«Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Родина Светлана Николаевна
|
Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме:
«Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»
«Мы вступаем в новую эру
воспитания, целью которого
является скорее открытие,
нежели обучение…»
Маршалл Маклюэн.
Во время моего прохождения первого этапа курсов « Лицом к лицу», я много узнала о новых подходах в преподавании в современной школе, о семи модулях программы, разработанной Центром педагогического мастерства совместно с экспертами факультета образования Кембриджского университета. В нашем государстве существуют специализированные школы, в которые отбираются дети с более высоким уровнем способностей, где обучение детей проводится по специально разработанным программам. Данные по работе в этих школах показывают, что успехи этих детей намного выше, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных, общеобразовательных школах.
Такое обучение благотворно влияет на академические успехи одарённых детей, ведь одарённость настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальном обучении каждого ребёнка нужно рассматривать дифференцированно.
Как сказал В.А. Сухомлинский: «Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
У нас, в городе Атырау, тоже существует такая специализированная школа-гимназия № 30 для одарённых детей с обучением на трёх языках. Данная школа является полиязычной, уделяет большое внимание обучению математике и физике. Для поступления в первый класс дети проходят конкурсный отбор, выделяются будущие ученики с хорошими математическими способностями. В этой школе я и работаю со дня её основания, вот уже одиннадцать лет…
Исходя из всего сказанного, когда наступил второй этап обучения – практика в школе, у меня даже и не возник вопрос о выборе темы по модулю, над которой мне предстоит поработать. С какой темой я могла определиться, работая в школе для одарённых детей …
В данное время я работаю с третьим классом, а это означает, что эти дети уже более самостоятельные. Но, если говорить об одарённости ребёнка в таком возрасте, то многие из них ещё не могут полностью раскрыть свой потенциал. Они более замкнуты в общении, у них небольшой словарный запас. Хотя положительные стороны тоже есть, такие дети хорошо проявляют свою академическую одарённость в каком–либо определённом направлении. В своём исследовании «Психологические особенности младшего школьного возраста» Выготский Л. С. выделяет, что у детей в период 6-11 лет ведущей деятельностью является – учёба.
Также Выготский определяет следующие возрастные характеристики, проявляющиеся в эти годы:
♦ перестройка познавательных процессов: развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
♦ развитие мышления;
♦ формирование поведения, воли;
♦ освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;
♦ овладение навыками домашнего труда;
♦ расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);
♦ предпочтение развивающих игр;
♦ формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;
♦ появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».
Думаю, что все эти данные развития детей мне очень помогут в моей работе.
Я сама очень люблю математику, и в моей практике много учеников, которые достигли больших результатов в этой области, несколько победителей городских и областных олимпиад. Мне всегда нравилось работать с такими детьми, постоянно развивать у них их творческий потенциал.
Целью моего эксперимента было найти ответ на следующий вопрос: как же проявляются творческие способности, и как я могу их развивать, реализовывая при этом их творческое начало.
Чтобы успешно достигнуть своей цели, мною были сформулированы основные задачи:
1. Выявление одаренных учеников из числа показавших высокие результаты в ходе учебы, а также путем анализа результатов учебной деятельности и методов экспертных оценок учителя и родителей;
2. Формирование умения учиться, как базисной способности саморазвития, умения выделять учебную задачу;
3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
4. Создание условий для одаренных детей в решении реализации их творческих способностей, для их морально-физического и интеллектуального развития;
5. Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
6. Развитие творческого и логического мышления учащихся;
7. Развитие исследовательской деятельности ребенка, поддержание активности учащихся.
Современное общество постоянно нуждается в одарённых людях, и главная задача этого общества состоит в том, чтобы разглядеть и развить их способности. Сегодня одной из самых модных проблем стала проблема одарённости детей. Мы повсюду ищем таланты, проводим различные конкурсы, олимпиады, создаём разные фонды для помощи талантам. Но всё это происходит сейчас. А как раньше? Был один общий школьный девиз: «У нас нет неспособных детей!» Все дети считались одарёнными от природы. И если они равны, то зачем нам заниматься талантами, разрабатывать для них особые методы обучения и воспитания, готовить учителей для работы с такими детьми …
Одарённые дети - это огромный, особый мир детства.
Стремление к полному совершенству, склонность к углубленной и самостоятельной работе этих детей определяют психологические и профессиональные требования к методам обучения.
А по силам ли эти задачи в изменении содержания, процесса, результата и атмосферы обучения для неподготовленного к этому учителя? Наверное, всё - таки, нет.
