиан. Святой Георгий смело облачил императора в нечестии и несправедливости, открыто, и открыто объявил себя христианином. Георгий был схвачен и, после долгих и тщетных  увещеваний отречься от Христа, был предан жестоким мукам. Мужественно перенеся все истязания, святой отошёл к Господу, будучи усечен мечом. События эти произошли в Никодимии в 303 году 23 ноября.

Ученик:

    Осетины, как мы уже сказали, очень чтят своих святых, но особое почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи- покро-витель мужчин, путников, защитник бедных, и обездоленных, наставник молодежи.

Осетин, где бы он не был, и чтобы с ним не случилось, обязательно заручается поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносит во славу покровителей мужчин.

Ученик:

Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков – Нартов. Уастыроджи дал жизнь и Сатане, героине нартского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.

Ученик:

Люди наделили любимое божество лучшими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастыр -джи», женщины же его имя не произносят, а говорят «Повелитель мужчин».

Ученик:

Наверно в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилище в честь Уастырджи. Особенно известны «Реком», «Ныхас», «Коб», «Хурхор», «Дзыв- гъис», «Роща Хетага», «святилище Дигорского ущелья», «святилище Джеор».

Ученик:

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи».

Ученик:

Но не всегда Уастырджи был святым. Как говорит легенда…

«Как Уастырджи стал святым», Почему Уастырджи стал покровителем мужчин».

См. книгу «Осетинские легенды».

Ученик:

Святой был так почетаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится праздник, назвали  Джеоргуыба. Джеор-Георгий, оба – святой в переводе с грузинского языка. 

     Праздник в честь святого приходится на, осень когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т. е. наступает время отдыха, свадеб пиршеств.

   Праздник, как мы уже отмечали, длится неделю – с воскресенья по понедельник. В  понедельник устраиваются проводы Джеоргуыба, накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству своюсемью, просит  здоровья и счастья младшему покалению, высказывает пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

      Молодёжь поёт и танцует, а старшие мужчины сидят за столами.

Предоставить слово представителю церкви.

 

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 508.66 Kb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 85

Похожие материалы