Статья "«Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии»
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
ФЕОКТИСТОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
|
Сохранение, распространение культурного наследия, формирование научно обоснованного представления о глубокой исторической закономерности возникновения и развития музицирования на народных инструментах, балалайки в частности, является, как известно, одной из важнейших целей культурной политики страны. Традиционные музыкальные инструменты представляют принципиально значимый компонент культурного наследия России. Музыкальный инструмент – это своего рода выразитель национального характера. Как же формировался, закреплялся звуковой образ балалайки в культурной памяти народа; почему и сегодня не исчезает определенный интерес к столь древнему музыкальному инструменту? На эти вопросы я постараюсь ответить, осветив различные аспекты балалаечного искусства - от периода возникновения и становления до практики современности. Обратимся к происхождению этого инструмента и постараемся исследовать историю исполнительства на балалайке.
Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Возможно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Из всех существующих мнений о происхождении инструмента наиболее убедительна версия М.Имханицкого о том, что «балалайка оказалась фольклорным вариантом профессионального скоморошьего орудия – домры». Легкость в изготовлении и освоении способствовали необычайной популярности данного инструмента в России в XVIII - в начале XIX века. Причем, распространение балалайки было повсеместным. На ней играли по всей России, и в городах и деревнях. Столь широкое распространение инструмента в народной среде привлекло к себе внимание отдельных представителей цивилизованного общества. Среди них - придворный скрипач и композитор И.Хандошкин; скрипач И.Яблочкин; исполнитель М.Хрунов; московский музыкант-любитель и композитор В.Радивилов; известный оперный певец Мариинского театра Н.Лавров.
С усилением международных связей со странами Западной Европы к концу XIX века в обществе усиливаются прозападнические настроения. Многие представители привилегированного общества с пренебрежением относились ко всему русскому, к народной музыке, в частности. Балалайка считалась «плебейским» простонародным инструментом и имела всего две струны. Игра на ней ассоциировалась с несерьезными выражениями, типа - «бренчать», «наяривать», «набрякивать. Да и в народной среде балалайка ассоциировалась с пустым времяпрепровождением, о чём свидетельствуют сохранившиеся поговорки: «На словах что на гуслях, а на деле - что на балалайке».
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 25.82 Kb |
Количество скачиваний: | 4 |