Рекомендации к образовательной программе "Изобразительное искусство" на тему "Специфика и художественные средства при работе над тематической композицией зимнего пейзажа"

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

        Департамент образования г. Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования г. Москвы

ГБОУ Школа №2089

Центр творчества

 

Творческое объединение «Изобразительное искусство»

Педагог дополнительного образования

Бычкова Дина Владимировна, высшая категория, т. 8 905 787 29 43

 

 

 

Рекомендации

 

Тема:«Специфика и художественные средства при работе над тематической композицией зимнего пейзажа»

К образовательной программе «Изобразительное искусство»

Возраст детей 9-12 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 Москва-2014

 

Тематическая композиция – это часть блока КОМПОЗИЦИЯ программы «Изобразительное искусство». В учебно-тематическом плане ей отделено  20 часов. Дополнением к этой теме служат темы из блока РИСУНОК – пейзаж с архитектурой(10 часов), наброски и зарисовки(8 часов) и блока Живопись – пейзаж городской, сельский(12 часов). В течение года эти темы помогают выполнить тематическую композицию, она является своеобразным творческим итогом, включающим в себя все знания, умения, наработки, полученные на этих занятиях.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а так же способов достижения целей, то есть методов обучения. Данная последовательность выполнения композиции на тему поможет детям усвоить простые, но и исключительно важные для последующего развития их способностей понятия и закономерности, без знания которых невозможны воссоздание формы и пространства, плодотворные поиски композиционного и цветового решения рисунка. Она следующая:

проведение предварительной беседы о пейзажном жанре, композиции пейзажа, об общих законах и отличительных особенностях воплощения понятия прекрасного в произведениях замечательных русских художников – на данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод;

- специальные наблюдения в природе (в качестве домашнего задания);

- предварительные рабочие эскизы;

-более проработанный и законченный по композиционному решению эскиз;

-сбор материала (наброски и зарисовки с натуры, которые включены в содержание тематической композиции), на этих этапах используется репродуктивный метод, предполагается как самостоятельная работа учащихся, так и совместная деятельность с педагогом, выбирается техника исполнения;

-выполнение рисунка тематической композиции (линейное или сразу цветовое решение) , прокладка основных цветовых отношений; в зависимости от подготовленности учащегося здесь используется эвристический метод (дети решают проблемную задачу с помощью педагога) или исследовательский метод, целиком строящийся на самостоятельной работе;

-завершение работы, проработка деталей, обобщение;

  

Обычно занятие композицией на тему начинается с объяснения учебного задания.

 В начале каждого урока рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, воплощать их в творческих работах.

 

 Беседы на занятиях изобразительным искусством настраивают учащихся на предстоящую работу. Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. Беседы сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов на определенную тему. Рекомендуется подобрать фильмы ко всем ключевым темам курса. Методика показа этих фильмов разнообразна, это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества трудно переоценить.

  По данному занятию тематической композиции можно показать фильм об Александре Иванове из серии русские художники. Здесь можно обратить внимание на огромный подготовительный материал, многочисленные этюды, которые художник писал для своего грандиозного полотна. В них он искал выразительные яркие образы героев, в основу многих из них положены скульптурные слепки Древней Греции, в частности черты образа Христа Иванов ищет в маске Апполона.  Очень выразительны пейзажи, написанные для композиции.

 Целенаправленный подбор репродукций по данной теме позволяет  рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины.

Русский художник и педагог К.Ф.Юон – мастер тонкой, лирической передачи красоты родной природы. «Русская зима» - типичный для Юона пейзаж. На нем изображен обычный уголок среднерусской природы: дорога, деревья, на пригорке – деревня. По дороге идут ребята, рядом бежит собака. И все вокруг – земля, деревья, дома – покрыто пушистым , ослепительно белым снегом, ветки деревьев гнутся под тяжестью снежных хлопьев… Стоит обратить внимание на то, что снег написан не чистыми белилами, это достигается  манерой письма - методом отношений. Картина отличается ясной, четкой композицией, раскрывающей один план за другим. Деление на планы помогает более выразительно показать широту полей, холмов, лесов. Вся гамма картины – нежно-серебристая. Сочетания голубовато-розовато-серых цветов объединены в единый холодный колорит. Юон никогда не показывает природу отдельно от жизни людей, во всех своих работах он выражает единение человека с природой, от этого пейзаж оживает, становится ярким, выразительным, наполняется смыслом.

Картина К.А.Коровина «Зимой» привлекает простотой сюжета и исключительной живописной выразительностью. Обычный деревенский зимний день выполнен в тонком колорите, вся живопись построена на тонких отношениях, различных оттенках серого, серовато-коричневого.

Другой замечательный русский художник Б.Кустодиев использует в своих работах на зимние темы яркие, контрастные цветовые отношения. Картина «Масленица» написана ярко, в то же время необычайно гармонично – небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки, разрумянились лица людей…Зимняя сказка! Ребятам особенно нравится эта работа. В программу входит копирование мастеров пейзажа по выбору и дети часто выбирают произведения этого автора. Он заряжает какой-то радостной, жизнеутверждающей энергией, дает возможность пополнить свой багаж различными приемами письма. Предметы переднего плана написаны плотным, сочным мазком, выявляющим и подчеркивающим форму. Дальние строения детально выписаны, мазок здесь мелкий. Художник создает целостное впечатление реального зимнего пейзажа со сценой веселого русского праздника.

 

Изучение манеры крупных художников-пейзажистов очень поможет в работе. В качестве образцов лучше выбирать работы тех художников, которые близки по духу.

