Урок по мхк для 9 класса «Прекрасное пробуждает доброе»

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

"Описание материала:


Урок Мировой художественной культуры 9 класс, первый вводный урок (двухчасовой).

Тема: "«Прекрасное пробуждает доброе». Введение в курс.

Цель:

  • начать приобщение учащихся 9-го  «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)«мировая художественная культура», который учащиеся3-х лет.
  • раскрыть понятие «мировая художественная культура» («искусство»);
  • раскрыть перед учащимися цель знакомства с мировой художественной культурой;
  • раскрыть отличие искусства от науки и особенности языка искусства
  • взволновать учащихся произведениями искусства (звучанием музыки, показом картин, чтением литературных произведений), выразить собственное отношение к произведениям, пробудить мысли
  •  Пробудить мысли и чувства учеников на 1-ом
  • развивать творческие способности, ассоциативное образное мышление, память

Урок сопровождается мультимедийной презентацией «В них есть сила созидания».

 

"Выдержка из материала:

Учитель лицея №623 им. И.П.Павлова  Калинкина Наталья Борисовна

 Урок Мировой художественной культуры 9 класс, первый вводный урок (двухчасовой).

Тема: «Прекрасное пробуждает доброе».

Введение в курс.
Цель: начать приобщение учащихся 9-го класса к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нём через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)

Задачи:

  • вызвать интерес  к предмету «мировая художественная культура», который учащиеся будут изучать в течение 3-х лет.
  • раскрыть понятие «мировая художественная культура» («искусство»);
  • раскрыть перед учащимися цель знакомства с мировой художественной культурой; раскрыть отличие искусства от науки и особенности  языка искусства
  • взволновать учащихся произведениями искусства (звучанием музыки, показом картин, чтением литературных произведений), выразить собственное отношение к произведениям, пробудить мысли
  • Пробудить мысли и чувства учеников на 1-ом уроке мировой художественной культуры («труд ума и души»)
  • развивать творческие способности, ассоциативное  образное мышление, память

 

 

Урок сопровождается  мультимедийной презентацией «В них есть сила созидания».

Ход урока:

 Эмоциональный настрой на урокСлайд№1 (из Презентации «В них есть сила созидания».)
«В них есть сила созидания, и эта сила никогда не исчерпает себя, не исчезнет».И. Гёте (о произведениях Моцарта)

«Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству».Т. «Прекрасное пробуждает доброе»

Д.Б. Кабалевский Урок начинается звучанием торжественной музыки Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (музыкальный эпиграф урока)Музыка затихает.

Учитель читает эпиграфы.- Мы будем знакомиться на уроках с выдающимися творениями искусства – мировой художественной культурой (МХК).
Организационные моменты.Надписываем тетрадь.

Ставим число на полях. -Так будем делать на каждом уроке без напоминаний.

Постановка цели урока перед учащимися. Организация восприятия и осмысления новой информации Что такое «Мировая художественная культура»?
Давайте сначала попытаемся ответить на вопрос: «Что такое  КУЛЬТУРА»?

Ответы учащихся. Учитель подытоживает ответы.Слайд№4«Культура- то, что создал человек и то, что создало человек». (академик Н.Конрад)«Культура – достояния человеческого общества,созданные им на протяжении длительногоисторического развития и являющиеся совокупностью материальных и духовных форм». 

-Читатели, зрители, слушатели…. Как вы думаете, это важно? Почему?

Ответа учащихся.-Представьте себе картину: пианист вышел на эстраду, играет, а в зале никого нет, «удручающая тишина зрительного зала»….-Одного художника посадили в тюрьму и дали ему доску и мел. Он рисовал и стирал. рисовал и стирал свои картины…. В конце концов умер от горя….Творцы  (писатели, художники, композиторы) создают свои произведения ДЛЯ НАС - людей (читателей, зрителей, слушателей)

«Трудно любить то, чего не знаешь».
«Чтобы наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком».
-И мы на уроках будем учиться этому!


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – художественная культура мира в её историческом развитии        (по историческим этапам, когда она развивалась)-В этом году начнём с художественной культуры эпохи Просвещения (и т. д.)

