Урок по литературе для 1 класса по теме «А.И.Солженицын. Очерк жизни и творчества»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

Урок по литературе для учащихся 11 класса.

Это один из уроков о «лагерной прозе».  На уроке используется и устная работа учащихся, и письменная. Ребята работают с учебником, а также слушают рассказ учителя и сообщения друг друга. При этом они должны заполнять таблицу, вычленяя необходимую для этого информацию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • д/ф «А.Солженицын. Молния бьет по высокому дереву»;
  • д/ф «Может быть, моя цель непостижима. А.Солженицын»;
  • фотографии писателя и его семьи;
  • выставка книг Солженицына;
  • фотографии Соловецкого лагеря;
  • на столе – кусок колючей проволоки.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем так называемую «лагерную прозу». Мы уже познакомились с одним представителем этого явления в литературе – изучили творчество Варлаама Тихоновича Шаламова.И в начале я хочу показать вам один предмет. Думаю, что вы хорошо поймете, почему я выбрала именно этот предмет символом нашего урока.

* Демонстрация колючей проволоки

У вас на столах лежат листочки с таблицей. В течение урока вы внимательно следите за всем, что здесь будет происходить и постепенно заполняете эту таблицу. Подпишите листочки. В конце урока вы сдаете эти работы на оценку.

*Эпиграф

По словам самого Александра Исаевича, мать работала днем и вечером еще подрабатывала. Она изнурительно много работала, потому что надо прокормить семью. Отца не было. Отец погиб на охоте при странных обстоятельствах (об этом в семье почти не говорили). Была страшная нищета. Мужского воспитания Солженицын не знал совсем. Мужское воспитание он получил потом.: в походах, на фронте, в лагере.Все писания его в Экибастузе – это маленькие бумажные комочки, это крохотные квадратики, на которых записано что-то. Это сплющенные фразы, без фамилий, без имен, с прочерками – это сокращенные фразы.

Только он может их расшифровать, больше никто не может понять, что это за записи. Впервые в истории литературы такой феноменальный случай, когда литература создается в такой последовательности: сочинить в уме – запомнить – в какие-то краткие моменты, когда есть огрызок карандаша и есть бумажка – записать на бумажке – выучить это – и сжечь. Это невозможно себе представить. Это выше разумения.Зимой 1952 года Солженицын чувствует, что опухоль, с которой он прошел всю войну, растет не по дням, а по часам. Она уже величиной с большой мужской кулак.

Солженицын понимает, что надо что-то делать. Он обращается в санчасть, там рекомендуют срочную операцию. И дальше происходят события, которые сейчас вызывают просто шок. К операции Солженицына готовит такой же зэк, как и он. Накануне операции этого зэка отправляют на этап. Из другого лагеря присылают другого врача – немца. В итоге этот лагерный врач прооперировал Солженицына по поводу злокачественной опухоли в паху. Прошла неделя после операции. Солженицын в первый раз встает после этой операции, очень тяжело идет к окну, превозмогая сильнейшую боль.

Подходит к окну и видит новый этап, и его врач стоит с рюкзачком на этап.  Период изгнания. Шесть лет Солженицын прожил в Швейцарии, а затем перебрался в США. Там он поселился в тихом местечке под названием Вермонт. Шла напряженная работа над эпопеей «Красное колесо». Солженицын задумал написать это произведение еще в юности, будучи студентом первого курса. Он захотел написать такое же грандиозное произведение, как у Льва Толстого, только не о войне 1812 года, а о событии, которое произошло недавно – роман о революции 1917 года. В период работы над этим произведением Солженицын изучил очень много различного дополнительного материала. По каждому дню революции он прочитал 15 газет, московских и петербургских, чтобы иметь цельную картину.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 66.5 Kb
Количество скачиваний: 12
Просмотров: 93

Похожие материалы