Разработка урока по литературному чтению по рассказу Л.Н.Толстого "Лгун" во 2 классе.
Предмет: | Классному руководителю |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Ахмодеева Валентина Владимировна
|
Формирование правильной читательской деятельности на основе приёма антиципации.
Актуальности выбора темы исследования. Для педагогики антиципация – сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования, предвидения в деятельности учителя, организации прогностической познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста.
Введение понятия «антиципация» в систему терминов методики обучения русскому языку произошло в последней четверти XX века. Преимущественная сфера его функционирования – обучение чтению. Способность ребёнка к разного рода обоснованным предвосхищениям при восприятии чужой речи широко и успешно используется для работы с книгой и текстом в теории формирования типа правильной читательской деятельности. Значение и особенности организации прогнозирования для диалога с текстом отражены в книгах и публикациях С.М.Бондаренко, Г.Г.Граник, О.В.Соболевой и других.
На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.
В накопленном методическом опыте использования антиципации не обнаружено примеров её систематического применения для организации активной и осознанной деятельности младших школьников на разных структурных этапах урока литературного чтения, а также не представлена технология обучения приёму антиципации школьников. Таким образом, задействование антиципации на уроке литературного чтения по существу остаётся в методике неисследованной проблемой, что и определяет актуальность данного проекта.
Ведущая идея исследования приёма:
- привитие учащимся осознанного отношения к чтению, как способу обучения и продолжения образования;
- развитие познавательного интереса учащихся через чтение учебной, художественной и другой развивающей кругозор литературы.
Цель исследования: внедрение нового методического подхода к организации уроков литературного чтения с использованием приёма антиципации для обеспечения активной и осознанной деятельности обучающихся на уроке
В ходе достижения поставленной цели я поставила задачи:
Предмет исследования: принципы проведения урока литературного чтения и приемы организации его структурных этапов, основанные на антиципации и обеспечивающие активную и осознанную деятельность младших школьников как субъектов учебного процесса.
В основу положена гипотеза: использование приема антиципации на различных этапах урока литературного чтения будет способствовать повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности.
Методы
1. Методы проблемного обучения.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
3. Методы стимулирования и мотивации.
4. Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
5. Практический метод обучения.
6. Метод активизации самостоятельной работы.
7. Методический прием «образцовых ответов».
Формы
Групповая Коллективная Индивидуальная Парная
Преимущества и новизна темы исследования заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована в практике работы технология обучения приёму антиципации, предложена и описана последовательность включения младших школьников в процесс антиципации на уроках литературного чтения, что позволяет ученику постепенно и успешно осваивать позицию активного и сознательного участника учебного процесса.
Ожидаемые результаты:
1.Практические изменения, вносимые в организацию урока литературного чтения в русле предлагаемых новаций.
2.Повышение эффективности и продуктивности урока литературного чтения для решения образовательных задач в сфере речевого, интеллектуального, творческого развития обучающихся и задач духовно-нравственного воспитания.
3.Органиазция урока литературного чтения на основе деятельностного подхода в обучении.
4.Распространение инновационного педагогического опыта в педагогическом сообществе.
Цель образовательной программы, по которой я вела обучение в 2011-2014 учебных годах - вырастить функционально грамотную личность. Это личность, которая способна реализовать себя в жизни, использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Сформировать сознательного читателя – ребенка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.
Сложность заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, развивать слух – умение слушать свое и чужое чтение, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребенок должен читать и говорить правильно, четко, внятно, быстро.
Само формирование восприятия читаемого – также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста – от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста.
Чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных «открытия», сначала обнаружить, что слово состоит из звуков, а затем осознать отношение звука и буквы. Эта задача решается на подготовительном этапе обучения грамоте.
Любой ребенок очень хочет узнать буквы и научиться читать значимые для него слова, но потом быстро желание читать – раскодировать буквы, слоги и слова охладевает.
Я заметила спад интереса к обучению грамоте у детей в период перехода от чтения слогов и слов к текстам. Прочитав «Азбуку», дети переходят к чтению литературных произведений.
При обучении первоначальному чтению, работая с текстом «Азбуки», формировала у детей тип правильной читательской деятельности, как процесс целенаправленного осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Одним из знаменательных явлений стало появление монографии профессора Н.Н.Светловской «Основы науки о читателе», содержащей опыт описания одного из фундаментальных направлений методической науки – теории формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности у начинающего читателя.
В систему формирования учебной деятельности включено обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам.
Я считаю, что чтение станет для детей важнейшим интеллектуально – эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений. Но прежде, чем книга «заговорит» с ребенком, он оценит ее визуально, вот на этом этапе и следует применить прием антиципации.
Описание технологии обучения приёму антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе.
Главной задачей технологии обучения детей приёму антиципации является формирование умения вычитывать подтекст, т.е. вести своеобразный диалог с автором произведения.
Обучение технологии методисты рекомендуют начинать со второго полугодия 1 класса, после того как ученики освоили навык слияния слогов в слова и сформировался устойчивый навык чтения. В начале обучения диалогу с текстом нужно потренировать детей в применении его операций по отношению к текстам, в которых есть скрытые вопросы и ответы на них. Хорошо, если авторские ответы будут неожиданными и веселыми, а сам текст – небольшим. Небольшой объем текста придаст маленькому читателю уверенности в своих силах, а шутливый характер текста создаст для обучения благоприятный эмоциональный фон. Важно выслушать все возможные варианты детских ответов, особо отмечая наиболее точные и оригинальные.
