Статья "Из истории хакасской интеллигенции"
Предмет: | История |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Тугарина Вера Степановна
|
Из истории формирования хакасской интеллигенции.
Историческая судьба хакасской интеллигенции была очень непростой и прошла несколько этапов развития. Среди них можно выделить декабристские введения, преобразования царского правительства и Советской власти.
В конце XIX - начале XX века наш край, имевший огромные запасы природных богатств, обладавший отличными лесными массивами, водными ресурсами, располагавший в то время благоприятными условиями для земледелия и животноводства, являлся одной из отсталых окраин царской России.1 Хакасы в это время не имели даже собственного названия. Их официально именовали "инородцами" или по названиям отдельных племен: качинцы, сагайцы, кызыльцы и так далее. Не имели они своей письменности, не было школ.2 1863 году в Аскизской степной думе числилось только шесть человек грамотных и тринадцать малограмотных.3
Хакасские улусы еще в начале XIX века неоднократно просили уездное начальство организовать обучение детей русской грамоте. Некоторые состоятельные хакасы, байство для обучения своих детей нанимали частных учителей. Большинство из них были не подготовлены к педагогической деятельности и потому с трудом обучали детей грамоте и письму в течение года или двух.4
Русской грамоте хакасы обучались в большинстве случаев самоучкой, так как царское правительство и байство не были заинтересованы в просвещении хакасского народа и всячески тормозили развитие школьного дела в Хакасии.5
Исключительная роль в распространении грамотности среди местного населения принадлежит политическим ссыльным. Они, попадая в Сибирь, в частности, в Минусинский уезд, занимались здесь культурно - просветительской деятельностью. Особенно этим отличались декабристы.6 За 1832-1836 годы в Минусинске определились декабристы братья Беляевы - Александр Петрович и Петр Петрович, И. В.Киреев, братья Крюковы – АлександрАлександрович и Николай Александрович.7 С их пребыванием было связано появление новых сельскохозяйственных культур и организация школ в городе Минусинске. Здесь была открыта первая частная школа общеобразовательного типа братьями Беляевыми по просьбе мещан, крестьян близлежащих сел и некоторых чиновников. Хотя необходимость в грамотных людях созрела давно, но попытка организовать обучение детей не имела успеха. Так, например, сагайцы еще в 1831 году имели разрешение открыть школу. "Татары степи сагайской, - писал губернатор Енисейской губернии А.П.Степанов, - чувствуя необходимость в грамоте и счёте, ибо подвергались беспрестанным обманам от закупщиков их промышленности, просили учредить между ними училища на право приходского и получили разрешение. В нем письмоводитель степного управления будет учить молодых татар по-русски читать и писать, нумерации и выкладки на счетах".8 Однако школа не была открыта. Официальная школа в Минусинске открылась лишь в марте 1850 года.
Школа декабристов имела в разное время до двадцати учеников. Основными предметами изучения в школе были русский язык, арифметика, география и история. Для обучения детей Беляевы возили с собой учебники.
Но недолго продолжалась просветительская деятельность декабристов. Сведения о школе Беляевых дошли до генерал-губернатора. Он признал, что школьные занятия "государственных преступников" противоречат закону и подписал "положить предел этому злу". Школа декабристов была закрыта.9
Первое училище в уезде открыли в торжественной обстановке с богослужениями и шествием под хоругвями пятого марта 1850 года в городе Минусинске с девятью учащимися, среди которых значился восемнадцатилетний мальчик Осип Колягин, сын "инородца".10 Открытие школы явилось знаменательным событием в уезде. На ее открытие прибыли официальные представители главного управления Восточной Сибири, Енисейского губернского управления, местного чиновничества, купечества, духовенства.11
В 1853-1854 учебном году обучалось тридцать восемь человек, из них четверо - дети хакасов. Вскоре Минусинское одноклассное училище преобразовали в двухклассное с пятилетним обучением.12
В дореволюционные годы существовало два типа низших школ. Одни находились в ведении Министерства народного образования, а другие -церковного ведомства.
Спустя четырнадцать лет после открытия первого училища в уезде, в 1864 году, в улусе Усть-Абаканском, административном центре Качинской степной управы после неоднократных сходов "инородческих" улусов и старост, было открыто министерское училище, первое учебное заведение Хакасии.