Вот некоторые данные исследований:
-Неподготовленный учитель часто не может выявить одарённых детей, не зная их способностей.
-При работе с высокоинтеллектуальными детьми учитель равнодушен к их проблемам, он попросту не может их понять.
-Иногда создаётся враждебное отношение к выдающимся детям, ведь они, в какой-то степени, создают определённую угрозу авторитету учителя.
-Неподготовленный учитель часто ведёт тактику количественного увеличения заданий, а не их качественного изменения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо ставить и решать задачи по подготовке учителей специально для работы с одарёнными детьми.
Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это :
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения
- учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Увы, но такое сочетание особенностей в одном человеке очень редко.
Успешный учитель для одарённых – это, прежде всего, прекрасный учитель, глубоко знающий свой предмет и любящий свою профессию и детей. Исследования показывают, что техника преподавания у учителей, которые прошли специальную подготовку, и у обычных учителей, примерно одинакова, разница заключается лишь в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации и реже решают различные задачи за учащихся. Они больше спрашивают и меньше объясняют, предоставляя эту работу самим учащимся. Учителя для одарённых детей ведут себя как психотерапевты. Они внимательно выслушивают ответы, но не оценивают их. Такое поведение учителя приводит к тому, что ученики больше контактируют друг с другом, сами комментируют идеи, мнения своих одноклассников, тем самым меньше зависят от учителя.
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении одарённых и талантливых детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используют для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. ( Руководство для учителя стр. 197)
Таким образом, работа с одарёнными детьми несёт в себе огромный потенциал на развитие познавательных возможностей и способностей учащихся.
Исследовав много источников разного исследования по работе с одарёнными детьми, я сделала для себя выводы в том, что не могу самостоятельно начать работу с детьми, потому что, в-первую очередь, я должна встретиться с родителями и обсудить с ними ход работы своего исследования. Так как в этом процессе совместно должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребёнка.
Своё исследование я начала с диагностики по выявлению одарённых и талантливых детей, применяя различные методы, такие как - наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Но зачастую это многообразие усложняет весь процесс, поэтому работа по выявлению одарённых детей должна быть организована не только с помощью диагностики, но и с помощью изучения результатов деятельности учащегося ( его работ ) и путём «пробы сил» в том или ином виде деятельности.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Итак, встретившись с родителями, я задала свой главный вопрос - кто считает своего ребёнка одарённым? Буквально у всех родителей он вызвал смятение. Как, ведь наши дети прошли отбор и учатся в школе для одарённых детей.
Тогда, я предложила родителям ответить на ряд вопросов по методике работы с одарёнными детьми по программе А. И. Савенкова «Проявление специальных способностей». Для выявления одарённых к определённым видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать определённые личностные свойства и характеристики. В начале теста, предлагается перечень характеристик, которые, обычно, наблюдаются у одарённых детей в различных сферах деятельности : изобразительно – художественной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной одарённости.
Для того, чтобы определить, в какой сфере у их ребёнка одарённость, нужно поставить «+» напротив утверждений, которые соответствуют специальным особенностям .
Обработка данных такого анкетирования очень проста: то, в какой сфере большее количество плюсов, в том виде и больше одарённости у ребёнка. Если одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно – эстетическая и артистическая), то у ребёнка есть большие творческие возможности.
(Приложение №1)
Я уделила внимание родителей на то, что главными являются врождённости не самих способностей, а их задатков. Хотя задатки не являются ведущими силами развития способностей, но при этом они оказывают на него значительное влияние. Они обуславливают разные пути и способы формирования способностей, влияют на их уровень, высоту достижений человека в какой-либо области, быстроту развития способностей.
На мой взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где:
корни — природные задатки человека,
ствол — общие способности,
ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощнее, пышнее и ветвистее его крона.
Помимо анкеты, всем родителям я раздала листочек с рисунком дерева и предложила дорисовать распустившиеся листочки на тех веточках, которые по характеристикам они относят к своим детям. Видя наглядно, легче делать выводы. А также дописать и дорисовать неохваченные мною одарённости и способности.
(Приложение № 2)
В конце нашего собрания мы с родителями совместно обсудили наше анкетирование и пришли к выводу, что родители делают очень большой акцент на иногда ненужной помощи ребёнку, не предоставляют большего простора для самостоятельных действий. И чтобы наша общая с родителями задача по развитию творческих способностей в обучении одарённых и талантливых детей была достаточно успешно решена, надо создать необходимую помощь и эмоциональную поддержку. Надо постараться создать все необходимые условия и возможности для их интересного образования, набраться терпения и не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие. Не сдерживать двигательную активность ребенка, обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – важное условие).
