РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

1. Введение

Культура работы над фортепианной техникой требует обобщения и систематизации технических навыков. Игровые движения, различные пианистические приемы приобретаются учащимися постепенно. Большое значение в техническом и музыкальном продвижении ученика имеют многие компоненты – это и правильная посадка за инструментом, и приемы звукоизвлечения, исключающие лишние движения, и, конечно, сильные пальцы. Для того чтобы пальцы укреплялись, нужно играть именно пальцами, соблюдая три важных условия: 1) удар пальца не должен подменяться каким-либо побочным движением руки; пальцы действуют самостоятельно – рука при этом остается свободной, 2) подъем пальца, которому предстоит играть, производится с взятием предыдущего звука; никаких повторных подъемов пальца перед игрой допускать нельзя, 3) значительный подъем пальца перед игрой и точная направленность его в центр клавиши – рука свободная.

Выполняя эти три важных условия, необходимо помнить о том, что сила звука зависит от силы пальцевого удара. А так как пальцы у детей довольно слабые, то и звук получается недостаточно большим. Ничего страшного в этом нет. Со временем, в процессе занятий, пальцы окрепнут, и будут извлекать звук необходимой силы. Главное – удастся избежать тряски рук, которая так часто преследует учеников.

Чтобы руки развивались гармонично, необходимо с самого начала прививать ощущение двух рук – десяти пальцев, так как «зеркальное» расположение рук на клавиатуре дает десять отличных друг от друга индивидуальных положений.

Если вводить все виды техники еще в донотный период, чередуя упражнения на инструменте с гимнастикой рук, то можно постепенно подготовить ученика к исполнению гамм, аккордов, арпеджио, двойных нот, репетиций и трелей.

В работе над этюдами все эти упражнения закрепляются и помогают преодолевать технические трудности.

2. Технические задачи в работе над этюдами К.Черни (редакция Г.Гермера) ч. I

2.1 Этюд №1 (позиционная игра)

Этюд на «мелкую» технику, предназначен для развития правой руки.

Основан на движении шестнадцатых в пределах пятипальцевой позиции, за исключением последнего такта, где используется гаммообразный пассаж в основной тональности (C-dur). В партии левой руки повторяется разрешение неполного доминантового септаккорда в тоническую терцию (D7-T3).

Аппликатурная закономерность для пятипальцевой позиции заключается в следующем: ноты подряд – пальцы подряд; через ноту – через палец.

В стадии разбора необходимо следить не только за аппликатурой, но и за интонированием шестнадцатых в партии правой руки. Оно основано на затактовой системе. Подобное интонирование обеспечит ровное звучание шестнадцатых, а также предотвратит «забалтывание» в конечной стадии. Для достижения четкости, беглости в исполнении шестнадцатых следует учить этот этюд следующими способами: 1) в медленном темпе: с высоким поднятием каждого пальца, штрихом – staccato, пунктирным ритмом, «трелями», 2) в подвижном темпе: без высокого поднятия пальцев с ощущением цепких кончиков, используя объединяющее движение - во время движения мелодии вверх кисть рисует нижнюю часть круга, вниз – верхнюю. с хорошим ощущением высоких первого и пятого пальцев.

Гаммообразный пассаж учить по позициям, предварительно поиграв упражнения на подкладывание первого пальца, и способом вычленения (двумя руками), перемещаясь по клавиатуре.

Очень важно чередовать работу в медленном темпе с высоким поднятием пальцев с работой в подвижном темпе, предусматривающем большую нагрузку на объединяющие движения.

Способы игры в быстром темпе должны претерпеть существенное видоизменение по сравнению с игрой в медленном темпе. Для того чтобы играть быстро, нужно играть «близко»; чтобы рука не уставала, необходимо научиться «отдыхать» во время игры. К быстрому темпу нужно переходить постепенно.

По мере выучивания увеличивается продолжительность отрывков, а также темп. Именно в это время нужно приспособиться к «рельефу» этюда, позаботиться об экономности в движении пальцев (без потерь в четкости и звонкости).

Работая над прибавлением темпа способом «пробежек», постепенно укрупнять построения: с остановкой на каждом аккорде, через аккорд и т.д.