В это время в Минусинском уезде насчитывалось одиннадцать училищ с количеством учащихся: двести двадцать один мальчик и тридцать восемь девочек.13 Усть-Абаканская школа Министерства просвещения начала работать с третьего ноября 1864 года. В отчетах о работе этой школы указы-
валось, что она открыта "светскими властями", находится в "заведовании смотрителя Ачинского и Минусинского округов". Школа содержалась за счет общества управы. Должность учителя занимал священник Усть-Абаканской церкви Д. М. Закоурцев, окончивший Иркутскую духовную семинарию. Учились дети в возрасте от шести до четырнадцати лет. В 1874 году здесь обучалось более десяти учащихся. Учителем был А. И.Аланов, окончивший Новосёловскую сельскую школу. Специального учительского образования он не имел.14
В 1867 году организовали еще два училища. Первое - в улусе Усть-Ерба, в котором занималось десять мальчиков, а учительствовал хакас Егор Ботанаков, обучавших детей чтению, арифметике и чистописанию. Другое училище открыли в Хызынжуле. Здесь учились восемнадцать мальчиков и одна девочка. Но этим школам не суждено было существовать более одного-
двух лет. 15
В 1869 году в административном центре Сагайской степной думы, в селе Аскиз, после долгих мытарств открыли Аскизское сельское одноклассное приходское министерское училище.
Дума обратилась к крупному золотопромышленнику П.И.Кузнецову, чтобы он оказал помощь в организации училища в селе Аскиз для хакасских
детей.16
Десятого января 1869 года началось первое занятие в Аскизском "инородческом" министерском сельском приходском училище.17 Это была вторая школа Министерства просвещения. В первый год здесь обучалось четырнадцать учащихся. Учителем был принят Е. С. Катанов, хорошо владевший хакасским и русским языками, но совершенно не знакомый с методикой преподавания в школе. Он сам выучился грамоте у частного лица-письмоводителя Аскизской степной думы Е. Широкова.
В 1860-х годах также была открыта школа Министерства просвещения в селе Бея, а в 80-90-х годах - ряд школ и в других хакасских улусах.18
В школах Министерства просвещения больше обращалось внимания на изучение общеобразовательных предметов. Успешно окончившие Аскизскую и Усть-Абаканскую школы (дети зажиточных хакасов) поступали в Минусинскую городскую школу, Минусинскую женскую прогимназию, Красноярскую учительскую, духовную семинарию, гимназии и другие учебные заведения. Большинство из них после окончания учебных заведений работали учителями.19
Начиная с 80-х годов XIX века царское правительство отдавало явное преимущество церковно-приходским школам перед министерскими. В 1884 году царские власти утвердили специальное "Правило о церковноприходских школах". Всячески поддерживалась и поощрялась работа церковников, взявших на себя попечительство над школами. Это было осуществление политики царизма, направленной против подъема освободительного движения, распространения революционной мысли среди трудящихся масс как русского, так и других народов.20
Под влиянием такой политики открывать новые школы доверялось в основном священнослужителям. Так, под наблюдением церкви около второй половины восьмидесятых годов XIX века открыли в Хакасии Чебаковскую и Божьеозерскую церковно-приходские школы. В 1887-1888 учебном году начала работать Усть-Есинская церковно-приходская школа. Ее основателем был старший брат Н.Ф.Катанова, выпускник Красноярской учительской семинарии.
В 90-х гг. XIX века открыты Усть-Фыркальская, Чарковская, Синявинская, Матурская церковно-приходские школы21 и Табатская Министерства просвещения. С 1903 года стала работать Больше-Сейская церковно-приходская школа.
В церковно-приходских (миссионерских) школах больше внимания уделялось на религиозное обучение и воспитание. В результате такой постановки учебной работы учащиеся не получали хорошую общеобразовательную подготовку. Это вызывало недовольство со стороны общественности.22 Кроме того, хакасских детей, не знающих русского языка, в церковноприходских школах обучали церковно-славянскому языку. В результате из этих училищ дети выходили почти безграмотными, не знающие ни русского, ни церковно-славянского языка.23 В 1904 году хакасы Усть-Абаканской управы на общественном собрании решили закрыть Усть-Фыркальское и Чарковское церковно-приходские училища и открыть министерские, так как "их ребятишек, не знающих русский язык, заставляют учить церковнославянский язык, и, вообще, из этой школы выходили дети, кроме молитв, ничего не знающие".24 Участники собрания настаивали перевести церковноприходские училища в министерские, где дается преимущественно реальные знания. Желание населения не было удовлетворено. Духовенство отстояло существование церковно-приходских школ.25
По этой причине некоторые зажиточные хакасы предпочитали отдавать своих детей в русские школы.
Наиболее способные выпускники церковно-приходских школ направлялись в Бийское миссионерское катехизисное училище, где готовили священнослужителей и учителей миссионерских школ. Среди окончивших это училище было немало прогрессивных учителей, которые давали детям полезные знания. К их числу можно отнести П. Т. Штыгашева, А. Т. Казанакова и других.26 В 80-90-х годах и позже Красноярскую учительскую семинарию окончили С. И. и И. И. Алановы, Ф. М. Коков, М. И. Райков, Г. И. Итыгин, К. С. Тодышев, духовную семинарию - А. В. Барашков, С Д. Майнагашев.