-Искусство может лепить внутренний мир людей.

Об этом знали давно и этим пользовались давно, пользуются и сейчас искусство использовали в разных целях. например, шаманы. их искусство считалось колдовством (причитания, танцы, пение) – всё это воздействовало на людей.А вспомните эпизод в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Штирлиц видит в библиотеке бюст. «Вот он – истинный ариец! Маленькая голова и огромный торс». Такие статуи огромных размеров гитлеровцы намеревались поставить на границах своей будущей империи.

Вот учёный –анатом, поняв, как живёт и действует рука человека, создаёт её гипсовую копию. Мы с интересом разглядываем гипсовую копию; её составные части. Но муляж руки не вызовет волнения наших чувств. Мы её только изучаем.А вот руки, изображенные художником.

«Портрет академика Павлова» М. Нестеров -О чём говорят нам руки? (о духовной жизни изображённого учёного).

О. Бальзак говорил, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки». И. П. Павлов говорил, что наука рассекает жизнь, анатомирует, искусство стремится к её целостному изображению. Учёный мыслит абстрактно (изучает человека вообще), а художник изображает конкретно (жизнь героев, их чувства).

В формуле учёного нет чувства, личности учёного, а в художественном произведении видим, как билось сердце художника его мысли и чувства. И учёный, и художник, опираются на весь мировой опыт. Ответы детей.

-Давайте найдём общие черты и отличия видов искусства. Литература, музыка, изобразительное искусство. Кино, театр синтетические виды искусства. Запись в тетрадь. -Что общего и что различает виды искусства?

-Каким языком творцы доносят до нас свои мысли? (своеобразным языком искусства) И. Левитан «Осенний день. Сокольники» . А. С. Пушкин «Осень» (отрывок)  «Осенняя песня. Октябрь» П. И. Чайковский Звучит аудиозапись.

-Какая из картин, по-вашему мнению, больше всего соответствует настроению музыки -Что общего и что различного в этих произведениях? (общее: осень, одна тема, различие: разные средства)

-Каково отношение к осени? -Какие произведения больше созвучны друг другу? Ответы учащихся. 6. Итог урока. Рефлексия. Вспомните, как назывался наш урок. «Прекрасное пробуждает доброе». Что же мы называем «прекрасным»? (искусство, обращение к искусству делает человека лучше, добрее)

-Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы (Можно ответить только на один вопрос, но обязательно объяснить свой ответ) Учитель раздаёт листочки с напечатанными вопросами: -Понравился ли вас 1-ый урок мировой художественной культуры? Объясните свой ответ. -Что произвело на вас большее впечатление? Почему?

. Домашнее задание: Приведите примеры воздействия искусства на людей (из жизни, кино, книг, телевидения, музыки, изобразительного искусства и др. -Спасибо за внимание. До новых встреч.

 Методические аспекты организации урока. ак единое художественно-педагогическое целое. В данном уроке также использованы технологии проблемнодиалогического обучения, позволяющие учащимся самостоятельно открывать знания.

При проблемнодиалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний. Также использован традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения и частичнопоисковый метод обучения, при котором основе работы во время урока.

Урок построен и на коммуникативных технологиях, суть которых Учителем активно использованы на уроке информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

И белые хатки, и чёрные тучи Над полем, над лесом, над сена стогами, И сёла, и нивы, разливы и пашни Всё ринулось в сердце, в нём вспыхнув, как пламя Родная, как жизнь украинская наша Простая, как правда, земля под ногами Как солнце над нею румяное всходит! Как смотрит оно на неё, улыбаясь! А вёсны, какие к ней вёсны приходят! Как песни поёт она, с ними встречаясь!

Любимая, с сердцем и добрым, и сильным, Красивая в бурю, в пургу и в морозы. Как любит она свои снежные зимы, Как любит весенние первые грозы. Вы слышите это шумят её реки, Вы слышите это поют

И в небе вы слышите в небе веснянка, Сквозь громы, сквозь тучи свободно льётся. Веснянка певунья кружит хороводы Берёзок, девчат и парней чернобровых, Как деда Днепра беспокойные воды, Бурлит, затихает, пенится снова. Всё это рождалось из лета в лето. Года берегли это с первого века. И просто не верится заново это Руками рождается человека. Летают прекрасные умные руки. Мелькают в нотах: фортиссимо, престо…

Здесь жизнь, здесь радости, горести, муки, Не просто концерт фортепиано с оркестром…Мне кажется, я бы ему сказала: «За сердце великое, скромное, русское Спасибо, спасибо Вам, Пётр Ильич! Вы жизнью своей наполнили музыку.