Для того, чтобы этюд прозвучал цельно, нужно усилить динамику к последнему пассажу, постепенно прибавляя вес руки.

С учащимися, которые быстрее продвигаются в техническом плане, на освоение пятипальцевой позиции и гаммообразных пассажей можно учить этюд №1 из II тетради. В этом этюде к перечисленным техническим задачам добавляются скачки в гаммообразной секвенции, которые нужно поучить тремя способами: 1) с остановкой на первой ноте следующего звена секвенции, 2) с переносом первой ноты следующего звена секвенции на одну или две октавы вниз, 3) постепенно укрупняя построения от одной точки опоры до другой.

На основе данной секвенции хорошо запоминается аппликатурная система.

2.2. Этюд №8 (двойные ноты)

Этюд на двойные ноты (терции). Играя терции нужно ощущать полную самостоятельность и свободу пальцев – уметь эту свободу привести к синхронным движениям двух пальцев. Для этого этюд полезно поучить следующими способами: 1) играть только мелодический голос с ощущением движения, используемого в пятипальцевой позиции, 2) разными штрихами (чередуя), 3) двумя руками разной динамикой, 4) одной рукой с ощущением наклона ладони к ярко звучащему голосу, 5) двумя руками – одному голосу подпевать, 6) упражнение «Подружки», 7) игра двойных нот следующей аппликатурой: 2-4; 1-5; 2-3; 1-4:

2.3. Этюд №11 (трель)

Этюд на исполнение трели.

Над трелями необходимо работать в медленном темпе. Учить нужно в определенной ритмической структуре, лучше всего триолями, так как они предполагают чередование ударений на разные пальцы, участвующие в трели. Переходить к быстрому темпу следует в тех же ритмах; ритм в данном случае служит стимулятором скорости. В медленном темпе пальцы самостоятельны, их следует закруглить. Движения в данном случае становятся более энергичными. В быстром темпе работа пальцев сочетается с вращательными движениями предплечья. При этом пальцы как-бы держатся за клавиши – подъема никакого. При исполнении трелей нужно помнить о том, что прием игры зависит от характера музыки, а также от того, в какой части произведения находится.

1.      Если трель звучит в кульминации и требуется звук большой силы, то играть нужно только пальцами.

2.      Если требуется легкий, полетный звук, то прибавляется ротационное движение руки с хорошим ощущением кончиков пальцев.

3.      В данном этюде трель играется на объединяющем движении.

В партии левой руки используется техника исполнения двойных нот. Для того, чтобы первый палец играл тихо, необходимо использовать затактовую фразировку.

2.4. Этюд №27 (репетиции)

Этюд на технику исполнения репетиций.

Для успешного исполнения репетиций необходимы цепкие кончики пальцев. Направление пальцевого удара является движение «к себе», под ладонь. Действие пальцев напоминают «царапанье». Обойтись без упражнений в медленном темпе здесь нельзя, хотя медленный темп еще не гарантирует отчетливости звучания в быстром. Медленный темп нужен для оттачивания пальцевого удара. При переходе к быстрому темпу чаще всего не удается сразу добиться безотказного звучания всех нот. Это происходит по следующей причине: репетиции в быстром темпе исполняются с использованием двойной репетиционной механики, т.е. каждый следующий звук берется до полного подъема клавиши. В медленном темпе эту особенность учесть нельзя. Поэтому к исполнению репетиций можно приспособиться лишь в быстром темпе, ощущая легкую вибрацию кисти. По мере продвижения к первому пальцу кисть движется вверх. Каждую группу шестнадцатых начинать с небольшого взмаха, который необходим для приобретения «инерции» движения.

2.5. Этюд №30 (аккорды)

Исполнение аккордовой техники в этом этюде сочетается с пунктирным ритмом. Работа над исполнением аккордов делится на два этапа:

1.      Сначала пальцы при низкой кисти касаются клавиши; аккорд берется коротким энергичным движением – толчком всей руки. Кисть в это время идет вверх, а пальцы как бы «хватают» клавиши. Рука отрывается от клавиатуры. Затем готовится следующее взятие – пальцы «ложатся» на клавиши следующего аккорда и т.д.

Второй этап более сложный. Переходить к нему можно только 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 87 Kb
Количество скачиваний: 29
Просмотров: 154

Похожие материалы