Сделав соответствующие выводы, я приступила к дальнейшей работе. Следующим моим шагом было то, что теперь мне самой предстоит выявить определённые творческие способности у своих учеников, на основе которых я смогу планировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу в классе. Я перелистала много литературы, просмотрела огромнейшее количество сайтов Интернета, чтобы найти различные виды заданий, игр, упражнений для выявления и дальнейшего обучения одарённых детей.
Очень часто встречалось упоминание таких черт личности как самоуважение, независимость в суждениях, склонность к риску, предпочтение решения сложных задач, Внутренняя мотивация, стремление к порядку, развитое чувство юмора. Одарённые и талантливые дети с высоким уровнем развития творческих способностей обычно опережают своих сверстников в количестве и силе восприятия событий и явлений, которые происходят вокруг них – они больше понимают, могут одновременно следить за несколькими событиями. Таких детей зачастую сравнивают с губкой, за их лёгкость впитывать самую разнообразную информацию. Хотя такая способность к восприятию окружающего мира очень уязвима и выражается повышенной чувствительностью.
Опираясь на модель немецкого учёного П. Торренса, диагностику которого я решила использовать в своей практике, интеллект служит базой креативности. Интеллектуально одарённый человек может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. Творческий человек способен самостоятельно ставить, а также и самостоятельно решать эти проблемы.
В третьем классе у меня 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек. Все дети прошли отбор для обучения в гимназии, но при этом имели разный уровень успеваемости, и для меня было очень важно дать оценку общей одарённости моим ученикам. Я, опять же, решила использовать методику оценки общей одарённости, разработанную А. И. Савенковым. Моя задача заключалась в том, чтобы оценить уровень сформированности девяти характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых и талантливых детей. В течении первой недели я наблюдала за поведением ребят, за их работой на уроках. Свои наблюдения я отмечала в «Дневнике наблюдения за ребёнком».
С ребятами я не делилась, потому что боялась, что они испугаются и замкнутся в своём поведении.
В конце недели я уже смогла составить на каждого из учеников график среднеарифметических показателей, по которым можно определить уровень творческих способностей моих учеников, и подумать, в каком направлении мне следует вести дальнейшую работу.
Изучив свой дневник наблюдения и составленные графики, я выделила 4 группы ребят с разными уровнями развития интеллекта и креативности.
2.Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли.
Гусев Роман
Гарипова Томирис
Мамедов Ратмир
Лошакова Кристина
3.Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, нередко становятся «изгоями». Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности».
Орынбасаров Диас
Лебедева Лена
Калаубаев Бекзат
Берёзова Настя
4.Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середниках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, их низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Егорчев Даниил
Карамышев Слава
Но, всё же, никакие специальные тесты не дадут жёсткой характеристики развития ребёнка, потому что дифференциация детей по одноразовым испытаниям носит лишь предварительное исследование, а подлинное выявление творческих способностей у талантливых и одарённых детей представляет собой сложный процесс. Исходя из этого, я решила не замыкаться на определённых ориентирах, которые характеризуют лишь развитие ребёнка, а стремиться обеспечить наиболее широкие возможности для проявления творческого развития, применяя на своих уроках различные виды работ на развитие внимания, памяти, мышления.
Какими бы одарёнными мои ученики не были при поступлении в нашу школу, для меня они, во-первых, всегда остаются просто дети, поэтому каждый свой урок я начинала с психологического настроя. Каждый день для начала своей работы и работы детей я подбирала такой настрой, чтобы у детей вызвать интерес для занятий, заставить задуматься о добрых словах, которые мы подарим друг другу во время работы. В раскрытые ладошки детей я дарила счастье, мы подходили, брались за руки и говорили добрые слова. Чтобы узнать настроение детей на начало урока, я предлагала выбрать из ряда «облаков» одно подходящее по их настроению. Дети обычно выбирали самое весёлое облако, что означало позитивное настроение на начало урока. В конце урока мы опять возвращались к «облакам» и многие снова выбирали весёлое улыбающееся облако. Это означало, что к концу урока у детей осталось хорошее настроение. После такого хорошего настроя можно спокойно переходить к следующим этапам своей работы. При решении задачи дети пользовались алгоритмом. В конце каждого урока проводили рефлексию, где каждый из учеников мог свободно выразить своё отношение к каждому этапу работы.
Я определяю себя, как как критик-конструктивист в отношении учебника и методических пособий. Поэтому вместо обыденных номеров из учебника, я стала брать, с теми же заданиями, но работу с «деловыми бумагами».
