Развитие творческих способностей учащихся посредством музыки.

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Развитие творческих способностей учащихся посредством музыки.

Наше время – это время перемен. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать  будущие действия для достижения целей,  понимающая  высокую ценность образования и обучения,  с развитым  творческим мышлением.

  Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала.

     Возникла проблема: как обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии музыкально-творческих способностей учащихся.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов?                                                     Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Я решила раскрыть эту тему, потому что эти вопросы взволновали и заинтересовали меня.

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель – прояснить, как нужно правильно развивать творческие способности детей посредством музыки, создать условия для успешного  развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях, используя  разные виды деятельности.

  Проанализиров существующие  взгляды на развивающую роль различных видов музицирования и решения заданий творческого характера в музыкальном обучении и воспитании (В. 3. Асафьев,  Н.А. Ветлугина,  Д.В. Кабалевский,  В.Н. Шацкая,  Е.Я. Яворский,  З. Кодаи, К. Орф и др.), пришла к выводу, что в некоторых системах музыкального обучения основное внимание уделяется какому-либо одному виду музыкально-творческой деятельности.  Так,  в системе К. Орфа основную роль играет инструментальное музицирование,  а в системе З. Кодаи - пение.

Стремясь избежать такой односторонности, я использовала для формирования творческого музыкального мышления следующие  виды музыкально-творческой деятельности учащихся:  подбирание мелодии на слух,  ритмическая и мелодическая импровизация,  словесное творчество,  сочинение мелодии (использование темы как вступления,  главной темы или окончания),координированные движения под музыку, подбор аккомпанемента к мелодии,  исполнение вариационных изменений мелодии (голосом),музыкальные иллюстрации внемузыкальных акустических явлений, анализ услышанной музыки. Перечисленные музыкально-творческие упражнения,  являясь органической частью обучения музыке,  обеспечивают эффективность усвоения музыкальных форм и способов их построения.

Формирование творческого музыкального мышления детей посредством вокальной импровизации может осуществляться различными способами.  Это могут быть импровизации на заданные ритма,  тексты, жанры,  настроения,  жизненные сюжеты.  В традиционном обучении при использовании этих видов импровизации основной акцент делается на постижение детьми внешних сторон музыкальных явлений. В импровизациях,  использованных в исследовании, учитывались также и  внутренние  закономерности музыкального  языка,  предстающие  в виде последовательностей зафиксированных мелодий.

В музыкальном воспитании и обучении, я использую наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, я использую различные приемы наглядности: наглядно – зрительные приемы, тактильно – мышечная наглядность, наглядно – слуховой прием.

Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.

Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает

возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.

Используя свои знания и опыт, я пришла к выводу, что творческая деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты:

все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

Учащиеся принимают активное участие на многих мероприятиях школьного и городского уровня.

Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику и  интуицию.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 16.86 Kb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 59

Похожие материалы