Из числа формирующейся хакасской интеллигенции высшее образование имели Н. Ф. Катанов, М. И. Райков, А. В. Барашков, С. Д. Майнагашев. Из учителей дореволюционного времени - Г. И. Итыгин, В. Н. Окунев, П. Т. Штыгашев, К. С. Тодышев, А. Т. Казанаков и М. И. Ултургашев впоследствии стали активными участниками культурного строительства Советской Хакасии.27
Новая власть, пришедшая с победой Октябрьского вооруженного восстания, поставила задачу построения социалистического, а затем коммунистического общества, для выполнения которой необходимо было привлечь широкие массы, поднять их политическую активность и ликвидировать культурную отсталость народа. Поэтому первоочередной задачей явилась ликвидация неграмотности среди взрослого населения и осуществление всеобщего обучения детей школьного возраста.
Программа партии, принятая на VIII съезде РКП(б) в марте 1919 года, требовала "Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до семнадцати лет".28
Наряду с привлечением на сторону Советской власти представителей русской и хакасской интеллигенции, Минусинский Совет ставит задачу подготовить новые кадры. Намечается открытие специальных учебных заведений, в том числе и в Хакасии.
В соответствии с Декретом СНК РСФСР "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от двадцать шестого декабря 1919 года Минусинским отделом народного образования были организованы четырехмесячные курсы по ускоренной подготовке учителей школ в августе 1921 года, на которых обучалось более двадцати человек из Хакасии. Выпускники получали образование, соответствовавшее одному классу национальной школы.29Однако при общем недостатке учителей и низком образовательном уровне населения подобная мера не могла решить проблему кадров.
По данным демографической переписи 1920 года грамотность хакасов Усть-Абаканской и Аскизской волостей составляла среди мужчин 11,4 процента и среди женщин- 4,4%.30
Десятого февраля 1924 года в селе Усть-Абаканское состоялось торжественное заседание Хакасского уездного революционного комитета Енисейской губернии по случаю образования Хакасского уезда. Его создание способствовало решению задач не только хозяйственного характера, но и развитию народного образования и культурного просвещения населения. Вследствие того, что коренное население имело большое тяготение к учебе, уездный отдел народного образования в 1924-1925 годах стремился не только к увеличению сети школ, но и к созданию хакасской письменности и переводу преподавания в школах на родном языке. С этой целью была создана специальная комиссия. УОНО в срочном порядке привлекал лиц, способных осуществлять преподавание в школах на хакасском языке, и направлял их для подготовки в Минусинский техникум.31
В Хакасии не было своих учебных заведений, где бы из местного населения готовились кадры специалистов. Поэтому основным путем их подготовки было направление на учебу в другие районы страны. В 1924 году десять хакасов были направлены в Коммунистический университет трудящихся Востока и Красноярскую совпартшколу.32 Начиная с этого времени, представители Хакасии систематически направлялись на учебу в другие города.
Всего за 1924-1928 годы на учебу в совпартшколу, вузы и техникумы Москвы, Томска, Красноярска и других городов страны было направлено из Хакасии сто сорок человек, в том числе 83 хакаса. Все они были детьми бедняков и батраков, пастухов и охотников.33 Эти факты говорят о том, что четко выполнялись идеологические установки правящей партии: детям кулаков доступ в высшие учебные заведения был практически закрыт.
Первым профессиональным учебным заведением Хакасии является Хакасский педагогический техникум, открытый десятого октября 1929 года с одним школьным отделением, в котором за десять лет было подготовлено 510 учителей.34
Педтехникум стал первым профессиональным учебным заведением по подготовке специалистов Хакасии, внес весомый вклад в становление системы народного образования и формирование национальной интеллигенции.
Вслед за ним в нач. 30-х гг. были основаны совпартшкола, высшая колхозная школа и медтехникум.
