Сontemporary-направление танца в современной хореографии.

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Контемпорари-направление современной хореографии.

У направления современной хореографии, о котором пойдет речь, есть два названия, сложившихся, как говорится, исторически: contemporary(термин, предложенный для обозначения европейского современного танца) и постмодерн (термин, предложенный И. Райнер для обозначения амери-'канского направления). Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство танца, а восточное - как искусство самообороны или духовных практик. Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического сознавания себя [7]. А. Архангельский так пишет о contemporary dance: «Современный танец - это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца - классического, народного, эстрадного, а также пантомимы, йоги, тай-чи), плюс видео, театр, музыка.

Contemporary - интеллектуальный танец. Это направление требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс. Анализ тезисов, в которых описывается структурная и техническая сторона уроков современных преподавателейcontemporary dance [6], дает возможность выделить следующие основные техники и методики, используемые в этом направлении танца: техника Фельденкрайса, Александера (Alexander Technique), С.Кляйн (Klein Technique), Лабана, техники йоги, Тай Цзи Цуань, релиза (release technique), SkinnerReleasing Technique, Bodymind Centering, техники импровизации, контактной импровизации. Отличительной их чертой, как и целого направления, является направленность на процесс сенсорного и кинетического сознавания. Другими словами, эти техники помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что contemporary dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного, кинетического осознавания, что дает возможность использовать естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями, дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.).

Осознанность как основа пичностной трансформации в contemporary dance

Итак, мы выделили одну из отличительных черт contemporary dance: направленность на процесс сенсорного и кинетического осознавания, на формирование центра внимания в теле. В данной статье мы как раз и остановимся на аспекте осознавания танцором себя, своего тела, своего движения вcontemporary dance и на его психологическом значении для танцора.

На мой взгляд, формирование осознанности - эта одна из важных черт рассматриваемого направления, составляющая его психологический аспект. А также - несущая потенциал для личностной трансформации танцоров.

Быть осознанными в своих действиях, поступках, уметь контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» - это одни из тех навыков, которые необходимы личности для гармонического, творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным в танце - значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно использовать его в движении, понимая основные принципы последнего, осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство движения - то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.

Осознавание телесных ощущений и процесса движения в каждый момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация. Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознавания мы учимся слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент. Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи, на более глубокие пласты, на телесную мудрость.

 Со временем, мы учимся раньше улавливать дисбаланс и вносить корректировки в свое поведение, свою жизнь [8]. Кроме того, в «переводе» на психологический язык осознанность -это основа саморегуляции, а значит, мы действительно учимся быть не только более чувствительными к себе и пространству наших отношений, но и управлять ими. Общими приемами всего разнообразия методик по саморегуляции являются следующие: 1 - состояние мышечного расслабления, 2 -управление ритмом дыхания, 3 - выработка и активизация представлений и чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), 4 - развитие способности к концентрации и децентрации внимания и др. [9].

Мы остановимся на первых двух и покажем как эти приемы проявляются и работают в техниках, упражнениях contemporary dance. Проанализируем их связь с возможностями личностной трансформации.

Состояние мышечного расслабления

Навык регуляции напряжения-расслабления необходимых групп мышц в том или ином движении является одним из базовых моментов contemporarydance. Поэтому, рассматриваемый прием трансформируется из обучения просто мышечному расслаблению, в обучение сознательного использования мышечного расслабления и напряжения. Обретению этого навыка способствует как минимум два момента:

А. осознание различий в функциях, которые призваны выполнять позвоночник и мышцы (противостояние силе тяготения - функция скелета, совершение движений - функция мышц).

Б. сознательное регулирование напряжения-расслабления соответственных групп мышц в движении.

Рассмотрим некоторые упражнения и техники, в которых происходит формирование навыков осознанного использования мышечного расслабления и напряжения.

Прыжки Осознанное расслабление - важная составляющая всевозможных прыжков. Т.к. прыжок совершается за счет работы мышц ног, то для эффективности движения важно оставлять мышцы верхней части тела расслабленными (как правило, у новичков при разучивании прыжков напряжение распространяется на все тело). Достичь такого распределения напряжения-расслабления можно, например, следующим образом. Мы учимся осознанно расслаблять ту или иную часть тела в состоянии покоя, запоминаем ощущения возникающие при этом, и потом применяем это умение в динамике.