Также на своих уроках я применяла фигурные тесты креативности немецкого учёного П. Торренса. Первый тест называется «Использование предметов». Его задача состоит в том, чтобы перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающихся от обычного его употребления.
(Перед каждым из учеников лежали только лист чистой бумаги и ручка).
Все мы знаем, что такое газета и что она используется для чтения.
Задание: Придумайте другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?
Время выполнения теста 3 минуты.
После выполнения, я собрала их листочки. Ребята предлагали разные способы использования газеты. Кто-то предлагал делать разные поделки, кто-то шить одежду, кто-то высказывал мнение о том, что сейчас везде развита работа с интернетом, через который мы получаем всю информацию, поэтому губить зелёные насаждения для переработки бумаги, это неправильно.
Следующей работой был тест «Эскизы». Задача этого теста заключается в следующем, в квадратах приводится множество одинаковых кругов. Каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Задание: Добавьте любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуйте эти рисунки. Рисовать можно внутри круга и снаружи. Обязательное условие выполнение теста – подписать название каждого рисунка. Время выполнения теста – 10 минут.
Результаты выполнения теста я оценивала в баллах по трём показателям:
1) беглость – суммарное число ответов, число изображенных рисунков (повторяющиеся рисунки исключаются); (за каждый ответ дается 1 балл).
2) гибкость – число классов (категорий ответов).
3) оригинальность – число ответов с необычным употреблением понятия, число оригинальных рисунков.
Сделав анализ тестов, я пришла к следующим результатам:
Высокий уровень (более 30 баллов) – 5 человек
Средний уровень (18 - 27 баллов) – 8 человек
Низкий уровень (9 - 16 баллов) - 2 человека
Данная диагностика показывает, что у учащихся моего класса достаточно средний уровень развития творческих способностей. Мои первоначальные исследования показывают, что мне предстоит кропотливая и целенаправленная работа с основной частью ребят по развитию творческих способностей. Это направило меня на то, что надо выявлять и создавать условия для развития творческих способностей через систему заданий на уроках, как главным условием в работе с одарёнными и талантливыми детьми.
Повторюсь о том, что в нашей школе при обучении детей делается большой акцент на таком предмете, как математика.
Чтобы постоянно возбуждать у ученика желание учиться, нужно развивать потребность у него заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе ученик должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Я предлагала ребятам различные виды деятельности на развитие творческих способностей, вызывая при это познавательный интерес. Первым из них была самостоятельная работа – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы для меня – это трудный момент урока. В классе обязательно находились несколько учеников, которые с заданием не успевали справиться, а ждать их, значит терять время. Не дождавшись всех, так как времени было мало, я начинала с остальными проверять работу. Те, кто выполнил задание, включались в работу, а те, кто не успел, фактически, переписывали решение в тетрадь. Организовывая, таким образом, проверку, я, в какой-то мере, помогала ученикам. Но сразу сделала вывод, что этот путь неверный, в классе сразу образовывалась группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Сразу возник вопрос, а как научить работать самостоятельно? Я стала использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Вот один из фрагментов самостоятельного решения задачи, который я стала предлагать своим детям.
Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать её решение по действиям:
«Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось поклеить ученикам?»
Все ученики начинают писать работу. Через пять минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:
«Было-80кн.
Сделали-16кн. и 18кн.
Осталось-?кн.»
Тем ученикам, которые не успели выполнить задание, предлагаю внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение: 80-(16+18) и прошу двух-трёх учеников, которые уже справились с работой, объяснить его разными способами. Другим даю карточки с заданиями:
1.Узнать сначала, сколько всего книг подклеили два звена вместе ..+..=..
2.Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: ..-..=..
Такая организация работы, наглядная интерпретация задачи, опора на знания свойств арифметических действий, объяснение готового решения - позволяет мне способствовать самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе. Теперь мои самостоятельные работы я стараюсь давать в интересной, нестандартной форме, что вызывает у детей интерес, желание сделать работу побыстрее, чтобы увидеть итог, и качественно, чтобы побыть консультантом.
В третьем классе решение творческих задач требует большой и полной самостоятельности, и рассчитано на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход, и творческое применение знаний. Часто ставлю перед своими учениками какую-то проблему.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом, на уроке математики научились не только считать, но и думать, чтобы у детей было развито логическое, алгоритмическое пространственное мышление. Этого я достигаю путем включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. Сюда следует отнести задачи с необыкновенной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. Например:
Нестандартные задачи по математике-
«Мозговой штурм»
Метод используется для работы в группе или всем классом.