Таким образом, с образованием названных учебных заведений Хакасия получила возможность на месте готовить кадры средней квалификации. Специалистов с высшим образованием по-прежнему готовили в других городах, причем масштаб подготовки все время увеличивался.35 Так, создавалась база для пополнения рядов многонациональной интеллигенции Хакасии.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что Хакасия в течение рассматриваемого периода сначала очень медленно, затем все быстрее повышала темпы по образованию своего народа. Если в дореволюционный период всего четыре хакаса имели высшее образование, то 1924-1928 гг. на учебу в вузы страны было направлено восемьдесят три человека, не считая специалистов среднего звена. Этот процесс в самом прямом смысле имеет отношение к политике, проводимой партией большевиков. И как бы мы сегодня не относились плохо к социализму, он дал нашему народу возможность приобщиться к достижениям мировой культуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937). – Абакан, 1983. – с. 9
2. Там же – с.12
3. История Хакасии с древнейших времён до 1917 года. – М., 1993. – с. 352
4. Мохов А.Н. Дореволюционные школы в Хакасии. // Учёные записки – ХакНИИЯЛИ. Вып. XIII. – Абакан, 1968. – с. 70
5. Мохова Г.А. Социально-экономический очерк истории Хакасии (вторая половина XIXвека). - Абакан ,1958. - с.118
6. Там же – с. 120
7. Патачаков К.М. Декабристы в Минусинской ссылке // Вопросы истории Хакасии. Вып. XXI.- Абакан, 1997. - с. 50
8. Цит. по ст.: Патачаков К.М. Декабристы в Минусинской ссылке. - с. 56
9. Патачаков К.М. Декабристы в Минусинской ссылке. - с. 56-57
10. Там же. - с. 72
11. Патачаков К.М. Первые школы в Хакасии. - с. 169
12. Там же – с. 169
13. Мохов А.Н. Указ. соч. - с.72
14. Патачаков A.M. Указ. соч. - с. 170-171
15. Мохов А.Н. Указ. соч. - с. 73
16. Там же - с. 74
17. Там же - с. - 75
18. Асочаков В.А. Указ. соч. - с. 13
19. Патачаков К.М. Указ.соч, - с. 174.
20. Там же - с. 172
21. Усть-Фыркальская школа открыта 17 августа 1891 года по инициативе местного священника Е.И. Иптышева (ЦГАРХ, ф. И-15, оп.1.д.80, л.3); Синявиская и Чарковская школа начали работать в 1892 год. Чарковскую школу основал Г.И.Отрыгашев, служитель Усть-Абаканской церкви; Матурская школа открыта в 1897 году священником П.Т. Штыгашевым (ЦГРАХ, ф.16, оп. 2, д. 87, л.л. 1-16)
22. Патачаков К.М. Указ. соч. - с. 173
23. Мохов А.Н. Развитие народного образования в Хакасии // Ученые записки АГПИ. Вып. II. - Абакан, 1956 - с.104
24. Там же - с. 104.
25. Патачаков К.М. Указ. соч. - с. 173
26. Там же – с. 174
27. Там же - с. 175
28. КПСС в резолюциях. - В 2-х ч. - М., 1954. Ч.1. - с. 419
29. Мохов А.Н. Развитие народного образования в Хакасии. - с. 108
30. Кириловская Е.В. К вопросам о роли национально-административного образования в развитии культуры хакасского народа.// Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. - Абакан, 1998. - с. 147
31. Асочаков В.А. Указ. соч. - с.73
32. Там же – с.73-74
33. Ултургашев С.П. Из истории формирования Советской интеллигенции в Хакасии. – с. 129
34. Ултургашев С.П. Был нацелен на будущее. – с. 15-16
35. Он же. Из истории формирования Советской интеллигенции в Хакасии, – с. 130
ЛИТЕРАТУРА
· Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) / Отв. ред. В.Л. Соскин. - Абакан.: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1983. - 180 с.
· Гладышевский А.Н. О старшем брате Н.Ф. Катанова // Актуальные проблемы подготовки специалиста в педагогическом вузе: Материалы II
· республиканских катановских чтений.- в 2-х томах / Посвящаются 50-летию АГПИ им Н.Ф. Катанова.- т. 1 - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1995.- с. 224-227
· История Хакасии с древнейших времен до 1917 г./ Отв. ред. Л.Р.Кызласов. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993, - 525 с.
· Кирилловская Е.В. К вопросу о роли административного образования в развитии культуры хакасского народа // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития.- Абакан, 1998.- с. 147-150
· Котожеков Г.Г. Культура народов Алтайского нагорья.- Абакан, 1992.-192 с.
· КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 2-х частях. Издание 7. – М.: Государственное издательство политической литературы, ч. 1 – 1898-1914-1924 гг. 831 с., 1953 г.; ч. 2 – 1925-1953 гг., – 1204 с.
· Мохов А.Н. Дореволюционные школы в Хакасии // Ученые записки ХакНИИЯЛИ.- Вып. ХШ.-Абакан, 1969.- с. 68-85
· Мохов А.Н. Развитие народного образования в Хакасии // Ученые записки Абаканского государственного педагогического института. - Вып. II.-Абакан, 1956.-С.101-117
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 214 Kb |
Количество скачиваний: | 3 |