Статья по истории "Русское православие"

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Автор:

Русское православие: история и современность.

 На протяжении веков люди верили в добро и справедливость, в милосердие и прощение грехов. Православное христианство внесло немалый  вклад в сохранение межконфессионального согласия, общественной стабильности и мира в нашей стране. Сегодня православная церковь продолжает традиции своего ответственного служения. Религия помогает людям обретать веру, приобщиться к духовным истокам, укрепляться духовно, соблюдать  моральные устои и традиционные семейные ценности.

Религия  в России развивалось на протяжении многих веков.  Крестя Русь князь Владимир был далек от политических расчетов. В свою очередь Византийский император Василий Второй искал союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки.  Он был вынужден обратиться к Владимиру Святославовичу, пообещав выдать замуж  за него свою свою сестру Анну. По христианскому обычаю Владимир будучи язычником не мог жениться на христианки. Византия для Руси была символом  мощи, богатства.

            Одной из распространенных версий о крещении Руси было то, что князь Владимир разбил союзников Фоки –хазар, но обещание греки не выполняли. Тогда князь штурмом взял город Корсунь (Херсонес) и был предложен византийцам в качестве выкупа за невесту.

            Летом 988 года Владимир собирает русичей на берегу Днепра, где их крестили византийские священники. Это событие вошло в историю как крещение Руси и принятия христианства народом.

            После вторжения на Русь монголо-татар (1240), упадка и разорения  значение Киева как политического центра падает. В 1299 году митрополит Киевский Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. В конце 1325 года местом пребывания Киевских митрополитов стала Москва.

            Статус автокефалии с 1448 года, когда собор в Москве поставил на Русскую митрополию (с центром в Москве) Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем. С 1448 по 1589 год Московская Церковь (без Киевской митрополии) управлялась фактически независимыми митрополитами. Начиная с царствования Иоанна III, в Русском государстве появилась концепция, согласно которой, вследствие духовного и политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патриарха Иеремии II. В 1589—1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов.

Суровым испытанием для церкви было смутное время. Поляки, находившиеся в Москве грабили церкви, оскверняли мощи святых, убивали служителей церкви, брали в заложники.  Был пленен и фактический глава русской православной церкви митрополит Филарет.  В стране, благодаря, церкви была укреплена власть первого царя из династии Романовых.

Затем в средине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Несогласные с этой реформой произвели раскол в Русской церкви, называя себя старообрядцами.

Общая характеристика Синодальной эпохи: упразднение патриаршества, запрет соборов, преобладание государства над церковью, превращение церкви в Ведомство государственного управления, количественный рост Церкви. Богословская мысль. Возрождение старчества.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года Православная церковь в России была отделена от государства и стала им всячески преследоваться и разлагаться. В1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны.Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов (Обновленческий, Григорианский и др.) и период гонений. После смерти Патриарха Тихона в1925 году власти не позволили проведение собора для избрания его преемника; патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр (Полянский), вскоре арестованный и замученный.

В период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) руководители страны кардинально изменили отношение к церкви. Гонения прекратились. Был назначен новый митрополит Сергий (Страгородский). Церковь делила трагическую судьбу со своим народом.

В начале 60-х годов заново меняется политика в отношении церкви. Начинаются новые притеснения церкви. Священники другие отбывали заключение в советских тюрьмах и в ссылке, защищая свободу вероисповедания.

Начиная с 1987 года, в рамках проводившейся при Михаиле Горбачёве политики гласности и перестройки, начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении, происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и отмена ограничений деятельности религиозных объединений. Важной вехой явился 1988 год — год празднования тысячелетия Крещения Руси и проведения юбилейного поместного собора РПЦ. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР по телевидению — впервые в истории Советского Союза люди смогли видеть прямые трансляции богослужений по телевизору.

На рубеже 1980-1990 гг. кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. Началось возрождение религии. Возобновилось строительство храмов.  В Москве восстановлен храм Храм Христа Спасителя. Свобода совести, закрепленная конституцией, гарантировала гражданам страны возрождения духовности России, обогащение тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.

Пусть в  нашей стране, в каждом доме, царят счастье, благополучие, мир и достаток. Каждый верующий человек несущий добро государству, людям обретет душевные силы  в добрых начинаниях. И нас живущих на земле не покидают счастье, благополучие, мир и достаток.

Список использованной литературы.

1.      Духовная жизнь России // Данилов А.А. История России 20-начало 21 века / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – Москва : Просвещение, 2013.  – С. 353-360.

2.      Митрохин Н. А.. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М. : Новое литературное обозрение, 2006.

3.      Русская Православная Церковь // Православная энциклопедия. – Москва, 2000 (нулевой том).

4.      Смута // Данилов А.А. История России. Конец 16-18 век / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – Москва : Просвещение, 2012. – С. 12-23.

5.      Дубин Б. «Легкое бремя»: массовое православие в России 1990–2000-х годов // Религиозные практики в современной России / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. — М. : Новое издательство, 2006. — С. 69—86. 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 64 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 64

Похожие материалы