Тема творческой работы (авторская кукла - поделка): «Я помню чудное мгновенье…»
Предмет: | Технология |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Безбородова Елена Ивановна
|
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ.
В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.
Традиционная тряпичная кукла
Она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми.
Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией.
Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках.
Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.
Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы.
Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.
Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом.
Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке.
На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми.
Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе.
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 4.09 Mb |
Количество скачиваний: | 1 |