Тема: Праздник казахского народа – Наурыз.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Рабочие программы
Автор:
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА, ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ЛЮБВИ К РОДНОЙ СТРАНЕ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.ХОД МЕРОПРИЯТИИ: I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.II.СЛОВО УЧИТЕЛЯ О НАУРЫЗЕ.III. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (НЕ БОЛЕЕ 4 – 5 ЧЕЛОВЕК) Наурыз - древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. Наурыз называется у казахов также «Улыстын улы купи' (Великий день народа). Но по используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово «наурыз» восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу «новый» + роуз «день».Слово «Наурыз» в казахском языке имеет несколько значений:1)название первого дня Нового года,2)название первого месяца каждого года животного цикла,3)название праздника Нового года,4) название угощений, приносимых в этот праздник,5)название жанра стихов и песен.По древним представлениям казахов и их предков - тюрков каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года «Наурыз» -  день весеннего равноденствия. Ср. казахские выражения «алты аи жаз боны» (шесть месяцев лета), «алты аи кыс боиы» (шесть месяцев зимы) /'аш жаздай» (все лето), «ала кыстай» (всю зиму) и т.д. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние - отрицательный, соответственно, они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом.Наурыз - день обновления природы, и соответственно у людей это праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов Он призывает людей к очищению их души, очищению от ненависти, к прощению людям их грехов и зла. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходить счастье, поэтому эта ночь называется «Кызыр тулии» (Ночь счастья), это также «день прихода добра на землю», «день прилета грачей», «начало года», «день, когда зеленое счастье (т.е. трава) открывает глаза», «день спуска на Землю Года», «День, когда каменные груди Матери-Земли смягчаются, и они дают молоко», «День, когда растает синий камень Самарканда», «День, когда на земле устанавливается добро» и т.д.Наурыз - вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери-Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов - Праздник праздников.     Издревле считалось, что в день Наурыза происходит обновление в природе: гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Народы Востока отмечали его в доисламскую эпоху, позднее ему придали уже исламскую окраску. Однако он сохранил преимущественно земледельческие обряды. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия символизировало вечное обновление жизни Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане. Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорится о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого скупца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы. Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. «Хлеб-соль бери, правду расскажи»,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. Богат праздничный дастархан. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больших котлах - тайказанах, а число гостей не ограничивалось. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение. Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считалось зазорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не насытится. На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье. IV. Рефлексия.
Тип материала: Неизвестен (jpg)
Размер: 140.58 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 120

Похожие материалы