Урок 15-16. Искусство. 9 класс. Учитель М.А.Грабар. Тема: «Художник и ученый». 2 часа.
Предмет: | ИЗО, МХК |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Грабар Марина Алексеевна
|
Раздел, тема урока
Элементы содержания
Требование к уровню подготовки обучающихся
Контроль
15
16
2
Художник и ученый.
Урок контрольная.
Урок - зачёт.
Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.
Пользоваться справочной литературой
Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.
Тематический.
Фронтальный.
Урок 15-16. Искусство. 9 класс. Учитель М.А.Грабар.
Тема: «Художник и ученый». 2 часа.
Вид (тип) урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
- выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения
Задачи:
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- применить умения и навыки в художественной деятельности.
Материалы и оборудование:
Учебник “Искусство 8-9 класс”. М., Просвещение, 2013 г., компьютер музыкальный фрагмент А.Скрябина « Прометей. Поэма огня».
«Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству. Антисимметрия».
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.
Запись в тетрадь темы урока, кратких тезисов. Работа с раздаточным материалом (карточки).
Определение: антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами.
Антисимметрия понятие противопоставления.
В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро и зло, жизнь-смерть, лево-право, верх-низ и т.п.
Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия), формирует новый художественный язык искусства.
В середине ХХ века появилось понятие Антисимметрия, т.е. противоположно симметрии. О том, что философия присутствует практически во всех произведениях искусства, думаю, тоже никому не надо доказывать.
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками.
И это действительно так. Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.
Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.
Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление. В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия», т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление.
В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.
Можно ли совместить живопись, философию и математику? Ответ, казалось бы, очевиден. Что общего может быть у этих совершенно разных, на первый взгляд областей? Однако, общее всё-так есть — это творческое начало, присутствующее во всех этих областях. Неискушённому человеку может показаться странным, что в философии, а, тем более, математике можно найти творческое начало.
Однако как ни странно, сами математики имеют совсем другое мнение на этот счёт. Вот, например, как отзывалась о математике известная женщина-математик Софья Ковалевская: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».
Вторит ей и выдающийся немецкий математик Карл Вейрштрасс: «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком». А вот, что сказал о математике сам король поэзии Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Прекрасным примером того, как можно объединить все эти три области в одном, служит замечательный голландский художник и график Мауриц Эшер. Картины Эшера могут показаться кому-то довольно странными или даже нелепыми, но, всматриваясь в них, можно заметить, что за всеми ними стоит какая-то философия.
Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь.
Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Правая и левая части композиции не только зеркально симметричны, но и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц летащих на фоне светлого дневного неба.
Среди солнца и света рождаются образы тьмы. Или, напротив, лучи света, рождающиеся на границе темного царства? Нет четкой грани.
Одна субстанция проникает в другую. Свет и тьма, порядок и хаос. Порядок и хаос оказываются неразрывно связаны.
Хаос на одних масштабах может порождать упорядоченность на других и, напротив, хаос в некоторых своих проявлениях выступает как сверхсложная организация.
Попробуем определить границу, на которой кончается день и начинается ночь, где черные лебеди превращаются в белых. Эта граница оказывается в разных местах в зависимости от того, рассматриваем мы картину слева направо или справа налево. Психологи называют этот эффект бистабильностью восприятия. Этот эффект используется в ряде психологических тестов. Художник и психологи играют в похожие игры.
Мауриц Корнелиус Эшер (1898 – 1972) – голландский график. Его привлекали обманчивые, двусмысленные элементы пейзажа, парадоксальные ракурсы,
иллюзии пространства, противопоставление иллюзии и реальности.
Слева – цветная гравюра «Солнце и Луна». Контраст дня и ночи, составляющих единство. Если сосредоточить внимание на светлых птицах, то в центре становится заметным солнце с лучами, если – на темных птицах, то в центре можно увидеть полумесяц и разбросанные по пространству звезды, планеты и комету. Все относительно: в каждом образе есть его прямая и оборотная сторона (свет и тень), и в зависимости от настроя видеть темное или светлое человек видит то или другое.
Именно поэтому работы Эшера с его графическими парадоксами вначале привлекли внимание ученых: математиков и психологов и только потом – искусствоведов.
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А.Блок
…….
Всегда после тьмы наступает рассвет –
Тогда нам прекраснее кажется свет.
Фирдоуси
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение “метаморфоз”, фигурирующих в разных формах во множестве работ
Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял” в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые существа.Маленькое чудовище выползает из шестиугольной мозаики, чтобы начать краткий цикл трехмерного бытия. Достигнув Высшей точки,- достигнув додекаэдр, рептилия вновь возвращается в безжизненную плоскость.
Важно не терять «времен связующую нить» и уметь вернуть созданных драконов в плоскость листа.
И опять иметь дело с теоретическими возможностями, а не с опасными реалиями. Рекурсией называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно. Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах.
Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности. Э
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 586.75 Kb |
Количество скачиваний: | 66 |