Система педагогических мероприятий нравственного воспитания З.Ф. Бондаренко Н.Ж.Юсупова
Предмет: | Классному руководителю |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Юсупова Наталья Жумашевна
|
Выступление на педчтениях «Система педагогических мероприятий нравственного воспитания»
З.Ф. Бондаренко Н.Ж.Юсупова
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская cредняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области
« Мы знаем ,кто мы есть, но мы не знаем, кем мы будем»
У.Шекспир.
«Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению,совету,напутствию». В.А.Сухомлинский
«Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть» В.А.Сухомлинский
Во все времена, воспитание человека было и останется основной задачей . От воспитанности человека зависит дальнейшая его жизнь и жизнь других людей, рядом с ним находящихся. Общество возлагает большие надежды в деле воспитания на школу, так как дети большую часть времени проводят в школе, со своими сверстниками и учителями.
Сухомлинский является одним из первых педагогов, создавшим оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.
Понятие нравственности.
Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основная задача нравственного воспитания: «воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека».
Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Но духовности и нравственности нельзя научить. Она «внутри» каждого человека, и поэтому подлинное мастерство воспитания, считал педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.
Сухомлинский указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств - сочувствия, сострадания, отзывчивости. И продолжать развивать эти чувства на протяжении всего времени обучения в школе. Мы можем привести достойные примеры участия детей в акциях: «Ветеран живет рядом»,»Добро», «Спасибо деду за победу»; классные часы по толерантности, о дружбе и товариществе; мероприятия, посвященные Афганской войне, Бородинской битве, Сталинградской битве.
Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики. «Чтобы стать настоящим воспитателем, надо отдавать детям свое сердце», – это залог успеха талантливого педагога мирового класса Василия Александровича Сухомлинского.
Задачи и принципы нравственного воспитания
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
Главной целью воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности. Многие годы ушли у педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского на то, чтобы сформулировать мировоззренческие задачи и принципы воспитания.
Читая опыт работы Сухомлинского в Павлышской средней школе можно выделить такие задачи нравственного воспитания:
1. последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;
2. формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;
3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;
4. формирование нравственного обмена личности.
Его работы дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов, но и о целостности всего его педагогического мышления.
Кроме задач, В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:
1. забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;
2. педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;
3. следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;
4. в природе вечный источник детского разума;
5. учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;
6. нравственным путеводным огоньком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а когда его отношение к человеку - маленькому школьнику, является образцом, вершиной нравственности.
Формы и методы нравственного воспитания
Формы, методы, приемы нравственного воспитания В.А. Сухомлинского пронизывают всю педагогическую деятельность, о которой он рассказывает в своих трудах.
Педагог считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей. С этим мы полностью согласны: дети готовы ходить в походы хоть каждый день, и не думайте, что мы идем просто так- дети вместе поют песни, играют, находят интересные экспонаты и проявляют интерес ко всему, что видят. Мы ездили на Волгу, совершили велопоходы на « 5 прудов», ездили за боярышником , желудями и грибами, совершили экскурсию в лиман Пришиб, ездили на озеро Эльтон. Посетили районный краеведческий музей, музей космонавтики в Г.Николаевск.
Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.
Его школа являлась школой-лабораторией по разработке важнейших вопросов обучения и воспитания сельских школьников, умелому сочетанию умственного и нравственного, трудового и эстетического воспитания, формированию лучших качеств гражданина своего Отечества, пробуждению у детей чувства сострадания к другим детям, родителям, всему человечеству.
В каждой школе крепчайшим образом всё должно быть увязано в одно и всё подчинено высшим задачам: развить ум ребенка, научить ребенка, вырастить его человеком добрым, чутким к людям и любящим свою Родину,- одним словом, дать ему счастье.
В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональною сферу. Последнее осуществляется с помощью использования специальных эмоционально-ценностных для воспитанника средств- эмоциональных стимулов. Дети участвуют в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных состязаниях.
Процесс развития нравственных чувств осуществляется им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимается процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу - значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.
В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры; эмоционально-образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественная литература, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы кик источника нравственного самосовершенствования.
В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно-поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного (проведение этических бесед в яркой, эмоционально-значимой для ребенка форме) стимулов.*Удачу принесет классный час, проведенный совместно с родителями. Дети в восторге, когда родители отвечают на вопросы, хвалят своих детей и в заключении участвуют в спортивных состязаниях; нравятся тренинги на сплочение коллектива; чаепития по поводу дня рождения и в праздники с обязательными элементами игры.
В процессе трудовой деятельности эмоционально-ценностное значение имел эстетический, творческий характер общественно-полезного труда учащихся, стимулирующий их положительные переживания.
Впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, его душевной жизни, в частности, такого ее ключевого компонента как нравственные чувства. Если ребенок, глядя на чудесный закат дневного светила, не восхитился этой картиной, то постепенно у него охлаждается любовь к природе, а потом и к людям, говорил Сухомлинский.
Идеи Сухомлинского представляют собой целый комплекс, систему, в которой нет главного и второстепенного, и потому отдельно взятое практическое предложение может и не сработать, может оказаться неприменимым в школе, если не следовать и всем другим советам педагога.
Ну, скажем, хорошая, прогрессивная, здравому смыслу отвечающая мысль Сухомлинского - не ставить плохих отметок в начальной школе и не ставить их даже и до восьмого класса, чтобы всякая отметка была наградой, поощрением и никогда - наказанием. Стоит немножко подумать, и обязательно согласишься с этой глубокой педагогической мыслью.
Успех - вот первопричина радости в учении! Поэтому задача учителя стараться оценивать не знания, а успех, победу, преодоление трудностей в учении.
Литература: В.А. Сухомлинский Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение, 1979.с. 183
В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Киев, «Радянська школа», 1973 год.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 19.72 Kb |
Количество скачиваний: | 7 |