Статья "Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы в классе фортепиано"
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Коротких Алла Сергеевна
|
Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы в классе фортепиано
Алла Сергеевна Коротких
КГКП «ДМШ имени Касыма Аманжолова»
Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы.
Музыкальное обучение детей - одна из важнейших задач гармонического развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех обучения зависит, прежде всего, от того, насколько интересны для ребёнка такие занятия. Принципы и приёмы, положенные в основу уроков – игр, учитывают разнообразные свойства психических, умственных и физических возможностей детей. Работа по организации пианистического аппарата требует большого внимания со стороны педагога, особенно в столь юном возрасте. Основной всеми известный принцип – не навредить. В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Начиная каждое занятие, надо помнить, что постепенность и последовательность – золотое правило обучения. Все жестокости в игре, отрицательные моменты. Напряжение рук происходят зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую робость, что может быть связано, с размером фортепиано, количеством клавиш и т.д. необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью игровых упражнений, что позволит отвлечь его от лишних волнений, и настроит ребёнка на естественную работу. Важно – естественность и непринуждённость движений.
Очень важно уметь расположить к себе ребенка во время первого знакомства. Дети чувствительны и восприимчивы к интонациям речи, мимике педагога, к настроению. Фальшь и неискренность в поведении дети чувствуют мгновенно. Доброжелательность, радость встрече и знакомству, непринужденность и открытый интерес к ребенку – вот самые лучшие помощники педагога.
Во время знакомства расспросите ребенка о его интересах, о том, чем он любит заниматься, такие любимые передачи и мультфильмы смотрит по телевизору, есть ли у него дома домашнее животное, любит ли он рисовать, умеет ли читать и т.д. дети с удовольствием любят рассказывать о себе. Педагог тоже может рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях. Это способствует возникновению более доверительной обстановки.
Итак, познакомившись, нужно ребенку рассказать о правилах поведения в школе и на уроке:
1) В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми у которых не обучаешься. Это знак вежливости и уважения.
2) Прежде чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми присутствующими.
3) На урок приходить опрятно одетым, с чистыми руками, подстриженными ногтями.
4) В конце урока ученик обязательно должен попрощаться с учителем.
Говоря об учебном процессе и задачах подготовительного года обуче¬ния, следует отметить следующее.
Занятия в подготовительных группах имеют большое значение для пра¬вильного отбора детей в музыкальную школу с целью дальнейшего музы¬кального образования, т.к. наблюдение за каждым ребёнком в процессе рабо¬ты с ним дает более полное представление о степени его способностей, вос¬приимчивости, развитии, наличии необходимых музыкальных данных.
Работа с детьми подготовительной группы предполагает комплексный подход к развитию музыкальных способностей. В течении первого года обу¬чения наряду с развитием слуховых представлений, ритма, памяти (чему в большой степени способствуют занятия по хору, сольфеджио и ритмике), преподавателю по фортепиано следует научить ребёнка правильно сидеть за инструментом, привить ему навыки грамотного звукоизвлечения, формиро¬вать в нём бережное отношение к звуку, учить слышать свою игру.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребёнок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии. Также стоит отдать должное внимание, такому понятию как восприятие. Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в подготовительном классе. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями учащихся подготовительного класса.
Преподаватель не только учит играть на фортепиано. Он является разъ-яснителем и толкователем музыки вообще.
Все преподносимые ребёнку знания надо, так или иначе, увязывать с его личностью и потребностями, имея в виду выполнение главной задачи - по¬мочь ученику полюбить музыку.
В своих требованиях к ученику необходимо проявлять осторожность и индивидуальный подход. Встречаются работоспособные дети, усваивающие все легко и при этом выполняющие всё одинаково хорошо. Другие работают быстро, но не достаточно основательно; третьи отличаются тщательностью, медлительностью в работе; четвертые медлительны и небрежны. В соответст¬вии с этим преподаватель должен дифференцировать свои требования. При этом необходимо следить за тем, чтобы чрезмерно не перегружать учащихся заданиями. Процесс обучения должен проходить постепенно, шаг за шагом.
Результаты воспитания проявляются чаще всего лишь с годами.
Список использованной литературы:
1.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3 – 5 лет. - М., 2009.
2.Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д, 2008.
3.Сычёва М.А. Первые уроки музыки. – Ростов н/Д, 2009.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 32.5 Kb |
Количество скачиваний: | 13 |