Творческий проект "По следам времени"
Предмет: | Технология |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Верещак Елена Анатольевна
|
Творческий проект "По следам времени"
Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин
Большие пространства русской земли стали причиной того, что обряды, связанные с земледельческим календарем, укладом жизни самой большой группы населения России — крестьянства, сложны и разнообразны. Столь же сложна и разнообразна традиционная русская одежда. Это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять.
Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII–XX вв. Ученые выделяют четыре комплекса одежды: рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с понёвой и сорокой, рубаха с юбкой-андараком и платье кубельком. Вариантов же костюмов очень много. Сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону, понёвный — южнорусскому. Конечно, деление это довольно условное. Любой комплекс трехчастен — это головной убор, собственно одежда и обувь.
Каким же он был, русский национальным костюм?
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы
Самым любимым цветом в русском народном искусстве и особенно в одежде был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.
Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его. Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался).
Полотна ткались узкие (30-40 см), и поэтому рубахи шились с цельнокроенными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани-подоплеку (вот что значит “знать подоплеку дела”). ПОДОПЛЁКА — холщовая
ткань, которой подбивались
изнутри мужские рубахи,
сарафаны.
Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни – шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком – гашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”).
На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться).
Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Фашистский национализм называли «коричневой чумой»
Кисея –очень тонкая прозрачная хлопчатобумажная ткань фабричного производства. Кисейная барышня - утонченная натура.
КАНИТЕЛЬ — свитая в спиральку золоченая,серебряная или медная нить
для вышивания.
Рассматривая полотна известных русских художников Аргунова, Венецианова, Крамского, Малявина, Серебряковой, невольно останавливаешь взгляд на тех картинах или портретах, на которых кисть живописца запечатлела персонажи в народных костюмах. Яркая, красочная гамма рубах, сарафанов, понев, шубок, головных уборов... В них отражено представление народа о красоте и гармонии окружающего мира
На картинах, запечатлевших женщин, девушек на полянах, в лесу, на жнивье, зримо видна неразрывная связь народной одежды с родной природой.
Мы рады, что сбор материала для музея стал для нас праздником, осталось ощущение прекрасного, удивление, радость, прекрасное настроение ,что неоценимо в формировании нас, как творческих личностей, Главной наградой для нас станут горящие интересом, задором и азартом глаза наших сверстников приходящих взглянуть на новые экспонаты нашего школьного музея. Первые впечатления – самые сильные, они запомнятся на всю жизнь. Пусть они будут связаны с родной воронежской землей, ее обычаями , с нашими корнями, предками их культурой - нашими истоками.
Д.С.Лихачев:Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 11.67 Mb |
Количество скачиваний: | 2 |