Урок исследование Национальный характер и язык.
Предмет: | Иностранные языки |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Оплеснина Янина Петровна
|
В основе исследования заложена следующая проблема:
национальный характер влияет ли на язык народа.
Гипотеза:
Национальный характер влияет на язык народа.
Цельработы: узнатькакязыкихарактернародавзаимосвязаны.
Объектисследования: национальныйхарактеркомиирусскогонарода.
Предметисследования: коми-русскиесловари, словарьрускогоязыкаОжегова
Задачи:
1. Узнатьчтовлияетнаформированиенациональногохарактера.
2. Провестианализсловарей.
3. Установитьвзаимосвязьнациональногохарактераиязык
Итак : по мнению Питирима Александровича Сорокина Национальныйхарактер–этосумманаследственныхданных, определяющихтипическуюреакциюданнойнациинаокружающуюеедействительность.
Портретытипичныхпредставителейнаций:
Японец: трудолюбивый, осторожный, организованный, серьезный, упорный, озабоченный.
Англичанин: тактичный, спокойный, критичный, умный.
Немец: практичный, организованный, трудолюбивый.
Русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый.
Удмурт: миролюбивый, доброжелательный, гостеприимный, деликатный, сдержанный, стеснительный, терпеливый, конформный.
Коми-зыряниникоми-пермяк: эмоциональный, чувствительный, недоверчивый, замкнутый
( изсборникаХотинец 2000г : стр.92).
- Самый простой путь изучения связи формирования человеческого поведения иллюстрируется цепочкой:
экология→культура→социализация→личность→поведение
Источниками информации о национальном характере являются фольклор, национальная литература и международные анекдоты, виды деятельности (род занятий), территория проживания.
В русских международных анекдотах англичане обычно подчеркнуто пунктуальны, немногословны, прагматичны, сдержанны, немцы практичны, дисциплинированны, организованны, помешаны на порядке и потому ограниченны. Французы – легкомысленные гуляки, эпикурейцы, думающие только о женщинах, вине и гастрономических удовольствиях. Американцы – богатые, щедрые, самоуверенные, прагматичные. Русские – бесшабашные рубахи-парни, неприхотливые, алкоголики и драчуны, открытые, неотесанные (Тер-Минасова 2000г: стр139).
Немец, француз и русский прыгают с моста.
Немец прыгает, чтобы спасти свои деньги.
Француз прыгает, чтобы спасти любимую женщину.
Русский прыгает, потому что на мосте надпись: “С моста не прыгать”.
Народные сказки, песни, легенды и т.д. заселяют душу ребенка национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В устном творчестве народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость
(Ильин 1993г: стр238).
Например, русский Иван-дурак весь создан из противоречий: выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый и пассивный на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он неотесанный и тонкий, беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий. Его сила в том, что своей добротой и непрактичностью он производит на алчных окружающих впечатление слабого и глупого, и они, считая его дураком, не могут представить его умным, смелым, находчивым, каким он является на самом деле.
Калистрат Фалалеевич Жаков и Питирим Александрович Сорокин выделяет два основных типа личности, фигурирующие в сказках и отражающие черты коми национального характера:
К первому типу относятся такие персонажи как Пам-Бур-Морт, Майбыр, Венулитто, Мили-Кили. Просты и наивны их души, как души маленького ребенка; чисты, как распускающиеся лепестки лилии, и благоуханны, как розы
Второй категорией героев являются великие колдуны Шыпича, Тунныр-Як, Дарук-Пам. Они все напоминают Пама – соперника Святого Стефана…Гордые, сильные, непобедимые, благодаря своим чарам они представляют совершенно иной психологический тип, тип демонический… Они индивидуалисты… Все дозволено для них… Они проводят свою жизнь в борьбе.
Изначальныйроддеятельностикомиидругихсеверныхнародов–охота. Вовсехсеверныхтрадиционныхкультурахсоциализациядетейпоощряетсвободу, независимость, уверенностьвсебе, самостоятельность, низкуюэмоциональнуюзависимостьотдругихлюдей. Выживалинасевересильные, полагающиесялишьнасамихсебялюди, безсвоеволия, характеравпармеделатьнечего.
Условияобитаниякомилюдейпородилиопределенныйобразжизни, культуру, миропонимание. Экономиканужды, постоянныйтруддлясамообеспеченияивыживанияобусловилибедностьсоциальнойжизни, отсутствиеколлективногосозиданияипреобразованиямира, стабилизировалипочтипервобытныйукладбезсоциальногорасслоения. Комичеловекусвойственнолегкорасставатьсяспрошлым, нежалетьниочем, непланироватьдальнеебудущее, философскиотноситьсяквсевозможнымизменениям.
Коми национальный характер определяют индивидуализм, некоммуникабельность, застенчивость, сдержанность, скрытность, честность, упрямство, независимость, самодостаточность.
И соответственно для коми человека не характерно проявление своего настроения, эмоционального состояния а отсюда и в языке очень мало
Слов характеризующих эмоциональное состояние человека:
гажа - веселый, выпивший
шуда – счястливый, светлый, мажорный
шог - грустный, минорный
лӧгалысь, скӧр - злой, обидчивый
рад ( русско язычное слово) - радостный, веселый, счастливый
яндысьысь - скромный
В сравнении с русским языком:
Веселый, счастливый, сияющий, оживленный, блаженный, торжествующий, ликующий, жизнерадостный, задорный, лучезарный, неунывающий, мажорный, беспечальный, светозарный, снастроением, мрачный, печальный, задумчивый, жалкий, жалобный, унылый, горестный, скорбный, сумрачный, тоскливый, невеселый, похоронный, плачевный, прискорбный, меланхоличный, опечаленный, безотрадный, минорный, кручинныйит.д.
Итак:
Национальный характер напрямую связан с языком.
Из данного примера видно, что коми эмоционально сдержанны, некоммуникабельны, скрытны так как в языке небольшое колличество слов указывающих их эммоциональное состояние.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 1.45 Mb |
Количество скачиваний: | 7 |