Переход к новому этапу осуществляется после того, как ученики успешно овладели навыками работы в рамках предыдущего этапа.
Развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом Р. Н. и Е. В. Бунеевых. Освоение приёма антиципации продолжается на протяжении всего периода обучения в начальной школе. При этом наращивается сложность предлагаемых для работы текстов и уровень сложности заданий к ним.
Использование антиципации на уроке позволяет включать учащихся в рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности; пробуждает желание узнать новое, перейти от незнания к знанию, от неумения к умению. Помогает младшим школьникам отдавать себе отчет в том, что и как они делают, получают возможность самостоятельно подвести итог урока, оценить свою деятельность и реализовать свои творческие способности.
К специфическим принципам проведения урока литературного чтения с использованием антиципации для обеспечения субъектной позиции младших школьников относятся:
1.Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса
2.Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно
3.Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной деятельности, интеллектуальное, речевое развитие.
3. Приемы антиципации на различных этапах работы с текстом
Работа с текстом до начала чтения.
Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
На развитие механизма прогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности чтения направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и др. .
Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:
Особенность применения этого вида работы заключается в том, что предвосхищение учащимися содержания произведения осуществляется не менее чем по трем ориентирам одновременно, обязательными из которых являются название произведения и новые слова из него, с которыми учащиеся познакомились в ходе словарной работы. Такой вид работы придает процессу прогнозирования содержания текста целенаправленный, упорядоченный характер, облекает его в форму умозаключения, сделанного на основе анализа нескольких данных. Необходимость учета новых слов из произведения способствует закреплению в памяти учащихся их значений, введению слов в речевые конструкции. Проиллюстрирую.
Фрагмент урока
Тема урока: М.Зощенко «Глупая история»
На уроке обучение диалогу с текстом выглядит следующим образом. Вначале на небольшом тексте проводится своего рода "разминка" в применении операций диалога с текстом, а потом идет работа с основным произведением, в котором есть скрытые вопросы и возможности для прогнозирования содержания.
На доске ключевые слова – беда, рыдает, другие.
Учитель. Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой Томой.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой?
Дети. Неприятная. Страшная. Грустная...
Учитель просит дать пояснения – почему?
Дети. Кто-то ее обидел.
– Она потеряла что-то важное.
– Мама ушла и оставила ее одну.
– Девочку испугала собака...
Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа : достижение понимания текста на уровне содержания.
Активное и осознанное участие школьников в организации и проведении анализа художественного произведения обеспечивается созданием условий для самостоятельного формулирования учащимися заданий для работы с текстом и участия школьников в постановке вопросов к тексту с помощью приемов трех групп:
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям процесс «вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).
Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.
При этом я соблюдаю такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
- Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:
Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения самостоятельно в тексте (в конце предложений) сигналы:
В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.
Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:
- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к рассказу В. Драгунского «Друг детства»);
- на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?);
- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?).
Работа с текстом после его прочтения .
Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)
1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
2. Рассказ учителя о писателе.
3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.
4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).
Наряду с общеизвестными я использую новые приемы творческих работ
Противоречия в практической деятельности, с которыми я столкнулась, основываются на отсутствии системного подхода к применению технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Изучив необходимую литературу, я применяю систему упражнений.
Возможность активно и осознанно участвовать в планировании, организации и проведении урока предоставляется школьникам на этапе формулирования его темы и цели. Я это осуществляла с помощью определенных упражнений, которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников, уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют творчески и нестандартно мыслить
Предлагаемые упражнения объединены в три группы.
Задания первой группы направлены на развитие наглядно - действенного мышления и речи. Они могут применяться уроках литературного чтения уже в 1-ом классе. Упражнения этой группы предусматривают перестановку учебного материала на доске, т.е. осуществление с ним реальных действий. Вторую группу составляют упражнения, направленные на совершенствование нагляднообразного мышления и речевое развитие учащихся. Они используются на мобилизующем этапе урока.
Третья группа упражнений направлена на развитие словесно - логического мышления и речи учащихся. Задания этой группы рекомендуется вводить во втором полугодии 2-го класса и используются в последующий период обучения в начальной школе.
Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже можно осуществлять на основе антиципации. На уроках литературного чтения, проводимых средствами субъективизации, учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения с помощью специально разработанных приемов. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют тоже младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.
Антиципация на этапе словарной работы осуществляется с помощью специально разработанных приемов, которые объединены в пять групп в зависимости от способа «шифрования» слова:
На 3-ем году обучения на основе книг, самостоятельно выбранных и прочитанных на уроке по заданию учителя, вырабатываются такие умения:
- озаглавливание выставки книг по общности: авторы – тема, авторы – жанр, книги – автор;
- участие в коллективном рассуждении на основе литературного произведения: умение услышать и понять вопрос и ответить по теме;
- знакомство с автором книги: умение найти фамилию, имя, отчество автора, портрет, которые помещены в книге. Определение темы творчества автора по сопоставлению ряда его книг и произведений;
- подбор заглавий к с
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 99.5 Kb |
Количество скачиваний: | 68 |