Семинар - практикум «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Предмет: Другое
Категория материала: Конспекты
Автор:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида «Чайка»

 

 

 

Семинар - практикум

«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине,  используя технологию ТРИЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Составили:

Колодкина Наталья Юрьевна – воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

 

Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

•        пополнить теоретический запас знаний осоставлении творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ;

•        показать значимость взаимодействия работы  педагогов учреждения в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.

 

Оборудование: компьютерная презентация, литература по теме, картина «Собака со щенками»,  цветные карандаши, бумага.

Ход.

Одной из самых  сложныхпроблем в обучении детей ОНР дошкольного возраста – научить детей связно и выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть этим прекрасным даром. Развитие связной речи ребенка осуществляется в повседневной жизни, а также в непосредственно образовательной деятельности. Владение связной речью является необходимой предпосылкой, для того, чтобы ребенок мог овладеть не только устной, но и письменной речью. Речь ребенка развивается в единстве сформированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходит значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Его собственная речь формируется в процессе общения, как основание норм языка.

Наша задача активно приобщать ребенка и руководить его языковым развитием. Таким образом, полноценное овладение красивой связной речи, развитие языковых способностей мы рассматриваем как стержень формирования личности ребенка – дошкольника. Работа в этом направлении представляет, большие возможности для решения умственного, эстетического и нравственноговоспитаниядетей.
Конечно же, все мы знаем, что обучение детей с недоразвитием речи рассказыванию по картине вызывает затруднения. 

 Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. Но зачастую мы воспитатели становимся свидетелями следующей картины: «раскрывает ребенок рот, да не слышно, что поет» значит, есть у ребенка трудности в этой задаче.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях, но и взаимодействует, на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже и застенчивых. Поэтому к подбору картин предъявляются следующие требования:

 Содержание картин, как правило, детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут  увидеть. Картина является источником новых знаний.

а) труд взрослых

б) дикие животные

Композиция сложная, то есть  многоплановая.

Количество персонажей может быть достаточно большим.

 Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребёнка. Проблема организации такой образовательной деятельности в том, что дети должны выслушать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей.Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развёрнутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее-сказуемое), наличием слов повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребёнок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течении одной образовательной ситуации педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребёнок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Можно выделить два типа рассказов по картине.

1.Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

2.Творческое рассказывание по картине  (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказыпо мотивамизображённого .

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребёнка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На таких образовательных ситуациях решается целый ряд задач:воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить, правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображённое; активизировать и расширять словарный запас; учить, грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин мы используем разнообразные методические приёмы: беседу, касающуюся узловых моментов изображённого сюжета; приём совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и т.д.

Дети старшей группысоставляют рассказы по хорошо знакомым картинам (большинство картин рассматривалось в средней группе). Для того чтобы образовательная ситуация по рассказыванию проходила успешно  за два – три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание образовательной деятельности имеет место, в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Образовательная ситуация по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнееи увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

Если образовательная деятельность проводится в начале учебного года, можно применить приём совместных действий – он начинает  рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Привлекаем детей к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценки рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно переходить от одной части рассказа к другой и т. д.

Так же поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. Дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют всё большую активность и самостоятельность при составлении рассказов.

В структуре образовательной ситуации по картине существенное значение имеет подготовка детей с ОНР к рассказыванию. Речевой практике дошкольников – рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру НОД.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идёт работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные суждения об их рассказах.

Как все- таки добиться, чтобы рассказ по картине слетал бы с уст каждого ребенка без запинки? Как заинтересовать ребёнка?

Наш опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведёт к развитию самостоятельности детей при составлении творческих рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст.

Возникшее противоречие мы решили с помощью адаптированной методики Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), которая позволяет получить гарантированный результат –усвоение детьми обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине.

Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет.

Подбор сюжетных картин осуществляется нами на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей. Освоение обобщённых способов составления творческих рассказов по картине происходит по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течении двух недель. Картина находится в группе, в кабинете логопеда речи на уровне глаз детей в специально отведённом месте.

Содержание этапов работы над картиной вы можете увидеть на экране

Этап1.Определение объектов на картине.

Этап 2.Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Этап 3.Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Этап 4.Описание место нахождения объектов на картине.

Этап 5. Преобразование объектов во времени.

 Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Этап 7. Составление сравнений , загадок и метафор по картине.

Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

 Этап 9. Смысловая характеристика картины.

 

Подробно с этапами вас ознакомит Колодкина Наталья Юрьевна воспитатель группы компенсирующей направленности.

 

Этап1

«Определение объектов на картине»

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

1.Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2. Моделирование объектов.

3. Группировка по заданному признаку.

4. Обобщение перечисленных объектов.

Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на кар­тине мы используем прием   «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последова­тельность называния объектов на картине может быть любой.

Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый вниматель­ный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей объектов.

ПРИМЕР

  Педагог: К нам пришла в гости, картина. Посмотрите на нее. Мне кажется или на ней чего то, а может, кого - то не хватает? (рассматривают картину с вырезанными героями). Я предлагаю узнать, кто же был на этой картине из волшебной книги.

Игра «Волшебная книга»  (в книге лежат игрушки: собака и щенята, листочек с надписью «SOS»).

- Эти герои с картины, они просят о помощи. Они хотят вернуться в картину, чтобы дети могли рассмотреть картину, где героями этой картины являются эти замечательные собака и щенята. У нас ведь есть «Волшебная палочка», но я забыла волшебные слова. А без них палочка не работает, увы…но может вы помните? (педагоги называют волшебные слова, кто какие знает по желанию).

- Вы закроете глаза, а я с помощью «Волшебной палочки» совершу волшебство, потом вы увидите, что произойдет (после манипуляции – появляется большая картина, а в ней наши герои).

Давайте возьмем подзорную трубу и перечис­лим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.

(Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)

2 этап

 «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине

1.     Выделение двух объектов на картине.

2.     Обоснование связей между ними.

3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, забо­тится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

Пример.

П.: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Педагоги устанавливают взаимосвязи между объектами.

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине мы предлагаем детям следующие творческие задания:

—пришел волшебник Объединяй и соединил два предмета (Педагог указывает на них.) Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;

—«Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой свя­заны по взаимному эмоциональному расположению. 

3 этап

«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Цель:

•      обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;

•      учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Алгоритм мыслительных действий

1.     «Вхождение в картину».

2.     Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3.     Речевая зарисовка ощущений.

В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».

Например вот таких волшебников - (изображение волшебников на слайдах, а так же в виде вот таких картинок).

Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете.  «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.

4 этап

«Описание местонахождения объектов на картине»

Цель:

•      Упражнять детей пространственной ориентировке на картине;

•       Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

•      Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства   в трехмерное.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

1.     Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

2.     Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

   а) с позиции постороннего наблюдателя;

   б) в роли самого объекта.

Для обучения детей пространственной ориентировке на кар­тине мы используем такие игры как:

Игра «Да — нет»

Я  загадала объект на картине, а вы с помощью вопро­сов, сужающих по

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 8.59 Mb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 121

Похожие материалы