Тема любви в творчестве С. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Предмет:
|
Русский язык и литература
|
Категория материала:
|
Презентации
|
Автор:
|
Соболева Ирина Михайловна
|
Здесь была ссылка на работу Тема любви в творчестве С. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана" автора Соболева Ирина Михайловна.
Ссылка на нее удалена по требованию посредника Инфоурок.
Если вы являетесь автором этой работы и хотите подтвердить её публикацию на этом сайте,
.
Тема любви в творчестве С. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана".Можно вспомнить высказывание самого поэта;"Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Это сказано С.Есениным в 1921году. Но в 1923-м, когда поэт вернется из-за границы, Именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется созданным осенью того же года циклом стихотворений "Любовь хулигана". Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра - Августой Миклашевской. Взаимоотношения Есенина с этой женщиной не были похожи ни на один из его прежних романов. Любовь эта была чистой, возвышенной, неземной. и это было то чувство. которое достойно запечатлеться в поэзии. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Чудный образ открывает стихотворение. Случайно ли "пожар голубой" ассоциируется со словом любовь? Задумаемся о лексическом значении слова "пожар", В каких словосочетаниях чаще всего встречается слово "пожар"? ( пожар-пламя. охватившее что-либо. "пламя чувств", "пламя души" - устойчивые выражения в сочетании с прилагательным "голубой" (для Есенина цветом чистой, нежной. высокой души) рождает образ мгновенно вспыхнувшего чувства. Какой глагол ( "заметался" ) усиливает волнение, беспокойство от этого трепета, впервые охватившего поэта, что в пылу его "позабылись родимые дали"? Вспомним, что метафора "любовь - пожар сердца" встречалась у В. Маяковского: Мама! Ваш сын прекрасно болен Мама! У него пожар сердца. Если сопоставить эти образы, увидим, у кого он откровеннее, по- юношески восторженнее? (У Маяковского, ему 20) А как представлен этот образ у Есенина? (Скромнее, здесь нет ни "лесенки", Ни восклицаний, ни прямых указаний, но зато в нем чувствуется глубина зрелого переживания, Есенину 28.) Какие изобразительно - выразительные средства помогают автору в создании портретного образа лирической героини? (ЭПИТЕТЫ) давайте найдем их.("глаз злато- карий омут", поступь нежная, легкий стан", "тонкая" рука, волосы "цветом в осень" Какие слова помогают отразить все оттенки переживаний человека, различные стороны его души? Правильно, это настойчиво повторяющиеся условные и усилительные частицы передают готовность лирического героя к чувству, возможность его, и предпочтение всему, что было раньше.("Мне бы только смотреть на тебя...." "Если б знала ты...", "Я б навеки забыл кабаки/ и стихи писать забросил...." "Только тонкой касаться руки...", "Я б навеки пошел за тобой..." Нельзя не заметить повторы – излюбленные Есенинский прием, восходящий к народной песне. Давайте посмотрим, каким был наш лирический герой в начале цикла, каким он стал теперь. В этом нам поможет яркое сравнение. «Был я весь как запущенный сад…» Как поэт обращается к своей героине? Как ее называет? почему ни разу не встречается в этих стихотворениях местоимение "она"? с момента появления лирической героини и до прощания с ней поэт использует только два слова- "ты" и "дорогая" ("Мне Бы только смотреть на тебя...", "Ты такая ж простая как все...", "Пускай ты выпита другим...", "Дорогая. сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...". "Разлюбил ли тебя не вчера?" Несомненно, что обращение к условному наклонению усиливает наше восприятие роли в жизни лирического героя. Как развиваются взаимоотношения поэта и лирической героини в последующих стихотворениях цикла? Предлагаю отметить из стихотворений те цитаты, которые с вашей точки зрения лучше всего характеризуют этап развития чувства героя - составить своего рода сюжет этого романа. Может получиться такая запись: "Я б навеки пошёл за тобой..."- готовность любить. "По - смешному я сердцем влип..."-понимание, что любовь пришла. "Ты стала нравиться вдвойне/Воображению поэта... " - усиление чувства. "Всё явилось как спасение... "- зенит, вершина чувства. "Ведь не осталось ничего,/Как только жёлтый тлен и сырость... "- понимание того, что ничто не цветёт вечно. "И любовь - не забавное ль дело?../Знаю, чувство моё перезрело... " -чувствуется ирония, особенно в слове "перезрело". Читая стихотворения, мы словно переворачиваем одну за другой страницы жизни поэта. Есенин так смог рассказать в своей поэзии о любви. что его произведения занимают достойное место на золотой полке любовной лирики. Наверное. в этом отношении уместно вспомнить Маяковского, который в стихотворении, посвященном С. Есенину, писал : «Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел". Мы заканчиваем урок мастер - класс. Очень хотелось, чтобы несколько минут общения с вами в чем-то обогатили вас, стали импульсом к новым размышлениям, желаниям больше и больше узнавать лирику Есенина, этого удивительного поэта, умевшего так проникновенно волновать струны человеческой души.
Тип материала:
|
Презентация Power Point (ppt)
|
Размер:
|
2.79 Mb
|
Количество скачиваний:
|
74
|
Просмотров: 253
Похожие материалы