Движения, связанные с переворотами Выполняя элементы, связанные с удерживанием веса тела на руках, когда голова из верхнего яруса перемещается в нижний, или с переворотами, когда тело оказывается «оторванным» от пола, также важно владеть навыками осознанного напряжения, расслабления мышц. Это связано с тем, что выполнение указанных элементов, вызывает, как правило, страх. Последний создает естественную реакцию в теле - напряжение, которое проявляет в блокировании суставов (выпрямленные локтевой, коленный суставы), излишнем мышечном напряжении. Владея навыками осознанного расслабления, человек может быстрее справиться с возникающим страхом, т.к. осознает свои телесные реакции и умеет регулировать их (расслаблять мышцы, включать в работу суставы).

Описанные выше упражнения являются, конечно же, только малой частью примеров того, как в процессе занятий contemporary dance происходит формирование навыков осознанного использования мышечного расслабления и напряжения, формирование навыков осознанности. Этот процесс, способствуя изменениям в теле и качестве движений, естественным образом, затрагивает и личность человека, создавая базу для личностной трансформации. Навыки осознанного расслабления человек может использовать и в повседневной жизни, учась эффективно отдыхать, работать, жить в целом. Другим реальным применением обретенного навыка осознанного расслабления может быть следующее. Тело реагирует на пугающую ситуацию определенным, выше описанным образом, как на занятиях при выполнении определенных элементов, так и в реальной жизни, в определенных ситуациях. Учась осознавать, что происходит с телом на занятии (так сказать в экспериментальной ситуации), и регулировать это телесное состояние, участники группы могут применить обретенные знания в реальной жизни, сталкиваясь с пугающими ситуациями.

 Управление ритмом дыхания

Дыхание играет важную роль в движении и управлении им. Поэтому внимание, уделяемое регулированию дыхания, также является важным аспектом формирования осознанности.

Приведу примеры некоторых упражнений, в которых проявляется формирование навыков управления дыханием.

Упражнения, связанные с интенсивной физической работой (подкачка разных групп мышц), стрейчинговые комплексы упражнений. Как правило, выполнение таких упражнений сопровождается сбиванием ритма дыхания (дыхание задерживается, становится неглубоким, перестает осознаваться). В процессе выполнения таких упражнений необходимо дать возможность реально ощутить как налаживание спокойного ритма дыхания, в котором сохраняются ритмичные его фазы, способствует эффективной работе и как с помощью глубокого дыхания можно сознательно расслаблять напряженные участки тела. Такая практика помогает удерживать осознанность и центр внимания в теле, помогая эффективно выполнять указанные упражнения.

Быстрые, ритмичные или наоборот медленные движения, движения, связанные с зависанием, (при прыжках, при поддержках на руках) также нуждаются в правильном дыхании и способствуют формированию навыков управления ритмом дыхания.

Внимание, уделяемое дыханию, приводит к тому, что в процессе занятий приходит осознание важности его регулирования. Приходит понимание, что задержка дыхания и напряжение неразрывно связаны, так что, отпуская дыхание, углубляя его, мы помогаем своему телу стать мягче, свободнее, расслабленнее. В психологическом аспекте осознание, идентификация и регуляция своих дыхательных паттернов способствует соответственным осознанию, идентификации и регуляции эмоциональных состояний, что способствует эффективной жизнедеятельности и поддержанию физического и психического здоровья.

Основываясь на вышесказанном, можем сделать вывод, что занятия contemporary dance учат быть осознаннее, удерживать центр внимания в теле, быть чувствительнее к себе, саморегуляции. Исходя из предположения о том, что телесные ощущения являются индикатором эмоциональных состояний можем сделать вывод, что занятия по contemporary dance способствуют приобретению навыков как телесной, так и эмоциональной саморегуляции. Но здесь необходимо сделать следующую оговорку: сами по себе занятия только способствуют приобретению навыков саморегуляции, но не являются достаточными для этого, т.к. последнее требует целенаправленной и телесной, и психологической практики. Другими словами, это направление современной хореографии, среди прочего, может быть полезным в психологическом смысле, как практика телесного, эмоционального осознавания и как практика, помогающая приобрести навыки психической саморегуляции.

 

 

Тип материала: Неизвестен (jpg)
Размер: 51.08 Kb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 70

Похожие материалы