 

Рассмотренные выше произведения как нельзя лучше подводят к работе над тематическим пейзажем. Отдельные фигуры людей и животных являются средством дополнения и оживления пейзажа. В пейзажной композиции всегда присутствует то, что называется «эстетической ситуацией», ибо человек находится в определенных отношениях с окружающей средой.  Использование стаффажа (небольшие фигуры людей и животных в пейзажной живописи) помогает передать характер, настроение конкретного пейзажа. Человек и природа тесно связаны. С помощью маленькой одинокой фигурки можно выразительно подчеркнуть пустынность ночной улицы, или с помощью стаффажей людей(толпы на автобусной остановке, у светофора) оживленность утреннего города.

Отдельный урок стоит посвятить упражнениям в написании и рисовании стаффажей. Это стоит делать мягкими графическими материалами, либо использовать широкий мазок в цвете. Педагог может показать на планшете примеры различных стаффажей, раскрыть некоторые секреты изображения (с помощью мазка и линии).

Написание зимних этюдов на занятиях живописи так же помогает в создании тематической композиции. Это могут быть городские и сельские пейзажи при различном состоянии (времени суток).

Ответственный момент – выбор своей темы. Каждый должен подумать, что близко именно ему. Примерные темы работ могут быть предложены педагогом: «Как я провел зимние каникулы», «Катание с гор», «Лепят снеговика», «Зима в городе», «Новогодняя елка», «Зимние развлечения с друзьями» и т.д..

  Следующим  начальным этапом идет домашнее задание – наблюдения в природе. Можно сделать небольшие натурные зарисовки-«почеркушки». Наиболее ярко неумение работать по памяти и представлению проявляется в процессе композиционных поисков, потому что багаж зрительной памяти у начинающих художников еще слишком мал.

 

 Для того, чтобы проверить эти умения у себя, необходимы наблюдения с натуры. Надо внимательно рассмотреть изучаемый объект( пейзаж, фигуру) запомнить формы, пропорции, цветовые отношения при данном состоянии освещения, затем прийти домой и написать по памяти небольшой этюд (формат А4, А5). Писать необходимо до тех пор, пока работа не будет закончена, вспоминая и большие формы, и детали, и характер освещения. Закончив работу, следует еще раз сходить и посмотреть на натуру.

   Расхождения могут быть поразительными, но именно они подскажут, в чем память оказалась особенно слаба. Повторять упражнения на развитие памяти следует многократно. Лучше для упражнений брать небольшой размер бумаги, блокнот. Усложняя задания, необходимо пробовать работать не только по памяти, но и по представлению. Можно представить себе данный пейзаж в вечернем освещении, при лунном свете, утром, на солнце. Дождавшись аналогичного состояния в природе, сверяется результат работы с реальным состоянием. Эти упражнения позволят значительно улучшить зрительную память, а значит улучшить качество поисковых эскизов на различные состояния времени суток, года, различные настроения.

 Очень полезно делать маленькие карандашные зарисовки в блокноте с натуры с определенными для себя пометками (что какого цвета, тоновые отношения неба и земли). Это очень удобно, потому, что не всегда удается сделать этюд с натуры. И.И.Шишкин часто пользовался этим методом. Он делал карандашные зарисовки (иногда тщательно проработанные), этюды, по которым писал большие картины, полагаясь в основном на свою память. В этюде он стремился ухватить первое впечатление, передать чувства, вызванные от увиденного.

Художник К.Ф.Юон предлагает целую систему для развития композиционного мышления. Он включает в нее: схематичные наброски лиц, фигур людей, животных, рисование по памяти и по воображению фигур в движении, воспитание привычки альбомного рисования в студии, в процессе наблюдения живой жизни, коллекционирование альбомных зарисовок фигур, сценок, уголков жилищ, типажей, костюмов, видов природы, процессов труда, сцен общественной жизни; упражнения в композиционных импровизациях на любые темы; работа над композициями с использованием подготовительных рисунков; упражнения в применении законов перспективы в различных условиях композиции.

    Создание живописной композиции требует каждый раз нового      композиционного решения. Многовековая история искусства    свидетельствует о том, что художники разных времен и народов часто обращались к одним и тем же темам, но изображали их каждый раз по-новому. Воплощение конкретного идейного замысла требует от начинающих художников пытливого изучения жизни, накопления наблюдений, зафиксированных в набросках с натуры и по впечатлению. Наброски делаются постоянно самостоятельно и на уроках рисунка. Техника исполнения может быть различной, чаще всего это мягкие графические материалы (фломастер, уголь, сангина, соус).

Сбор материала должен вестись целенаправленно, это необходимо для работы над композицией и для развития творческих способностей учащихся.

Собранный материал хорош, когда передает характер натуры и может служить необходимым справочным материалом для композиции.

Эффективным средством развития творческого воображения, фантазии учащихся могут быть задания на выполнение нескольких разных карандашных эскизов в течении одного занятия на одну заданную тему.

Следующий этап – выполнение рабочих эскизов, поиск наиболее удачного формата, расположения крупных масс внутри заданного формата, расположение линии горизонта (зависит от выбранной точки зрения). Эскизы могут быть выполнены тоном и в цвете.

Более проработанный и законченный по композиционному решению эскиз берется за основу будущей композиции.

Выполняется рисунок тематической композиции. Он может быть выполнен в цвете или линейно. Очень интересными получаются работы, выполненные на тонированной бумаге, прокладываются основные отношения. Обращается особое внимание на отношения неба и земли.

Завершение работы: прокладка основных отношений, проработка деталей, обобщение.

Требования к законченной работе:

 

Умение раскрыть тему, степень проработанности, цельность, выразительность.

 

 

Тип материала: Неизвестен (jpg)
Размер: 2.83 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 57

Похожие материалы