1 этап. Разминка – до 5 минут.
Задача: Создать свободную, непринужденную обстановку.
Процедура: Даю группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить.
Примеры заданий:
- Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?
- На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей?
- Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей?
Уже с первого класса систематически на уроке математики использую эвристические методы, как «мозговая атака». Практика показала, что эти методы стимулируют творческую активность, хорошо принимаются детьми. Сама атмосфера «мозговой атаки» благоприятствует проявлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности. Без давления критики и самокритики в процессе «мозгового штурма» точка зрения его участников направлена на то, как нужно решать поставленную перед нами задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей.
В рамках метода «мозговой атаки» использую такие приемы активизации мышления, как список контрольных вопросов, расчленение. С помощью списка поиск решения управляется наводящими вопросами, заставляющими рассматривать задачу с разных сторон. В начале урока математики провожу игру «Поспевай – не зевай!».
Задаю типичные вопросы: «А если сделать наоборот?», «А если взять другой материал?», «Нельзя ли, объединить, заменить?».
Очень нравится детям самим придумывать задание для всего класса. Приятно видеть, когда ученик предлагает свое задание. Какое чувство гордости, ответственности, радости чувствует этот ребенок. Ведь каждому хочется себя показать.
(Приложение № 3)
Моя практика подходила к своему завершению, и мне надо было делать соответствующие выводы. Я считаю, что мною было сделано построение определённой системы выполнения творческих заданий на каждом уроке математики в процессе обучения одарённых и талантливых детей. Всю эту работу я планирую продолжить и в последующем. Я хорошо поняла, что задания между собой должны быть упорядоченно взаимосвязаны, и должны ориентироваться на познание, создание и преобразование объектов, ситуаций и явлений учебной деятельности. Также я пришла к выводу, что одним из педагогических условий эффективности применения творческих заданий является взаимодействие учителя и ученика в процессе их выполнения. Суть его в неразрывности взаимообратного воздействия друг на друга. Всё это позволит детям активно включаться во все виды творческой деятельности. Это и самостоятельная работа, которая предполагает активное использование выполнения заданий в любой форме работы, как индивидуальной, так и в коллективной, в групповой. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учеником и педагогом. Мои наблюдения за моими третьеклассниками показали, что, если раньше большинство детей выполняли работы репродуктивно, то сейчас можно отметить способность детей к преобразованию, своему видению предмета, креативному отношению к миру и к себе, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, способность к сотрудничеству. Повторная диагностика по ранее выделенным показателям привела меня к следующим выводам: систематическое проведение творческих заданий по учебным предметам, использование алгоритмических методов позволили расширить возможности детей в преобразовании объектов, добились преобразования идей, различных операций. Поэтому с гордостью могу сказать, что цели, которые я ставила перед собой в начале практики, достигла. Единственным минусом для меня оказалось препятствие со стороны руководства, но, увидев успехи в работе, думаю, что всё изменится. На этом я расслабляться не хочу, а значит, ставлю перед собой следующие задачи на очередной этап учебной деятельности:
- продолжить наблюдение за учениками, анкетирование учащихся и их родителей;
- развивать интерес к выполнению творческих заданий, развивать его как важный компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности;
- объединять различные формы работы, на которых дети учатся размышлять над различными проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
- разворачивать творческую работу во взаимодействии детей друг с другом, со взрослыми, в зависимости от конкретных условий в интересных игровых ситуациях;
- создавать стимул родителям к созданию домашних условий для развития талантливости и одарённости;
Когда мы будем их учить тому, кто они на самом деле?
Мы должны сказать каждому из них: «Ты знаешь, кто ты такой?
Ты – чудо, ты – уникален! За миллионы лет, которые прошли, никогда не было такого же ребёнка, как ты… У тебя есть способность к чему угодно. Потому что ты – просто чудо!»
Пабло Казальс
Используемая литература:
1.Руководство для учителя. Второй (основной уровень). Издание третье. (стр197)
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3.Выготский Л.С. Психологические особенности младшего школьног возраста.
4.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных» (1991г.)
5.Азарова Л.Н. « Как развивать творческую индивидуальность младших школьников» - Начальная школа.- 1998 г, №4, с.80-81.
6.Бермус А.Г. «Гуманитарная методология разработки образовательных программ» - Педагогические технологии -2004 г., № 2, с.84-85.
7.А. И. Савенков «Методика оценки одарённости»
8.Ресурсы интернета.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 254.3 Kb |
Количество скачиваний: | 4 |