Мы музыкой сделаем нашу жизнь!» Литература: Бушен A. , Подвиг пианиста, в кн. : Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, М. , 1970, с. 224-225.

Концерт был назначен на два часа. Я переоделся во фрак, и мы с женой вышли из театра очень заблаговременно. Опасались попасть в тревогу. На улице невообразимый холод. Жесточайший мороз. 28 градусов ниже нуля. Весь город в инее. Деревья в Екатерининском сквере кажутся белыми коралловыми рифами.

Солнце висит в тумане, точно искусственный багровый диск. Таким его рисуют на театральных задниках в царстве берендеев. На Невском редкие прохожие.

Еле заметные, мелькающие то здесь, то там на фоне пустынной белизны темные точки. Город кажется призрачным, нереальным. И то, что я иду в концертный зал этого призрачного города играть концерт Чайковского, кажется мне тоже нереальным.

Но как только мы вошли в здание филармонии, ощущение это рассеялось. Артистов оркестра собралось уже довольно много. Все в ватниках и полушубках, похудевшие и обессилевшие, но самоотверженно выполняющие поставленную перед ними задачу: проведение симфонических концертов в осажденном Ленинграде. Оркестранты были очень возбуждены и сразу обступили меня.

Александр Данилович, вы не сможете играть. В зале три градуса мороза. Слышите? Мо-ро-за! Ну уж и мороза, сказал я. Кто это определил? Температуру измерили градусником. Положили его на рояль, и он опустился на три градуса ниже нуля. И пошло, и пошло. . .

Один говорит: «Сыграйте только первую часть». Другой: «Играйте в пальто». Третий: «Вы в чем? Во фраке? Да что вы! Разве мыслимо!» В общем каждый свое, и все сводится к одному: играть нельзя. Оркестранты относятся ко мне хорошо и искренне за меня беспокоились

. Я дал им выговориться, а потом сказал: «Спасибо вам, товарищи, за заботу. Но я не только не замерзну, а еще и вас всех разогрею». Они рассмеялись. Подошел И. Миклашевский.

Он тоже был во фраке. «Мороз не может помешать мне дирижировать, сказал он,— я рискую только простудиться. А вот у вас, Александр Данилович, задача будет потруднее». «Пожалуйста не беспокойтесь», сказал я.

Тут пришел кто-то из зала и объявил, что публики очень много. И среди собравшихся большое количество военных. Командиры и бойцы Ленинградского гарнизона. Воины с автоматами прямо с линии фронта. И, конечно, гражданское население наши несгибаемые, упрямые, любящие музыку ленинградцы. . .

И это заставило всех подтянуться. Истощенные, шатающиеся от слабости люди вышли на эстраду бодрым, уверенным шагом. Меня встретили дружными аплодисментами, что в этот раз было мне, признаюсь, особенно приятно. А потом все получилось так, как я думал. Руки у меня были совсем горячие, и начал я концерт очень удачно. Музыка хорошо понесла меня, и я играл

 После первой части услышал аплодисменты. У нас не принято аплодировать между частями концерта, и я решил игнорировать то, что показалось мне случайностью. Продолжал сидеть неподвижно, опустив голову. Но аплодировали так громко и настойчиво, что пришлось встать и поклониться. И тогда я увидел, что и оркестр аплодирует, а Игорь Сергеевич улыбается.

Увидел, что лампочки в люстрах красноватые тусклые точки почти не дают света. Увидел, что над публикой, однородной темной массой с белыми пятнами лиц, клубится дымка дыхание людей, как клубится оно на морозе. И то и другое меня поразило.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 92.5 Kb
Количество скачиваний: 63
Просмотров: 184

Похожие материалы